Обоюдное согласие
- 1 year ago
- 0
- 0
Ветковское согласие — группа старообрядцев- беглопоповцев , переселившиеся в конце XVII века из Русского царства на остров Ветка на реке Сож (в то время территория Речи Посполитой , сейчас Гомельская область Беларуси ). На протяжении почти ста лет Ветка была важнейшим центром беглопоповщины.
Во время правления царевны Софьи был прислан указ на имя черниговского архиерея и стародубского полковника о разборе и возвращении на места прежних поселений беглых стародубских старообрядцев, то многие из них удалились за рубеж в польские владения и поселились недалеко от российской границы. Там они обратились мозырскому старосте магнату Казимиру Халецкому, владельцу родового поместья Хальчи , полученному его предком Павлом Мишковичем от князя Свидригайло в 1437 году . Халецкий разрешил старообрядцам селиться рядом с Халичами на реке Сож на острове под названием Ветка. Этот небольшой остров, всего около трёх километров в окружности, назван так по проливу, отделяющему остров и составляющему ветвь р. Сож. Первые старообрядцы на Ветке были беглецы из Стародубских старообрядческих поселений. Вся эта местность в XVII—XVIII столетиях находилась за российской границей, во владениях Речи Посполитой . За первыми поселенцами на Ветку потянулись сюда многие другие. Вскоре остров стал тесен, и было построено и заселено около него четырнадцать слобод преимущественно между реками Сожем и Ипутью . Это слободы Косецкая , Дубовый Лог , Попетевка, Марьина , Миличи, Красная, Костюковичи , Буда, Крупец , Гродня, Нивка, Грибовка, Тарасовка, Спасовка. Эти слободы процветали подобно небольшим уездным городам. Под общим названием Ветка старообрядцы понимали не один одноимённый остров, а весь конгломерат заселённых ими в этом районе населённых пунктов. Во время расцвета Ветковского старообрядческого поселения численность жителей в нём достигало до сорока тысяч человек .
Настоятелями и руководителями поселенцев были пришедшие из Стародубья попы Косьма и Стефан . Через десять лет после первого заселения Ветки туда пришёл иеромонах Иосаф. Он был дониконовского крещения, но неизвестно старого или нового рукоположения, поэтому сначала многие к нем отнеслись настороженно. Однако после смерти отца Косьмы ветковцы приняли Иосафа, как главного наставника и руководителя. Он убедил ветковских старообрядцев построить церковь, которая была освящена уже после его смерти, при его преемнике Феодосии . Это было важное событие в истории поповщинского старообрядчества в целом и хорошо сказалось на дальнейшей судьбе Ветки. Эта Ветковская церковь долгое время была у старообрядцев единственной. Ветка сделалась метрополией поповщинского старообрядчества. Ветковские монахи и священники разносили по всей России во все старообрядческие поселения дары, освящённые в этой церкви. Во всех поповщинских поселениях наставников и попов принимали по рекомендации Ветки, с благословения тамошнего настоятеля Феодосия . Он был, таким образом, главою поповщины.
На Ветку потянулись многочисленные поселенцы, сюда стекались богатые пожертвования. Здесь даже появился некоторое время епископ некий Епифаний . Блеск и процветание Ветки обратили на неё внимание русского правительства. В 1733 году именным указом императрицы Анны Иоановны ветковцы приглашались возвратиться на места прежних своих поселений, в надежде на прощение правительства. Когда на это, как и на повторённое в следующем году приглашение ответа ветковцев не последовало, против них был послан отряд из пяти полков ( Азовского драгунского , Стародубского и Черниговского , а также двух казацких) во главе с полковником Азовского полка Я.Г. Сытиным. В Россию было насильственно возвращено свыше 13 тыс. беглых крестьян-староверов . Раскольники получили от полковника позволение свою церковь переправить в Стародубщину, в слободу Святскую ; но она затонула на Соже, а мелкие части её, перевезённые сухим путём, были сожжены молнией .
Через год или два после этого разгрома Ветка возникла снова в прежнем виде и прежней численности населения. Опять была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы; около церкви появилась мужская обитель , в которой приютилось более тысячи чернецов, не считая бельцов и непосвящённых; рядом был основан женский монастырь. Паны Халецкие покровительствовали поселенцам и пользовались, со своей стороны, их услугами.
При императрице Елизавете Петровне вышел новый манифест, приглашавший ветковских беглецов возвратиться в Россию; то же приглашение было повторено при Петре Феодоровиче и Екатерине II , но результата они не имели. В 1764 году генерал-майору было приказано с войском отправится на Ветку и вернуть в Россию беглецов силой. Маслов с двумя полками пришёл на Ветку и выслал в Россию около двадцати тысяч староверов . Эта операция продолжалась с 5 октября 1764 года до конца ноября 1766 года. Из пригодных к военной службе беглецов сформировали Томский (был расквартирован в Усть-Каменогорской крепости ) и Селенгинский (был расквартирован в Селенгинске ) пехотные полки, остальных отправили на поселение. Им было разрешено селиться в Астраханской , Оренбургской и Сибирской губерниях, а также в Валуйском уезде Белгородской губернии . Поселённых на Алтае и в Забайкалье старообрядцев из Ветки стали называть « поляками » и « семейскими ».
После этого второго разгрома, или, как выражаются стародубцы, «выгонки», Ветка утратила всякое значение в истории раскола. Главную роль в поповщине стало играть Стародубье .
Ветковскую Покровскую деревянную церковь из упразднённой Покровско-Ветковской обители перевезли в Стародубье и при ней возник монастырь, который столь прославился, что его стали называть «всей России лаврою» .
У Ветковского согласия есть некоторые характерные черты по сравнению с другими поповщинскими согласиями. Настоятель их согласия о. Феодосий, чтобы избежать истощение запасов древнего миро, сам сварил новое из росного ладона, корицы, гвоздики и других благовоний. Ветковцы употребляют его в богослужениях, им помазывают младенцев и взрослых, переходящих к ним из официального православия.
Ещё одно отличие состоит в способе принятия приходящих от православной церкви мирян и священников. Сначала на Ветке, как в Стародубье, всех перекрещивали, а попов даже погружали в воду в облачении, чтобы они не лишились священного сана. Но позже процедура перекрещивания существенно упростилась. Приходящий от никонианской православной церкви священник, после предварительного приготовления постом и покаянием, являлся в церковь или в часовню в полном священническом облачении; там находилась купель с водою, кум и кума и старообрядческий поп. Последний совершает над первым весь чин крещения, но в воду не погружает, а обводит его вокруг купели и помазывает его миром, отворачивая и приподнимая для этого ризы, но отнюдь не снимая их, чтобы не снялось и самое священство.
Ветковское согласие осуждало самосожжения, принимало иконы, написанные и иноверными мастерами, и не считало грехом общение с никонианами в пище и питье.