Interested Article - Оглашенные
- 2020-04-08
- 1
Оглаше́нные , катехуме́ны ( греч. κατηχούμενοι ; церк.-слав. ωглашє́ннїи ) в христианстве — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает « желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам ») .
Институт оглашенных возник в ранней церкви в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.
В ранней церкви
Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского . Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому .
Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана , новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных . По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» ( electi ). Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы ; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились , участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.
Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.
Относительно статуса оглашенного по отношению к крещёному, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так, Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:
Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого — на небесах. У этого царь — Христос; у того — грех и дьявол. У этого пища — Христос; у того — гниль и тление. Да и одежда у этого — Владыка ангелов; у того — дело червей. У этого город — небо; у того — земля .
Святитель Амвросий Медиоланский , напротив, считал, что желания оглашенного принять крещение уже достаточно, чтобы считать его христианином. Так, говоря о императоре Валентиниане II , не успевшем креститься до своей смерти, он указывал:
Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос .
В Православной церкви
Перед принятием таинства Крещения над каждым человеком в традиции Православной церкви совершать специальный богослужебный чин — «чин оглашения», состоящий из ряда молитв .
Конечной молитвой чина оглашения является молитва, в которой священник просит Бога, чтобы данный человек крестился .
В Православной церкви на оглашенных накладывается ряд ограничений по участию в церковной жизни:
- во время богослужения могут находиться только в притворе храма ,
- не участвуют в таинствах церкви,
- во время литургии не могут присутствовать на литургии верных и должны покинуть храм на последних словах литургии оглашенных , произносимых диаконом : «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».
В конце литургии оглашенных произносится специальная ектения об оглашенных , в которой церковь, как собрание верных, просит Бога просветить оглашенных и удостоить их таинства крещения.
В Католической церкви
В Католической церкви взрослые, желающие принять таинство крещения, обязательно должны пройти подготовку, называемую катехуменатом. Сам кандидат в этот период называется оглашенным или катехуменом. Обязательность катехумената установлена конституцией Второго Ватиканского собора «О священной литургии» ( Sacrosanctum Concilium ). Общее описание порядка подготовки взрослых к крещению, его периодов и этапов, а также обрядов, сопутствующих им, содержится в документе, выпущенном в 1972 году Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств — «Чин христианского посвящения взрослых». Катехуменату и его важности для церкви посвящено апостольское обращение папы Иоанна Павла II «Catechesi tradenale» ( 1979 год ).
Длительность катехумената неодинакова в различных странах и епархиях . В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.
Традиционно период катехумената делят на несколько этапов, или ступеней . Первая ступень — предварительная , или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень — основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени). Третья ступень — период очищения и просвещения — период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения . В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень катехумената совпадает с Великим постом . В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры .
На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви .
В культуре
- Что кричишь, как оглашенный! — «оглашенный» употреблено в значении человека, ведущего себя бессмысленно, бестолково, шумно . Когда в прежние времена оглашенных спрашивали в храме, веруют ли они в Христа, они громко, радостно кричали.
- В устной традиции, в отличие от книжной, определение " оглашенный " изначально и регулярно согласовывалось с глаголами движения: бегает, носится , мечется. Например: забегают как оглашенные ( Д. Мамин - Сибиряк . Три конца). Это фиксируется так же и в филологических этнографических экспедициях (напр. кубанский государственный университет научные труды том 208 стр 29). "Кричишь как оглашенный" - это тафталогия. Фраза " носишься как оглашенный " - относится не к еденичным и редким моментам катехизации, а к массовому до 1917 года явлению , после которого начиналась подготовка к свадьбе обремененная спешкой и суетой. Метрические книги в разделе "О Браке" имели колонку "Где и когда проведены Оглашения" .
Примечания
- Написание «оглашённые» является неправильным. Во-первых, традиция требует такого произношения церковнославянского по происхождению слова. Во-вторых, . В современном русском языке слово «оглашённый» существует, но только как причастие, образованное от глагола «огласи́ть».
- . Дата обращения: 8 июня 2015. 26 июня 2015 года.
- Климент Александрийский. Строматы, II, 96, 2.
- Ипполит Римский . Апостольское предание ( Traditio apostolica ), II, 3.
- Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан . Об отводе возражений еретиков ( De praescriptione haereticorum ).
- Иоанн Златоуст . от 2 августа 2018 на Wayback Machine // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. — Изд. СПб. духовной академии, 1902. — Т. 8, кн. 1—2. Беседы на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова. — С. 5—604.
- Цит. по: Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. II. — М.: Сретенский монастырь, 2001 [репринт с изд. 1903 г.]. — С. 146.
- . Дата обращения: 8 июня 2015. 29 мая 2015 года.
- Оглашаемого, без обуви и с непокрытой головой, священник ставит лицом к востоку, трижды дует ему в лицо и трижды при этом читает молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.» Затем кладёт на голову оглашаемого руку и читает молитву, в которой просит Бога присоединить человека к спасаемым. После этого священник читает над человеком три заклинательные молитвы, при помощи которых изгоняет из человека живущего в нём нечистого духа. Эти молитвы носят название «Запрещение» ( др.-греч. Ἀφορκισμός ) первое, второе, третье. Например, в первом запрещении сказано: Запреща́ет тебе́, диа́воле, Госпо́дь прише́дый в мір и вселивы́йся в челове́цех, да разруши́т твое мучи́тельство, и челове́ки и́змет… Убо́йся, изы́ди, и отступи́ от созда́ния сего́, и да не возврати́шися, ниже́ утаи́шися в нём…по-русски: Запрещает тебе, диавол, Господь, пришедший в мир и поселившийся между людьми, чтобы разрушить твое самовластие и освободить людей… Убойся, выйди, и отступи от этого создания (то есть от оглашаемого человека), и да не возвратишься, и да не утаишься в нём. Наконец священник читает молитву, в которой просит избавить человека от рабства дьявола, после этого дует оглашаемому на губы, на лоб и на грудь и читает трижды следующие слова молитвы: Изжени из него (или из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (или её),… по-русски: Изгони из него (или из неё) всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (или её),… После этого оглашаемый поворачивается лицом на запад, а священник его трижды спрашивает:Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его? по-русски:Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрицаюся. по-русски: Отрекаюсь. После этого трижды спрашивает священник оглашаемого:Отреклся ли еси сатаны? по-русски:Отрекся ли от сатаны? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрекохся. по-русски: Отрекся. После этого священник просит оглашаемого дунуть и плюнуть на сатану, что и делает оглашаемый. Затем оглашаемый поворачивается лицом на восток, а иерей трижды спрашивает человека о том, сочетается ли он Христу; аналогично вопросу о сатане трижды человек отвечает, что сочетается. Затем священник задаёт тот же вопрос в прошедшем времени и человек отвечает в прошедшем времени, священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?», оглашаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу» и читает Никео-Цареградский Символ веры . (Данное действие должно совершаться трижды). После священник трижды задаёт вопрос о том, сочетался ли человек Христу, и каждый раз человек одинаково отвечает. И говорит священник: «И поклонись Ему.» Оглашаемый поклоняется со словами: «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной.»
- . Дата обращения: 8 июня 2015. 20 июня 2015 года.
- . Дата обращения: 25 марта 2008. Архивировано из 23 марта 2008 года.
- . Дата обращения: 15 марта 2022. 23 июля 2012 года.
- (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2774 дня])
См. также
Ссылки
- от 10 февраля 2010 на Wayback Machine
- 2020-04-08
- 1