Interested Article - Сыны Божии

Сы́ны Бо́жии ( др.-евр. בני האלהים ‏‎; др.-греч. υἱοὶ τοῦ θεοῦ ) — обобщённые второстепенные персонажи Бытия , о которых идёт речь в двух стихах шестой главы первой книги Пятикнижия Моисеева . Сыны Божии и их взаимодействие с людьми являются предметом многочисленных комментариев.

Хронология

Ад и Потоп (1508—1514), одна из створок алтаря Босха

В начале шестой главы книги Бытия говорится о допотопном периоде жизни на земле . Бог проклял старшего сына Адама и Евы Каина за то, что тот убил своего младшего брата Авеля ( Быт. ).

Позднее у Адама и Евы родился третий сын Сиф ( Быт. ). «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]» ( Быт. ).

Когда потомки праотцов расплодились на земле, «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал» ( Быт. ). От этих связей рождались исполины ( Быт. ).

За зло и разврат, воцарившиеся среди людей, Бог решил истребить всё население земли ( Быт. ). Спастись от Всемирного потопа Бог позволил только праведнику Ною с его женой и тремя сыновьями Симом , Хамом и Иафетом , а также с жёнами сыновей ( Быт. ).

Ноев Ковчег , вместивший кроме людей разных животных, 150 дней носило по волнам до того, как вода начала спадать. После выхода людей из ковчега на сушу Бог заключил с ними договор, определив Семь законов потомков Ноя и пообещав больше не проклинать из-за человека землю и не поражать всего живущего на ней ( Быт. ).

Согласно мидрашу , во время потопа один из исполинов по имени Ог сумел спастись, получив у Ноя разрешение держаться за ковчег снаружи. Его потомки также были гигантами , они описаны в следующих книгах Торы .

Толкования

Отношения «Сынов Божиих» и «дочерей человеческих» — одно из самых загадочных мест Бытия , вызывающее особенно много вопросов, ответить на которые пытались богословы разных веков, о чём пишет российский библеист Андрей Десницкий .

По тексту шестой главы книги Бытия чаще всего возникают следующие вопросы. Кто назван «сынами Божиими»? В каком смысле они брали себе в жёны «дочерей человеческих»? Кто такие «исполины» и какое отношение они имеют к этим загадочным бракам?

Существуют толкования Священного Писания применительно к тексту шестой главы книги Бытия, написанные богословами и философами: основоположником Александрийской школы Климентом Александрийским ; преподобным Ефремом Сириным ; Отцом Церкви святителем Кириллом Александрийским ; неоплатоником Немезием .

В толкованиях есть версия о назывании Богом сына Сифа Еноса , поэтому под «сынами Божиими» могли подразумеваться потомки Сифа, которые сначала были добродетельными, а потом « впали в неразумнейшую похотливость к женщинам » . Согласно другой версии, сыны Божии — это и есть падшие ангелы , « оставившие красоту Божию ради красоты преходящей и низвергшиеся с неба на землю » . Свт. Филарет (Дроздов) отмечает, что последняя версия противоречит Евангелию ( Мф. ) .

Бенедикт Спиноза в своём « Богословско-политическом трактате » указывает, что эпитет «Божии» мог лишь указывать на необыкновенную силу и рост этих персонажей: « коль скоро необыкновенные дела природы называются делами божьими, а деревья необыкновенной величины — божьими деревьями, то неудивительно, что в Бытии люди очень сильные и большого роста, несмотря на то, что они — нечестивые грабители и блудодеи, называются сынами божьими » .

В статье «Сыны Божии и дочери человеческие» подробный анализ разных ответов на вопросы, возникающие по тексту шестой главы книги Бытия, приводит доктор филологических наук Андрей Десницкий .

См. также

Примечания

  1. Андрей Десницкий. . «otrok» (7 июля 2011). Дата обращения: 24 мая 2020. 5 сентября 2019 года.
  2. Свт. Климент Александрийский. . «bible.optina». Дата обращения: 24 мая 2020. 16 мая 2020 года.
  3. Свт. Кирилл Александрийский. . «bible.optina». Дата обращения: 24 мая 2020. 16 мая 2020 года.
  4. Филарет (Дроздов) свт. . archive.today . Дата обращения: 24 мая 2020. Архивировано 26 сентября 2015 года.
  5. Спиноза Бенедикт. Избранные произведения: В 2 т. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. — Том 2. — С. 26.

Литература

Ссылки


Источник —

Same as Сыны Божии