Interested Article - Святой источник

Чудесное явление Божией Матери в огненном виде на горе Почаевской . Богородица, согласно преданию, оставила свой след на камне, ставший святым источником, называемый Стопою Божией Матери

Свято́й исто́чник — это небольшой водоём, выходящий из грунта и почитаемый в языческом или христианском контексте, часто в обоих: обычно — языческая святыня которая позже стала христианской. У святых источников осуществляется посвящение в знание .

Термин «святой источник» обычно используется для обозначения любого источника воды, который имеет некоторое значение в фольклоре того района, где он находится. В христианских легендах речь может идти об источнике, возникшем или приобретшем целебные свойства под действием святого и связанном с его именем; в язычестве — о сверхъестественном присутствии его духа-хранителя.

В армянской мифологии катнахпюр — легендарный животворный источник, вода которого обладает чудодейственным свойством умножать молоко рожениц, вследствие чего самым надежным считалось брать воду для кормящих матерей из катнахпюров .

Источник в иконографии

В иконографии, где ветхозаветное действо воспринимается как пример жизни Иисуса, открытие источника Моисеем в пустыне становится символом раны в боку распятого Христа, кровь которого приносит избавление человечеству, а вода олицетворяет воду крещения . Источник является одним из символов Христа Спасителя и рассматривается как символ крещения и животворящей воды веры. Христа часто называют камнем, из которого берут начало чистые реки четырёх Евангелий.

Андрей Критский , обозначая источник этих рек: « Камене, из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия », обращается к псалмам Давида — царя Хеврона : « разверзе камень и потекоша воды, потекоша реки » (Пс. 104:41), «разверзе камень и напои я» (Пс. 77:15), а также и к словам Апостола Павла : « И вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовного последующего камене: камень же бэ Христос » (1Кор. 10:4).

Икона « Неупиваемая чаша » являет образ Лозы истинной — источника исцеления от пьянства: Аз есмь Лоза истинная (Ин. 15:1) .

Источник Райского сада представляется значительным духовным символом иконы.

В апокрифах

В «Сказании о Макарии Римском» встречается описание источника, вытекающего из алтаря: вода в источнике была белая, как молоко .

В « Сказании об Индейском царстве » также известно описание чудодейственного источника, дарующего христианам исцеление .

В геральдике

Символ источника является элементом геральдических сюжетов. Чаша с источником вод входит в композиции гербов Воронежа , Великого Устюга , Юго-Западного округа г. Москвы.

См. также

Примечания

  1. // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В. Э. Багдасарян , , ; под общ. ред. . — 2-е изд. — М. : ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 495 с.
  2. Астхик Исраелян. . — Ереван: Зангак, 2012. — № 4 . — С. 121 . — ISSN . 20 октября 2013 года.
  3. . Дата обращения: 16 декабря 2012. Архивировано из 16 января 2013 года.
  4. . Дата обращения: 16 декабря 2012. 13 декабря 2013 года.
  5. Баталин Н. Н. 11 ноября 2013 года. // « Филологические записки », Воронеж, 1874.

Ссылки

  • Холл Дж . Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
  • Мифологический словарь. М., 1991.
Источник —

Same as Святой источник