Теория дрейфа материков
- 1 year ago
- 0
- 0
Матер Матута ( лат. Mater Matuta ) — италийская и древнеримская богиня утра и плодородия, покровительница замужних женщин.
Вероятно, изначально была божеством утра, аналогом Авроры . Этимологически имя Matuta восходит к matutina — «утренняя», «ранняя». В расширительном значении одна из форм прилагательного «утренний» — maturus — приобрела смысл «годный, добрый, зрелый» и Матута стала богиней «доброго часа», покровительницей созревания. Августин упоминает, что она считалась богиней созревания колосьев ( frumenta maturuscentia ) .
Соответственно, Матута стала покровительницей замужних женщин (еще одно значение слова matura — близость родов), богиней материнства и единобрачия. Праздник Матуты — Матралии — справлялся 11 июня , причем к участию в жертвоприношении допускались только женщины, состоявшие в первом браке (одномужние, univiriae ) . В жертву богине приносили пироги, испеченные в глиняных сосудах — тестуации . В храме матроны молились за детей своих сестер, что могло быть отголоском давно исчезнувшей матрилинейной системы родства, при которой дети сестер являлись членами одного рода .
Рабыни также исключались из участия в культе. В праздник Матралий одна рабыня специально вводилась в храм, где её били по лицу, а затем прогоняли вон. По мнению исследователей, это символизировало ненависть богини, покровительницы законного брака и матроны-госпожи к рабыне — наложнице мужа .
Уже Овидий не понимал смысла этих обрядов:
Ovidius
.
Fasti. Liber VI, 475—482 |
Перевод
Ф. А. Петровского |
---|---|
ite, bonae matres (vestrum Matralia festum),
|
Добрые матери, вам (Матралии — это ваш праздник)
|
По мнению известного энтузиаста сравнительной индоевропеистики Жоржа Дюмезиля , везде старавшегося найти параллели с ведической религией , культ Матуты восходил к индоевропейским обрядам, связанным с почитанием богини утренней зари . Изгнание рабыни должно обозначать изгнание ночного мрака, а жёлтый пирог — любовь богини к Солнцу, сыну её сестры Ночи .
Храм Матери Матуты в Риме был построен Сервием Туллием на Бычьем Форуме , рядом с храмом Фортуны , и освящён в один день с ним. Марк Фурий Камилл в 396 до н. э. освятил новый храм, построенный на месте старого .
Кроме Рима эта богиня почиталась в городах Средней Италии, одно из самых крупных святилищ находилось в , на юге Лация .
Ближе к концу эпохи республики Матута была отождествлена с Ино ( Левкотеей ), культ которой имел некоторые сходные черты . Соответственно, была найдена параллель сыну Левкотеи Меликерту , и в римской мифологии появился сын Матуты Портун (от слова portus ) — покровитель гаваней .