Interested Article - Керженский Благовещенский монастырь

Ке́рженский Благове́щенский монасты́рь ( Керженский Благовещенский скит ) — единоверческий монастырь, располагавшийся на правом берегу реки Керженец в Семёновском уезде Нижегородской губернии . Основан в 1814 году иноком Тарасием как мужской старообрядческий скит. Был одним из известнейших и крупнейших Керженских старообрядческих скитов . В 1849 году скит переходит в единоверие и получает официальный статус монастыря. В 1908 году монастырь становится женским. Закрыт в 1920-е годы и впоследствии полностью разрушен.

История

Группа монахов с настоятелем Филаретом в Благовещенском Керженском единоверческом скиту
Архимандрит Филарет со стрихарными

В 1814 году , в возрасте 27 лет, инок Тарасий основал Благовещенский Керженский скит, расположившийся на правом берегу реки Керженец на территории Семёновского уезда Нижегородской губернии . Несмотря на то, что в этой местности уже располагалось несколько старообрядческих Керженских скитов , Благовещенский скит вскоре приобрёл большую известность, и в него стали стекаться старообрядческие иноки .

В 1848 году , во времена борьбы со старообрядчеством при императоре Николае I , по поводу одного уголовного следствия скит был запечатан властями. К этому был причастен чиновник особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола Нижегородской губернии П. И. Мельников-Печерский . П. И. Мельников-Печерский, будучи знатоком и бытописателем старообрядческого раскола, нашёл подход, нужные слова и аргументы, чтобы убедить инока Тарасия перейти в единоверие .

И 1849 году скит был вновь открыт уже как Керженский Благовещенский единоверческий мужской монастырь (общежительный 3 класса), первым игуменом которого был всё тот же Тарасий . Часть бывшей братии также приняла единоверие и осталась в скиту, но большая часть разбрелась по другим старообрядческим скитам.

При игумене Тарасии, как и при его преемнике игумене Евгении (†1879), монастырь обстроился и разбогател, но при следующих двух настоятелях обитель пришла в упадок, от которого с трудом оправилась, тем более что тогда же от неё отошли заливные луга по Керженцу, которыми она до того владела на протяжении 10 вёрст.

В конце XIX века в этом монастыре было 3 храма и 25 иноков. Тем не менее после смерти последнего настоятеля — архимандрита Филарета, в монастыре начались нестроения и иноки разошлись по другим обителям.

3 мая 1908 года Керженский Благовещенский мужской монастырь был преобразован в женский монастырь . И в него были переселены единоверческие монахини из ближайшего более бедного , находившегося в 55 верстах от города Семёнова . Тогда в монастыре жило до сотни инокинь.

В годы гражданской войны и без того бедственное положение Керженского монастыря ещё более ухудшилось. Насельницы разбрелись кто куда, однако каменная Троицкая церковь продолжала действовать, служили службы, на которые собирались православные с окрестных сел и деревень. Закрыта была церковь по указанию «свыше» во второй половине 1930-х годов .

В 1945—1946 годах в монастырских строениях размещалась колония малолетних преступников. Колонисты разрыли все церковные подвалы и монастырские могилы в поисках креста, по преданию, оставленного в монастыре последним священником. В 1950-е годы колонию расформировали, а монастырские строения, оставшиеся без присмотра, были разобраны на хозяйственные нужды: красный кирпич красавицы-церкви пошёл на печи и фундаменты, брёвна и тёс — на сараи и дрова .

В июне 1997 года экспедицией Борского Центра детско-юношеского туризма и Большепикинской средней школы установлено точное местонахождение монастыря, на его месте возвышается памятный знак — крест с вырезанной надписью «Керженский монастырь» .

Настоятели

  • архимандрит Тарасий Керженский (1814 — май 1866) — первый настоятель и устроитель монастыря (до своей кончины 10 августа 1876 года продолжал прямо или косвенно управлять монастырём);
  • игумен Евгений (май 1866 — †1879)
  • архимандрит Филарет (1880-е — 1904)
  • Михаил (Панишев) (1904—1908)

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XIVa. — С. 954—955.
  2. «Церковные ведомости, издаваемые при святейшем правительствующем синоде». — 1908. — № 20. — С. 170.
  3. . www.turizmvnn.ru (17 марта 2014). Дата обращения: 7 июня 2023. 7 июня 2023 года.

Литература

  • Безобразов В. П. // Русская мысль. — 1883. — № 11 . — С. 128—156 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XIVa. — С. 954—955.
  • Бахарева Н. Н., Белякова М. М. // Мир старообрядчества. — Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. — М. , 1998. — С. 132—139.
  • Бовкало А. А. // Православное единоверие в России. — СПб. , 2004. — С. 68—69.
  • Фёдоров В. В., Андрианов В. Ф. Керженские тайны. — Нижний Новгород: Фонд развития нар. худож. промыслов Нижегородской обл., 2010. — 143 с. — ISBN 978-5-901086-97-1 .

Ссылки

  • .
  • // turizmvnn.ru, 31.03.2014
  • Коршак С. Н. . turizmvnn.ru (26 августа 2015). Дата обращения: 28 февраля 2016.
Источник —

Same as Керженский Благовещенский монастырь