Interested Article - Гоночная игра
- 2020-06-08
- 1
Гоночная игра ( англ. racing video game ) — жанр компьютерных игр с видом от первого или от третьего лица, в которых игрок принимает участие в гоночном соревновании среди наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств . Основой этих соревнований могут быть какие-то реально существующие гоночные серии, также они могут проходить в полностью вымышленных сеттингах . В общем случае гоночной игрой может быть компьютерная игра любого жанра: от автосимуляторов высокой степени реализма до относительно простых аркадных гоночных игр. Гоночные игры также могут относиться к категории спортивных игр .
Историческая справка
1970-е
В 1973 г. компания Atari выпустила аркадную игру Space Race . В ней игрок управляет космическим кораблем и участвует в гонках с другими кораблями, уклоняясь от комет и метеоритов. Это — соревновательная игра с черно-белой графикой для двух человек , управляемая двухпозиционным джойстиком .
В следующем году Atari выпустила первую аркадную гоночную игру с автомобилями — Gran Trak 10 . Она представляет собой один игровой экран с видом сверху и черно-белой графикой в низком разрешении . Позднее в том же году Taito выпустила Speed Race , автором которой был , известный по Space Invaders . В ней игрок движется на автомобиле по прямой дороге, уклоняясь от других машин. В США игра вышла под названием Wheels , ее изданием занималась Midway Games . Игра оказала влияние на более поздние гоночные игры .
В 1976 году Sega выпустила Moto-Cross , изданный в США как Fonz с намеком на имевший в то время популярность ситком « Счастливые дни » . В игре представлен вид с трехмерной перспективой , воспроизводятся тактильные ощущения посредством вибрации мотоциклетного руля в случаях столкновений с другими транспортными средствами . В игре нужно ехать на мотоцикле, уклоняясь от препятствий и других транспортных средств . Вид от первого лица представлен в игре Night Driver от Atari, которая вышла в октябре 1976 года . Игра Death Race от Exidy, вышедшая в 1976 году, считается первой «скандальной» компьютерной игрой , поскольку стала объектом широкой волны критики в СМИ из-за жестокости, что только способствовало ее популярности .
В 1977 году Atari выпустила игру Super Bug , значимую для истории гоночную игру ввиду «первой реализации прокручиваемого игрового поля» в разных направлениях . В том же году Sega выпустила гоночную игру с мотоциклами для двоих игроков под названием Twin Course T.T. . . Другой заметной гоночной игрой из 1970-х годов стала The Driver . Это — экшн -гоночная игра от Kasco (Kansai Seiki Seisakusho Co.). В ней для проецирования FMV -вставок на экран используется 16-мм киноплёнка , поэтому в игре очень ограничено взаимодействие с пользователем, которое сводится к тому, что игроку нужно направлять руль , нажимать на педали газа и тормоза соответственно движениям, демонстрируемым на экране. Это очень похоже на концепцию Quick Time Event в FMV-играх .
В 1979 году вышла игра Speed Freak от Vectorbeam с трехмерной векторной графикой , что сайт Killer List of Videogames называет «очень впечатляющим и опередившим свое время» .
1980-е
В 1980 году Namco выпустила игру Rally-X с видом сверху, в которой впервые была представлена фоновая музыка , прокрутка экрана в разных направлениях (как в горизонтальном, так в вертикальном), а также имелась возможность «вытянуть» экран в любом направлении . В игре имеется радар , отображающий положение раллийного автомобиля на карте . Игра с вертикальной прокруткой Alpine Ski , выпущенная Taito в 1981, посвящена зимним видам спорта . В ней необходимо управлять движениями лыжника во время соревнований по скоростному спуску , слалому или прыжкам с трамплина . Первой игрой с масштабируемыми спрайтами и полностью цветной графикой стала Turbo от Sega в 1981 году .
Одной из игр, оказавших на жанр наибольшее виляние, стала выпущенная в 1982 году игра Pole Position , разработанная Namco и изданная в Северной Америке Atari. Это первая игра, основанная на реально существующих гоночных трассах, также в ней впервые был представлен квалификационный заезд , в нем игроки совершают заезды с раздельного старта до основного соревнования аналогично гоночным сериям « Гран-при ». Хоть эта игра и не была первой гоночной игрой с видом от третьего лица (ей стала Turbo от Sega), Pole Position установила каноны жанра и, снискав большой успех, стала объектом многочисленных подражаний . По мнению журнала Electronic Games впервые в салонах развлечений в гоночных играх максимальную награду получали игроки, завершившие заезд в числе лидеров, а не просто за нахождение автомобиля всеми колесами на дороге . Согласно IGN , это «первая игра, основанная на реальной гоночной трассе („ Фудзи Спидвей “ в Японии)», в ней « появились контрольные точки». Игре сопутствовал такой успех, что она стала «бестселлером 1983 года в Северной Америке, на десятилетия установившим каноны жанра и вдохновив разработчиков на создание множества других гоночных игр.»
В 1983 году Kaneko выпустила игру Roller Aces о катании на роликовых коньках .
В 1984 году выпущен ряд FMV-игр , в том числе GP World от Sega и Laser Grand Prix от Taito , в которых был представлен оцифрованный видеоряд, Top Gear от Universal — трехмерная анимированная гоночная игра , а также Cosmos Circuit от Taito — футуристическая анимированная гоночная игра . Taito также выпустила Kick Start и Buggy Challenge — гонки на багги по трассе с грунтовым покрытием . В игре The Battle-Road от Irem , гонках на выживание, представлены альтернативные проезды и до 32 разных маршрутов .
Гоночные игры того времени в целом тяготели к аркадному стилю передачи реализма в первую очередь из-за аппаратных ограничений, что особенно заметно в играх 1980-х и 1990-х годов. Тем не менее, было бы неправильным утверждать, что в этот период не было игр высокой степени реализма, относимых тогда к автосимуляторам . В 1984 году Джефф Крэммонд , позднее работавший над играми серии Grandprix (известной в среде фанатов как GPX), выпустил игру Revs для BBC Micro , которая считается первой попыткой создания гоночного симулятора для домашних игровых систем. Игра представляла собой неофициальную версию (и, как следствие, отсутствие официальных команд и имен гонщиков) британской гоночной серии « Формула-3 ». Аппаратные возможности того времени ограничивали степень достоверности симуляции и делали ее возможной (изначально) на одной трассе, однако в этой игре использован «половинный» реализм с бо́льшей проработкой деталей окружения, нежели в других гоночных играх того времени .
В 1985 году Sega выпустила Hang-On — гоночную игру на мотоциклах в стиле « Гран-при » . В игре использована технология force feedback , также это одна из первых аркадных игр с 16-битной графикой и технологией Super Scaler от Sega, позволявшая выполнять псевдотрехмерное масштабирование спрайтов на высоких кадровых частотах .
В 1986 году Durell выпустила игру Turbo Esprit , по официальной лицензии от Lotus , в ней представлены рабочие автомобильные индикаторы. В том же году Sega выпустила Out Run — одну из игр с наиболее впечатляющей графикой тех времен. Двумерный графический движок игры работал на двух процессорах Motorola 68000 . Игра сразу стала классикой и породила многочисленные сиквелы . Игра была известна тем, что давала игроку свободный выбор маршрута заезда и выбор музыки, проигрываемой во время гонки , реализованный в виде радиостанций. Также в игре присутствовало пять различных концовок, зависящих от выбранного маршрута. Каждая концовка представляла собой небольшую сценку в отличие от простого экрана «поздравлений», обычных для игр того времени .
В 1987 году Square выпустила игру Rad Racer , одну из первых компьютерных игр со стереоскопической трехмерной графикой . В том же году Atari выпустила RoadBlasters — игру, где помимо обычного вождения также представлены элементы стрельбы.
Paris-Dakar Rally Special от CBS Sony является гоночной игрой с элементами платформера и action-adventure . В ней представлены автомобили из ралли «Дакар» , которые могут стрелять, а водители могут покидать автомобили, исследуя состояние мостов или для поиска способов преодоления других препятствий, подводных участков, а также что избегать редких нападений танков или самолетов-истребителей . В том же году Namco выпустила игру Winning Run .
В 1989 году Atari выпустила Hard Drivin’ — аркадную гоночную игру с трехмерной полигональной графикой. В ней была использована технология force feedback таким образом, что в случае агрессивного стиля прохождения поворотов руль начинал вибрировать. В случае столкновений показывался мгновенный повтор с внешней камеры. В том же году свою попытку создания гоночного симулятора предпринял ныне несуществующий разработчик Papyrus Design Group, выпустив благосклонно встреченную критиками игру Indianapolis 500: The Simulation , разработанную Дэвидом Краммером ( англ. David Kaemmer ) и Омаром Худари ( англ. Omar Khudari ). Игра рассматривалась как первый «настоящий» автосимулятор на персональных компьютерах. В точности передавая гоночную трассу Indianapolis 500 образца 1989 года, игра представляла передовую для своего времени трехмерную графику, возможности настройки, поломки автомобилей и особенности их управления. В отличие от большинства игр того времени, в Indianapolis 500 делается попытка симулировать реальную физику и телеметрию . Например, в ней имеются описания взаимодействия между четырьмя точками контакта автомобиля с покрытием, потери сцепления с покрытием во время прохождения поворотов на большой скорости, что заставляет игрока выбирать правильную траекторию прохождения поворотов и реалистичным образом работать с педалями акселератора и тормоза. Также в игре представлен гараж, где игрок может делать модификации своего автомобиля, в том числе выполнять настройки колес, амортизаторов и крыльев . Модель повреждений в игре, неточная по современным представлениям, могла реализовывать весьма зрелищные и занимательные столкновения многочисленных транспортных средств.
1990-е
В 1992 году заметной игрой среди симуляторов гонок стала Formula One Grand Prix от Крэммонда, однако уже в следующем году таковой стала IndyCar Racing от Papyrus . Formula One Grand Prix снискала похвалы за детальность, не встречавшуюся до нее в компьютерных играх того времени. В частности, это касается полного воссоздания всех гонщиков, автомобилей и гоночных трасс Чемпионата мира 1991 года в автогонках « Формула-1 ». Однако, версия, распространявшаяся в США ( World Circuit ), не получила лицензию FIA . Ввиду этого команды и гонщики были переименованы: например, Айртон Сенна в игре присутствовал как «Карлос Санчез» (Carlos Sanchez). Тем не менее, отображение настоящих имен и названий можно восстановить через меню игры.
В аркадном сегменте гоночных игр можно отметить игру Virtua Racing от Sega, вышедшую в 1992 году. Это не первая аркадная гоночная игра с трехмерной графикой (ранее вышли Winning Run , Hard Drivin’ и Stunts ), но она вобрала лучшие особенности игр своего времени, в том числе возможность соединения игровых устройств для многопользовательской игры и полностью трехмерную графику . Благодаря этому получилась игра, намного превзошедшая стандарты для рынка аркадных игр той поры. Эта игра стала основой для последующих трехмерных гоночных игр .
В том же году Nintendo представила Super Mario Kart , ставшую известной гоночной игрой благодаря своей псевдотрехмерной графике. В игре присутствуют предметы, с помощью которых можно причинять вряд другим участникам гонок. Игрокам помогает персонаж Лакиту ( англ. Lakitu ), предоставляя сведения о правилах игры и спасая игроков от падений за трассу . В 1993 году Namco выпустила Ridge Racer , и с этого момента началась «полигональная война» между играми о вождении. Ответом от Sega стала игра Daytona USA , одна из первых компьютерных игр с применением фильтрации текстур, а также наложением текстур на полигоны, благодаря чему достигался наилучший уровень детализации графики среди компьютерных игр, вышедших до неё . В следующем году Electronic Arts выпустила The Need for Speed , ставшая впоследствии самой успешной серией компьютерных гоночных игр и одной из десяти наиболее успешных серий компьютерных игр всех времен. Также в этом году Midway Games представила игру Cruis’n USA .
В 1995 году Sega выпустила игру Sega Rally Championship о раллийных гонках, в которой, помимо обычного соревновательного многопользовательского режима, был представлен кооперативный режим игры . Также Sega Rally стала первой игрой, в которой автомобили перемещались по поверхностям разного типа (в том числе асфальт , гравий и грязь ), с различным коэффициентом сцепления , соответственно им изменяются особенности управления. Это стало важной вехой в жанре .
В 1996 году Nintendo выпустила трехмерную игру Mario Kart 64 , сиквел Super Mario Kart . В этой игре появилось действие, для которого необходимо, чтобы Лакиту поменял двигатель игрока, это дает возможность использовать «турбо старт» ( англ. Turbo Start ). В отличие от Sega Rally Championship, игра Mario Kart 64 сфокусирована только на гонках и использовании предметов .
Atari не участвовала в этой «войне» вплоть до выпуска в 1997 году игры San Francisco Rush: Extreme Racing .
В 1997 году на платформе PlayStation вышла игра Gran Turismo , находившаяся в разработке с 1992 года . Она воспринималась на наиболее реалистичный симулятор гонок своего времени . Игре присуща высокая играбельность , в нее можно играть с любым уровнем мастерства. В ней представлен богатый выбор любых, даже самых мелких, возможной для тюнинга автомобилей, а также представлен режим карьеры с открытой концовкой . В нем игроки должны пройти серию испытаний на водительское мастерство, чтобы получить соответствующее водительское удостоверение , дающее доступ к гонкам, а также выбирать собственный путь построения карьеры . Серия игр Gran Turismo с того времени стала второй по успешности серией гоночных игр всех времен, мировые продажи которой составили более 80 миллионов копий по состоянию на апрель 2018 года .
К 1997 году типичный персональный компьютер был сравним с аркадным автоматом в части качества компьютерной графики, в основном благодаря появлению первого поколения ускорителей трехмерной графики, наподобие 3dfx Voodoo. Благодаря увеличившейся производительности центральных процессоров появилась возможность значительного улучшения реалистичности игровой физики, управления автомобилем и графики.
В 1998 году на ПК вышла игра Colin McRae Rally , она стала успешной «полусимуляцией» среди раллийных игр, ранее доступной только в менее «серьезной» игре Sega Rally Championship . Игра Motorhead , вышедшая для ПК, позже получила аркадную адаптацию. В том же году Sega выпустила Daytona USA 2 (версии Battle On The Edge и Power Edition ), она стала первой игрой с реалистичными столкновениями и графикой.
В 1999 году рынок компьютерных игр начал тяготеть к более «открытым» игровым мирам. Игра Midtown Madness для ПК предоставляет игроку возможно исследовать упрощенную версию города Чикаго при помощи разнообразных транспортных средств, выбирая для этого любой понравившийся маршрут. В сегменте аркадных автоматов Sega выпустила Crazy Taxi — гоночную игру с открытым миром , где игрок выступает в роли водителя такси, и ему требуется доставить клиентов по назначению в максимально сжатые сроки . Также существует подобная игра Emergency Call Ambulance от Sega с практически идентичным геймплеем (доставить пациента в больницу в максимально сжатые сроки). К этому времени игры стали визуально более реалистичны. В некоторых аркадных играх использовались три экрана, чтобы предоставить игроку панорамный обзор.
2000-е
В 2000 году компания Angel Studios (ныне Rockstar San Diego) представило первую гоночную игру со «свободным перемещением» Midnight Club: Street Racing на игровых приставках PlayStation 2 и Game Boy Advance . Игра позволяла игроку ехать куда угодно по виртуальным воплощением Лондона и Нью-Йорка . Вместо традиционных закрытых трасс для обозначения маршрута гонки в игре использованы контрольные точки, между которыми игрок может перемещаться любым возможным способом, благодаря чему у игрока всегда есть выбор из разнообразных коротких путей, которыми он может пользоваться между контрольными точками .
В 2001 году Namco выпустила на аркадных автоматах Wangan Midnight , которая позже была обновлена до версии, известной как Wangan Midnight R . Последняя впоследствии была портирована на PlayStation 2 под названием Wangan Midnight . [ источник не указан 1824 дня ]
В 2003 году вышла Midnight Club II от Rockstar San Diego, которая стала первой гоночной игрой, в которой доступными были не только автомобили, но и мотоциклы. Тогда же Namco выпустила, вероятно, продолжение Wangan Midnight R под названием Wangan Midnight Maximum Tune . [ источник не указан 1824 дня ]
Существует широкий диапазон гоночных игр, который начинается от простых аркадных гонок, таких как, например, Mario Kart: Double Dash!! или Nick Toon Racers , и заканчивается симуляторами весьма высокой степени реализма, такими как, например, Grand Prix Legends , iRacing , Live for Speed , rFactor .
Разновидности
Аркадная гоночная игра
В аркадных гоночных играх основной упор делается на удовольствие от игры и на высокий темп геймплея, поскольку сами автомобильные соревнования принимают уникальные формы. Основным отличием аркадных гоночных игр от автосимуляторов является их упрощенный физический движок. Там, где в реальных гонках (и, соответственно, в их симуляциях) гонщик должен значительно снижать скорость для прохождения большинства поворотов, в аркадных гоночных играх игрок, как правило, использует «скольжение» автомобиля, которое позволяет сохранить скорость автомобиля, проходя повороты дрифтом . Как правило, в таких играх присутствуют столкновения с другими гоночными автомобилями, препятствиями на трассе или автомобилями из трафика. В большинстве игр просто не рассчитываются с нужной точностью параметры, требуемые для достоверной симуляции, так как эти игры направлены только на, собственно, гоночный аспект. В таких играх часто присутствуют лицензированные автомобили и гоночные серии, в то же время в них могут присутствовать довольно необычные настройки и транспортные средства. Гонки могут проходить на скоростных шоссе, загородных дорогах или в городах, они могут иметь форму кольцевых гонок или движения между контрольными точками, иметь один или несколько маршрутов следования (в последнем случае возможно наличие контрольных точек), а также принимать форму других типов соревнований, таких как гонки на выживание , прыжки на автомобилях или испытания на водительское мастерство. Примерами популярных серий аркадных гоночных игр являются Virtua Racing , Daytona USA , Midnight Club , Burnout и MotorStorm .
В течение второй половины 2000-х годов гоночные игры стали тяготеть к уличным гонкам, имитируя сцену автомобильного тюнинга таким образом, чтобы игрок мог затюнинговать свой спортивный автомобиль , чтобы на нем принять участие в уличных гонках. Наиболее заметными представителями этого периода является игра Midnight Club 3: DUB Edition и серия Midnight Club в целом, а также некоторые игры из серий Need for Speed , Initial D Arcade Stage и Juiced .
В некоторых аркадных гоночных играх геймплей дополнительно интенсифицируется путем внедрения оружия, при помощи которого игрок может замедлить автомобили своих соперников или каким-то другим образом помешать им. Это — отличительная особенность гоночных игр о картинге — таких как Mario Kart . Тем не менее, подобный геймплей также может присутствовать в играх с обычными гонками на автомобилях. Оружие может быть разнообразного действия — от простых пуль или снарядов до ловушек, также могут присутствовать предметы не боевого воздействия, например, ускоряющие автомобиль игрока. Примерами гоночных игр с оружием являются Full Auto , Rumble Racing и Blur .
Гоночный симулятор
В автомобильных симуляторах основной целью является максимально точная передача управления автомобилем . При создании таких игр часто лицензируются реально существующие автомобили, а в случае невозможности получения такой лицензии создается вымышленный автомобиль, близкий к реально существующему. Ключевой фактор в этих играх — физика поведения транспортного средства. Также в этих играх часто с точностью воплощаются другие аспекты, необходимые для профессионального автогонщика (игроку потребуется принимать во внимание состояние шин автомобиля или остаток топлива в баке). Возможность выполнения правильной методики прохождения поворотов и точного маневрирования по ходу гонок (например, так называемый trail braking ) является приоритетной задачей для таких игр.
Несмотря на то, что многие гоночные симуляторы создавались для людей с высоким водительским мастерством, обычно через игровое меню возможно включить различных «помощников». Среди наиболее частных «помощников» встречаются противобуксовочная система , антиблокировочная система , помощь в прохождении поворотов, защита от повреждений автомобиля, помощь в работе со сцеплением, АКПП .
Некоторые из гоночных симуляторов имеют возможность полной настройки, поскольку данные об автомобилях, трассах и исполняемые файлы были расшифрованы фанатами. Вокруг игр, считающихся наиболее реалистичными, в интернете существуют сообщества игроков, на многих сайтах проходят виртуальные соревнования. Примерами серий гоночных симуляторов можно назвать Forza Motorsport , Gran Turismo , Assetto Corsa , Project Cars и др.
Игры о гонках на картинге
В играх о гонках на картинге обычно игровая механика представлена в упрощенном виде, вместо этого в игру добавлены различные препятствия, нетипичный дизайн трасс, а также разнообразные экшн-элементы . Гонщиками в подобных играх обычно бывают персонажи из разнообразных платформеров , мультсериалов или водители «глупых» машин . Гоночный геймплей в подобных играх обычно в бо́льшей степени аркадный, нежели в других гоночных играх, его частью является возможность игровых персонажей стрелять снарядами в других персонажей и собирать различные усиливающие предметы . Как правило, в подобных играх управление очень простое, нет никаких «переключений передач» и «педали сцепления» .
Первой игрой с автомобильном боем была игра Crashing Race 1976 года. Игра была «медленнее» других гоночных игр своего времени ввиду аппаратных ограничений, из-за чего авторы избрали для своей игры оформление в виде картинга. После нее было выпущено большое количество игр о гонках на картинге с самыми разными персонажами от Nicktoons до персонажей вселенной Mario .
Примечания
- Федор Сивов. . DTF (20 июля 2017). Дата обращения: 1 апреля 2018. 2 апреля 2018 года.
- . Top Gear Russia . Дата обращения: 1 апреля 2018. 29 ноября 2018 года.
- Павел Бокай, Лев Левин. . Игромания (12 января 2018). Дата обращения: 1 апреля 2018. 17 января 2018 года.
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- . USGamer . Gamer Network (24 июля 2015). Дата обращения: 17 марта 2017. 5 марта 2016 года.
- . IGN . Ziff Davis (2015). Дата обращения: 17 марта 2017. 18 августа 2016 года.
- Chris Kohler. . — BradyGames, 2005. — С. . — ISBN 978-0-7440-0424-3 .
- . USA Today (6 мая 2009). Дата обращения: 22 марта 2011. 30 октября 2012 года.
- Bill Loguidice, Matt Barton. . — Focal Press, 2009. — С. . — ISBN 978-0-240-81146-8 .
- ↑ (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) . The Arcade Flyer Archive . Killer List of Videogames . Дата обращения: 15 ноября 2018. 1 января 2019 года.
- Mark J. P. Wolf. The video game explosion: a history from PONG to Playstation and beyond. — ABC-CLIO, 2008. — С. 39. — ISBN 978-0-313-33868-7 .
- . Arcade-history.com (13 октября 2014). Дата обращения: 13 мая 2016. 28 августа 2020 года.
- Plunkett, Luke . Kotaku . Gizmodo Media Group (28 февраля 2012). Дата обращения: 19 октября 2018. 19 октября 2018 года.
- Kohler, Chris . WIRED . Condé Nast (30 октября 2007). Дата обращения: 19 октября 2018. 20 октября 2018 года.
- (англ.) (недоступная ссылка — ) . Allgame .
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- . Дата обращения: 24 октября 2011. 15 июня 2011 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2011. 15 июня 2011 года.
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- Fahs, Travis . Uk.retro.ign.com (21 апреля 2009). Дата обращения: 13 мая 2016. Архивировано из 17 мая 2012 года.
- Loguidice, Bill; Barton, Matt (2009), , , pp. 195—6, ISBN 0-240-81146-1 . Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 17 января 2023 года.
- (англ.) // Electronic Games : magazine. — 1984. — January ( vol. 2 , no. 23 ). — P. 77 .
- . IGN.com (3 апреля 2015). Дата обращения: 13 мая 2016. 5 февраля 2020 года.
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- ↑ . GameSpot . Дата обращения: 7 апреля 2008. 5 августа 2004 года.
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- . Uk.retro.ign.com (21 апреля 2009). Дата обращения: 13 мая 2016. Архивировано из 30 марта 2012 года.
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- Gazza, Brian . Hardcore Gaming 101. Дата обращения: 11 октября 2018. 14 октября 2017 года.
- . Shacknews.com . Дата обращения: 13 мая 2016. 6 марта 2010 года.
- . Gamasutra . Дата обращения: 13 мая 2016. 1 октября 2018 года.
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- . GameSpot . Дата обращения: 30 января 2011. 8 июля 2012 года.
- . 15 Most Influential Games of All Time . GameSpot (2001). Дата обращения: 12 апреля 2012. 20 марта 2013 года.
- ↑ . The history of Mario Kart: a race through time… . Nintendo Australia (2014). Дата обращения: 14 июня 2017. 20 декабря 2016 года.
- . Uk.retro.ign.com (21 апреля 2009). Дата обращения: 13 мая 2016. 17 мая 2012 года.
- . Retro Gamer 5–6 (21 сентября 2009). Дата обращения: 17 марта 2011.
- , p. 103, ISBN 978-1-904994-45-9
- Dean Takahashi. . Venturebeat.com (14 января 2010). Дата обращения: 13 мая 2016. 3 марта 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 8 февраля 2016. 28 мая 2010 года.
- . gran-turismo.com . Дата обращения: 19 января 2019. 27 сентября 2020 года.
- . Retro Gamer (16 сентября 2009). Дата обращения: 17 марта 2011. 23 мая 2016 года.
- (англ.) . GameSpot (12 мая 2000). Дата обращения: 23 июля 2016. 20 декабря 2016 года.
- Dec 09, Sam McEachern; 2018 . Дата обращения: 29 января 2019. 28 марта 2019 года.
- ↑ Brian Schwab. . — Cengage Learning, 2009. — С. 192. — ISBN 1584506288 .
- ↑ Jason Gregory. . — CRC Press. — С. 19. — ISBN 1439879184 .
- Adedeji, Shola. . Gamelitist (14 июня 2012). Дата обращения: 2 декабря 2014. 11 декабря 2014 года.
- Scott Rogers. . — John Wiley & Sons. — С. 502. — ISBN 1118877217 .
- Jeff Ryan. . — Penguin. — ISBN 1101517638 .
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2020-06-08
- 1