Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика
- 1 year ago
- 0
- 0
Яку́тская епа́рхия ( якут. Дьокуускайдааҕы епархия ) — епархия Русской православной церкви , объединяющая приходы и монастыри в границах Якутии .
С 1620 года по 1731 год Якутия входила в состав Тобольской епархии . С 1731 по 1852 годы Якутия в составе Иркутской епархии.
С 1853 года по 1870 год Якутия оформляется в Якутское викариатство Камчатской епархии . Первый епископ Камчатский и Алеутский, святитель Иннокентий (Вениаминов) , пребывал в Якутске с 11 сентября 1853 года , а переселившись в Благовещенск в 1860 году оставил за собой викарием епископа Павла (Попова) . Официальное учреждение викариатства относится к 11 января 1858 или, по иным сведениям, к 16 ноября 1859 года.
В конце 1869 года в результате многолетних трудов святителя Иннокентия (Вениаминова) был подписан Царский Указ об образовании Якутской епархии.
В 1899 году, при переустройстве Камчатской епархии , Якутской кафедре был передан Охотский округ Приморской области .
В годы Гражданской войны епархия временно оказалась без архиерея, так как епископ Евфимий (Лапин) , выехавший в Москву на , не смог вернуться. Поэтому поручило в 1919 году временно управлять Якутской епархией Софронию (Арефьеву) (в сентябре 1921 года он был арестован и выслан из епархии) . В конце 1920-х годов в Якутии сложилось обновленческая епархия. В 1927 году обновленец Н. И. Винокуров ( якут по национальности) пребывал в Средне-Колымске в сане епископа . Однако якутская епархия была бедной, особенно после того, как советская власть конфисковала Якутска. В 1929 году обновленцы назначили якутским архиереем Михаила (Николаева), но он видимо из-за отсутствия средств не поехал дальше Иркутска . В 1930 году у якутских обновленцев было уже два храма и в 1931 году обновленческий Синод включил Якутскую епархию в состав Восточно-сибирской митрополии . Развитие обновленчества шло в Якутии на фоне начавшегося с конца 1920-х годов в Якутии массового закрытия церквей и арестов священнослужителей. В итоге постепенно были ликвидированы все духовные учреждения. Церкви разграблены и осквернены. Церковное имущество и утварь конфискованы. В результате, в 1930-х годах Якутия вновь вошла в состав Иркутской епархии. В 1939 году был закрыт последний действующих храм в Якутии.
В 1983 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР после долгих прошений верующих принял решение о регистрации православного прихода в Якутске. Им стал молитвенный дом во имя святителя Николая Чудотворца.
23 февраля 1993 года Патриархом Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято постановление о возрождении Якутско-Вилюйской епархии на территории Республики Саха (Якутия). Первым епископом новообразованной епархии был назначен архимандрит Герман (Моралин) , по воспоминаниям которого, к моменту создания епархии в республике Саха (Якутия) был только один «запущенный» небольшой деревянный храм в городе Якутске, в который посылали «провинившихся» священнослужителей из Иркутска . Кроме того, действовал молитвенный дом, расположенный в ветхом бараке на окраине города Нерюнгри , где служил прикомандированный священник .
В 2000 году были созданы катехизаторский, молодёжный, социальный и военный епархиальные отделы, а в 2001 году — миссионерский.
Епархия переименована постановлением Священного Синода от 26 декабря 1995 года в связи с тем, что в городе Вилюйске 7000 жителей и нет православного прихода, а в городе Ленске более 30 тысяч населения и строится православный храм.
17 августа 2004 года постановлением Священного Синода Герман (Моралин) назначен архиепископом Курским и Рыльским, его преемником назначен Епископ Зосима (Игорь Васильевич Давыдов) .
С 2005 года в Якутске стали регулярно проходить Рождественские чтения .
На II Якутских республиканских Рождественских чтениях (5-6 декабря 2006 года ) «Возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей в современном обществе» было подписано Соглашение между Министерством образования Республики Саха (Якутия) и Якутской епархией Русской Православной Церкви о сотрудничестве в области образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
19-21 сентября 2006 года в Хабаровске состоялась от 4 марта 2016 на Wayback Machine , на которой в докладе секретаря епархиального совета иеромонаха Даниила (Коротунова) «Современные условия жизни и деятельности Якутской епархии» были опубликованы следующие данные:
В августе 2006 года по благословению в Якутске было воссоздано духовное училище .
В 2009 году в Институте перевода Библии вышла Псалтирь на якутском языке .
Епископ Зосима (Давыдов) скончался 9 мая 2010 года от сердечного приступа после литургии в алтаре Градоякутского Никольского собора. Согласно его устному завещанию, которое он не раз озвучивал перед своими помощниками по Епархиальному управлению, в случае смерти тело из Якутии не увозить, а похоронить здесь, епископ Зосима был похоронен за алтарем Градоякутского Преображенского Кафедрального собора.
После смерти Епископа Зосимы (Давыдова) с 9 мая по 1 августа 2010 года епархией временно управлял архиеп. Иркутский Вадим (Лазебный) .
26 июля 2010 года на заседании Священного синода Русской православной церкви епископом Якутским и Ленским назначен протоиерей Николай Петрович Быков , благочинный Кстовского округа Нижегородской епархии , 29 июля того же года был совершен чин пострига в монашество с наречением имени Илиа в честь святого пророка Илии .
В марте 2011 года в блогосфере широко распространился анонимный текст, автор которого, называющий себя строительным подрядчиком, выполнявшим работы для епархии, обвиняет епископа Илию в алчности и в прямых денежных обманах . Патриарху было направлено обращение с просьбой «назначить компетентную комиссию Священного Синода для расследования деятельности епископа Илии (Быкова)»
4 апреля 2011 года в Якутской епархии начала работу комиссия Контрольно-аналитической службы Управления делами Московской патриархии .
30 мая 2011 года епископ Илия (Быков) назначен епископом Рузаевским, викарием Саранской епархии .
30 мая 2011 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви епископом Якутским и Ленским назначен архимандрит Роман (Лукин) , избранный 6 октября 2008 года Священным Синодом (журнал № 82) епископом Михайловским, викарием Ставропольской епархии .
6 октября 2011 года Якутское Духовное Училище было преобразовано в Якутскую Духовную Семинарию .
В августе 2011 года начато восстановление Спасского монастыря в Якутске.
В ноябре 2012 года вышел первый номер возрождённого журнала « Якутские епархиальные ведомости »
Якутское викариатство Камчатской епархии
Якутская епархия
В епархии с 19 августа 2001 года действует миссионерский отдел .
Методом проб и ошибок в первые годы было установлено, что массовые крещения людей в отдалённых районах Якутии неэффективны, и деятельность отдела сместила акцент на формирование общин из мирян с периодическими визитами священника из миссионерского отдела. Возглавляет отдел протоиерей Сергий Клинцов, настоятель Градоякутского Преображенского кафедрального собора .
Основными проблемами в докладе от 4 марта 2016 на Wayback Machine «Современные условия жизни и деятельности Якутской епархии» названы:
В целом по религиозной ситуации в республике серьёзную обеспокоенность вызывает рост числа новых и нетрадиционных религиозных объединений, которые, при наличии серьёзного централизованного финансирования и ориентированности на миссионерскую деятельность уже по количеству религиозных организаций существенно опережают традиционные религии.
Также проблемой на данном этапе, к которой хочется привлечь внимание является слабая информированность, а порой и некомпетентность представителей государства в вопросах, связанных с религиозной сферой, и вытекающее из этого стремление местных властей дистанцироваться от решения проблем объединений верующих. В итоге о религиозной обстановке представления имеются крайне смутные и устаревшие. В поле зрения попадают, как правило, зарегистрировавшие организации, более-менее охотно идущие на контакт с представителями государства, и не представляющие опасности. Потенциально более опасные в этом смысле религиозные группы нонконформистской и даже деструктивной ориентации оказываются вне какого-либо контроля.
Однако, необходимо отметить также определённое противодействие миссионерской деятельности со стороны последователей неоязыческого («Ряд признаков, присутствующих в „Сведениях об основах религии Аар Айыы и соответствующей ему практики“ указывают на сходство данной религии с неоязычеством, то есть новым или реконструированным древним языческим учением и духовной практики» ) учения Айыы .
В начале перестройки основной задачей, поставленной руководством Республики было стремление возродить, с одной стороны, национальную традицию, культуру, фольклор и поднять самосознание якутского народа, с другой — продолжить прерванный революцией процесс воцерковления и приобщения северных народов к Православию.
В соответствии с этим, по инициативе первого президента Республики М. Е. Николаева в 1993 году была восстановлена Якутская епархия, которой до настоящего времени оказывается большая поддержка. Однако параллельно с этим официальные власти содействовали процессу возрождения традиционного якутского шаманизма, которому, однако, придавался исключительно светский, некультовый характер.
В 1996 году для удобства осуществления взятого курса была организована Академия духовности , которая объединила ведущих представителей Якутской интеллигенции — писателей, артистов, учёных-гуманитариев, в первый состав которой, однако, вошёл и представитель Русской Православной Церкви в лице архиепископа Германа (Моралина) .
В стенах самой Академии на первых же заседаниях наметились две четкие фракции: с одной стороны архиеп. Герман и ныне покойный народный писатель Дмитрий Кононович Сивцев (Суорун Омоллоон) , с другой стороны — остальные 19 членов Академии, которых воодушевила идея возрождения национальной культуры и религии. Используя свой общественный авторитет, и при равнодушном отношении к Православной Церкви, они содействовали восстановлению в Республике публичного проведения национальных языческих праздников — в первую очередь Ысыаха (летняя встреча солнца), популяризации языческого божества Чысхаана (бык зимы) как национального образа Деда Мороза; введению в школах и ВУЗах программ по изучению якутского языческого календаря и Олонхо — народного эпоса, содержащего национальные традиции и мифологию.
С 2005 года в Академии духовности совершенно отсутствует православная фракция, а руководители местных муниципальных образований, используя отдалённость от центра, и экономическую самостоятельность своих районов, сами решают на местах, что им поддерживать: Православие или шаманизм, или — и то, и другое одновременно.
Епархия разделена на 10 церковных округов . По состоянию на октябрь 2022 года :