Interested Article - Робигалии

Фрагмент Fasti Praenestini с записью о «празднике Робиго» (внизу)

Робигалии ( лат. Robigalia ) — праздник в древнеримской религии , отмечавшийся 25 апреля и названный в честь сельскохозяйственного божества Робига . Основным его ритуалом было принесение в жертву собаки для защиты зерновых полей от болезней. Также проводились игры ( ludi ) в форме «больших и малых» гонок колесниц . Робигалии были одним из нескольких сельскохозяйственных праздников в апреле, чьей задачей было славить и наполнять жизнью новый сезон роста , но мрачное жертвоприношение во время этого события также было проникнуто страхом неурожая и потребностью в божественной милости, чтобы избежать его .

Описание

Робигалии проводились на границе ( Ager Romanus ) . Веррий Флакк сообщал, что их празднуют в роще ( lucus ) у пятого мильного камня от Рима вдоль Via Claudia . Празднество включало в себя игры и жертвенное подношение крови и внутренностей недоношенного щенка ( catulus ) . Большинство жертвоприношений животных в публичной религии древнего Рима оканчивалось общей трапезой и включало домашних животных, чьё мясо было обычной частью римской диеты ; собака чаще всего становилась жертвой в магических и частных обрядах Гекаты и других хтонических божеств , однако также её публично приносили в жертву на Луперкалиях и в двух других церемониях жертвоприношений, касавшихся зерновых культур .

Происхождение

Как и многие другие аспекты римского права и религии, учреждение Робигалий приписывалось сабину Нуме Помпилию — на одиннадцатом году его правления как второго царя Рима . Совместное присутствие Нумы и фламинов Квирина , сабинского бога войны, отождествляемого с Марсом , может свидетельствовать о сабинском происхождении праздника .

Учёный поздней Республики Варрон писал, что Робигалии были названы в честь бога Робига ( Robigus ) , который, как нумен (персонификация) сельскохозяйственных болезней, мог и предотвращать их . Таким образом, он был потенциально злым божеством, которое следовало умиротворять, как отмечал Авл Геллий . Однако пол этого божества неясен . Писавший о сельском хозяйстве Колумелла приводит его имя в женской форме, как Робиго ( Robigo ), называя его тем же словом, что использовалось для обозначения одной из форм бурой ржавчины пшеницы , которая имеет красноватый или красновато-коричневый цвет . И Робиг, и Робиго также встречаются в форме Rubig- , которую, в духе античной этимологии через ассоциации , объясняли связью с красным цветом ( ruber ) через гомеопатическую или симпатическую магию . Ржавчина была красноватой, у подходящих щенков (или иногда сук) была рыжая («красная») шерсть , красный цвет крови напоминает о специфически римском боге Марсе — покровителе земледелия и кровопролития .

Уильям Уорд Фоулер, чей труд о римских праздниках остаётся хрестоматийным , поддерживал идею, что Робиг — это «указание» ( англ. indigitation ) на Марса, то есть имя, которое будет использоваться в молитвенной формуле, чтобы уточнить конкретное действие призываемого бога . В пользу этой идеи говорит то, что главным жрецом в церемонии был фламин Квирина, а игры проводились в честь как Марса, так и Робига . Фламины произносили молитву, которую Овидий подробно цитирует в « Фастах », своём поэтическом календаре римских праздников из шести книг, дающем самое обширное описание этого дня, хотя и вызывающее множество вопросов . Примечательно, что здесь даётся другое объяснение жертвоприношения собаки: она связывается со звездой Сириус (в созвездии Большого Пса ), которая якобы иссушает посевы. Р. А. Орехов высказывает предположение, что это представление сформировалось под воздействием каких-то древних аномальных событий, отражённых в мифах, и связывает жертвоприношение собаки с общеиндоевропейским мифом об убийстве культурным героем пса или волка, реконструированным В. В. Ивановым .

Другие обряды

В этот день проводились гонки на колесницах ( ludi cursoribus ) в честь Марса и Робига . Они делились на два вида, «большие» и «малые», которые, возможно, представляли молодых и опытных возничих. В гонках на колесницах молодые возничие, по-видимому, приобретали опыт управления колесницами с двумя лошадьми ( ) до перехода в команду с четырьмя лошадьми ( квадрига ) .

Другие скачки и гонки на колесницах в честь Марса происходили на Эквириях и перед принесением в жертву .

Календарный контекст

В Fasti Praenestini также указано, что в тот же день отмечался праздник «мальчиков-проституток» , на следующий день после праздника meritrices , женщин-проституток, которых считали своего рода профессионалками .

Другими апрельскими праздниками, связанными с земледелием, были Цереалии — праздник Цереры, который длился несколько дней в середине месяца; Фордицидии (15 апреля), когда в жертву приносили беременную корову; Парилии (21 апреля), проводившиеся для здоровья стад; и Виналии , праздник вина 23 апреля . Варрон считал их вместе с Робигалиями и «изначальными» римскими праздниками, проводившимися в апреле .

Позднее Робигалии стали соотносить с христианским праздником Молебствия ( англ. Rogation ), который был связан с очищением и благословением прихода и полей и который занял место Робигалий 25 апреля по христианскому календарю . Тертуллиан насмехался над тем, что «и ржавчина [Робиго] возведена была в богини» .

Примечания

  1. Ludi cursoribus упоминаются в Fasti Praenestini ; см. Elaine Fantham, Ovid: Fasti Book IV (Cambridge University Press, 1998), p. 263.
  2. Mary Beard , J.A. North and S.R.F. Price. Religions of Rome: A History (Cambridge University Press, 1998), vol. 1, p. 45.
  3. Rhiannon Evans, Utopia antiqua: Readings of the Golden Age and Decline at Rome (Routledge, 2008), pp. 185—188.
  4. Woodard, Indo-European Sacred Space , p. 234.
  5. CIL 1 2 pp. 236, 316), as cited by Woodard.
  6. Колумелла . О сельском хозяйстве. X, 337—343.
  7. C. Bennett Pascal, "October Horse, " Harvard Studies in Classical Philology 85 (1981), pp. 275—276; обсуждение употребления в пищу принесённых в жертву животных см. у Hendrik Wagenvoort, "Profanus, profanare, " in Pietas: Selected Studies in Roman Religion (Brill, 1980), pp. 25-38.
  8. David Soren, "Hecate and the Infant Cemetery at Poggio Gramignano, " in A Roman Villa and a Late Roman Infant Cemetery («L’Erma» di Bretschneider, 1999), pp. 619—621.
  9. Плутарх . от 17 января 2019 на Wayback Machine
  10. Boyle and Woodard, Ovid: Fasti , p. 255.
  11. William Warde Fowler, The Religious Experience of the Roman People (London, 1922), p. 108
  12. Тертуллиан . О зрелищах, 5.
  13. Плиний . Естественная история, XVIII, 285.
  14. Boyle and Woodard, Ovid: Fasti , p. 254; Beard, Religions of Rome , p. 106, note 129; Woodward, Indo-European Sacred Space , p. 136.
  15. Franklin, Lupercalia , p. 75.
  16. Варрон. О латинском языке, VI, 16.
  17. A.M. Franklin, The Lupercalia (New York, 1921), p. 74.
  18. Авл Геллий. Аттические ночи, V, 12.14: «Среди тех богов, которых надлежит умилостивлять, чтобы беды отстранялись от нас или от плодов труда, также присутствуют Аврунк и Робиг» ( In istis autem diis, quos placari oportet, uti mala a nobis vel a frugibus natis amoliantur, Auruncus quoque habetur et Robigus ); Woodard, Indo-European Sacred Space: Vedic and Roman Cult (University of Illinois Press, 2006), p. 234.
  19. Помимо Варрона, богом мужского пола его называл Веррий Флакк ( CIL 1: 236, 316) и другие авторы; Овидий, Колумелла, Августин и Тертуллиан считали его богиней. A.J. Boyle and R.D. Woodard, Ovid: Fasti (Penguin Books, 2000), p. 254
  20. Вергилий . Георгики , I, 151. Писавший о сельском хозяйстве в IV веке Рутилий Палладий посвятил главу борьбе contra nebulas et rubiginem : против туманов ( миазмов ) и ржавчины ( ).
  21. Burriss, "The Place of the Dog in Superstition, pp. 34-35.
  22. Davide Del Bello, Forgotten Paths: Etymology and the Allegorical Mindset (Catholic University of America Press, 2007), passim .
  23. Fowler, Roman Festivals , pp. 90-91.
  24. This dual function of Mars, contradictory perhaps to the 21st-century mind, may not have seemed so to the Romans: «In early Rome agriculture and military activity were closely bound up, in the sense that the Roman farmer was also a soldier (and a voter as well)»: Beard, Religions of Rome , pp. 47-48 and 53. See also Evans, Utopia antiqua , p. 188
  25. William Warde Fowler, The Roman Festivals of the Period of the Republic (London, 1908), p. 89.
  26. Точное наименование, наряду с сокрытием истинного имени божества (чтобы монополизировать его силу), было крайне важной частью молитвы в Античности, что проявляется не только в традиционных религиях Греции и Рима , и мистериях , но и в иудаизме , древнеегипетской религии , а позже — и в христианстве . См. Matthias Klinghardt, "Prayer Formularies for Public Recitation: Their Use and Function in Ancient Religion, " Numen 46 (1999) 1-5; A.A. Barb, "Antaura. The Mermaid and the Devil’s Grandmother: A Lecture, " Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 29 (1966), p. 4; Karen Hartnup, On the Beliefs of the Greeks: Leo Allatios and Popular Orthodoxy (Brill, 2004), pp. 97-101 от 12 мая 2020 на Wayback Machine (в связи с подчинением демонов). Августин осмеивал обилие божеств, называя их turba minutorum deorum , «толпой малых богов» (О граде Божьем, IV, 9, богиня Рубига упоминается среди них в IV, 21); см. W.R. Johnson, "The Return of Tutunus , " Arethusa (1992) 173—179.
  27. Овидий. Фасты, IV, 905—942; Boyle and Woodard, Ovid: Fasti , pp. 254—255 et passim о природе этого сочинения.
  28. Орехов Р. А. Elibrary.ru .
  29. Fasti Praenestini ; Fantham, Ovid: Fasti Book IV , p. 263.
  30. Jean-Paul Thuillier, "Le cirrus et la barbe. Questions d’iconographie athlétique romaine, " Mélanges de l'École française de Rome Antiquité 110.1 (1998), p. 377.
  31. Pueri lenonii , от leno сутенёр »).
  32. Craig A. Williams, Roman Homosexuality (Oxford University Press, 1999, 2010), p. 32
  33. Beard, Religions of Rome , p. 45.
  34. Варрон. О латинском языке, VI, 15-16; Fantham, Fasti , p. 29.
  35. Daniel T. Reff, Plagues, Priests, and Demons: Sacred Narratives and the Rise of Christianity in the Old World and the New (Cambridge University Press, 2005), p. 100.
  36. Woodward, Indo-European Sacred Space , p. 136.
Источник —

Same as Робигалии