Interested Article - Пения

Пения ( др.-греч. Πενία или Πενίη , «бедность») — персонаж древнегреческой литературы , персонификация бедности и нужды.

Не имела в Греции культа, присутствия в искусстве и аутентичной мифологии, хотя фигурирует в генеалогиях, составленных ad hoc для аллегорических целей .

Действующее лицо комедии Аристофана « Плутос » (489—618), диалога Лукиана «Тимон, или Мизантроп».

В латинской литературе ей соответствуют Эгестас (Egestas), Паупертас (Paupertas), Инопия (Inopia) .

Ранние авторы

У Алкея Пения (Бедность) названа сестрой Амехании (Бедствия), эти две сестры «повергают народ под ярмо» . Г. Либерман указывает, что ещё раньше эта пара понятий встречалась в « Трудах и днях » Гесиода (496—497), но не персонифицировалась .

У Феогнида Пения превращается уже в мать Амехании, и называется родной для любящих правду .

Та же пара божеств появляется в приводимом Геродотом диалоге между Фемистоклом и жителями острова Андрос : когда афинский полководец требует от них денег, ссылаясь на поддержку божеств Убеждения ( Пейто ) и Принуждения ( Ананкеи ), андросцы отвечают, что их остров — излюбленное местопребывание других божеств: Пении (Бедности) и Амехании (Беспомощности) .

В сохранившейся фрагментарно трагедии Еврипида « », поставленной между 413 и 406 годами до н. э., утверждается, что у Пении (Бедности), самой бесстыдной богини, нет своего святилища . Тема бедности и богатства занимает заметное место в известных фрагментах пьесы , а конкретная цитата с упоминанием богини атрибутируется разными учёными либо дочери Киссея, возражающей против брака с бедняком, либо хору .

Демокрит в аллегорических целях называл Пенией (Бедностью) мать гомеровского свинопаса Евмея .

Персонаж Аристофана

В комедии Аристофана « Плутос », поставленной в 388 году до н. э. , два афинянина Хремил и Блепсидем, встретив бога богатства Плутоса, хотят вернуть ему зрение. Однако Пения (Бедность) оспаривает их мнение, что богатство — благо, а бедность — зло, утверждая, что люди живут прежде всего благодаря ей .

Отрывок в анапестических тетраметрах (ст.487—618) соответствует агону в большинстве ранних пьес Аристофана, но здесь сведён к простой структуре (диалог Хремила и Бедности при участии Блепсидема) . Роль Пении, вероятно, исполнял первый актёр (всего актёров в пьесе четыре), игравший также Кариона .

Когда она появляется на сцене, собеседники говорят о ней как «бледной лицом» и похожей на Эринию из трагедии. Согласно А. Соммерстейну, эти слова могут подразумевать, что Хремил думает о ней как некоем призраке или подземном демоне . Продолжая традицию родословных, Хремил называет Пению сестрой Птохеи («Нищеты») .

По словам А. Соммерстейна, Бедность в своей речи предпринимает reductio ad absurdum всего проекта Хремила, того плана сделать всех богатыми, который он представил в начале пьесы .

Состязание Бедности и Хремила следует видеть как агон между духом трагедии и комедии, между суровой реальностью и фантазией исполнения желаний .

По оценке Соммерстейна, Пения смогла выставить два аргумента, на которые Хремил не смог найти удовлетворительный ответ (ст. 507—534 и 558—561): никто не станет пахать и трудиться, если все люди будут богаты; и тезис, что бедняки здоровы и стройны, а богачи толсты и некрасивы. Впрочем, аргументы не согласуются друг с другом, а первый — и внутри себя. Однако Хремил признает её правоту .

В агоне Пения доказала, что перераспределение богатства, или на базе равенства, или согласно заслугам, в реальном мире не исцелило бы положение дел. Хремил признаёт, что в терминах реального мира Бедность права, но продолжает развивать свой план, ибо действует не в реальном мире, но в мире комедии .

В завершении агона, когда Бедность насильно выводят, хотя далеко не очевидно, что она побита в споре, Соммерстейн видит некоторую параллель второму агону « Облаков » (1345—1451) .

У Платона и его толкователей

В диалоге Платона « Пир », датируемом 380-ми годами, со ссылкой на Диотиму Сократ рассказывает миф о рождении Эрота. Согласно ему, Пения — нимфа, просившая подаяния, зачавшая ребёнка от спящего Пороса и родившая Эрота . Пения не обладает ни мудростью, ни богатством , и Эрот, как истинный сын своей матери, всегда нуждается .

Плутарх утверждает, что платоновская Пения — материя , не имеющая в себе блага, но стремящаяся к нему и наполняющаяся им . Максим Тирский приводит миф о рождении Эрота как пример рассказа, который не нужно понимать буквально .

Ориген , вспоминая рассказанный Платоном миф, утверждает, что сад Зевса чем-то напоминает рай из библейской Книги Бытия , Пения может быть приравнена к змию-соблазнителю, а Порос — к человеку (Адаму)

Плотин также толкует Пению как материю, всецело нуждающуюся и причастную природе умопостигаемого, но не его эйдолам и образам . По А. Ф. Лосеву , здесь Пения — эманация мировой души, материя логоса .

У поздних античных авторов

В диалоге Лукиана на сцене вновь появляются Пения (Бедность) и Плутос (Богатство), соперничающие из-за афинского мизантропа . Зевс в ответ на молитву посылает ему Богатство, однако Бедность заявляет, что именно она сделала Тимона человеком благоразумным и достойным уважения, с помощью своих спутников Благоразумия и Труда . И сам Тимон возражает Гермесу, восхваляя «достойнейшую бедность, укрепившую меня мужественным трудом» .

В одном из вымышленных писем Алкифрона автор Платилем пишет, как страдает от богини Бедности .

Флавий Филострат утверждал, что в имеется алтарь Бедности . О таком алтаре сообщает и Евстафий со ссылкой на сочинение Элиана «О промысле» .

Подборка цитат из различных авторов о бедности и Бедности содержится в 32 главе IV книги «Эклоги» Стобея , включая приведённые выше отрывки из Алкея и Еврипида.

Примечания

  1. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. — М., 2001. — В 3 т. Т.3. С.44
  2. The Comedies of Aristophanes. Vol. 11. Wealth. Addenda. / Edited with transl. and comm. by A. H. Sommerstein. Aris & Phillips Ltd., Warminster, 2001. P. 169
  3. Лексикон Рошера . Т. 3. Стб. 1921.
  4. Алкей, фр. 364 = Стобей . Эклоги. IV. 32, 35 (рус. пер. М. Л. Гаспарова, фр. 65 в кн. Эллинские поэты VIII—III вв. до н. э. М.: Ладомир, 1999. С. 353)
  5. Alcée . Fragments. Tome I—II. Texte établi, traduit et annoté par Gauthier Liberman. Paris: Les Belles Lettres, 1999. Tome II. P. 162, n.324; в рус. пер. В. В. Вересаева передано только слово «бедность» со строчной буквы; согласно издателю Гесиода М. Л. Уэсту , эти две строки, возможно, интерполированы, так как отсутствуют во многих хороших источниках, включая один папирус ( Hesiod . Works and Days. Edited by, Prolegomena and Commentary by M. L. West. Oxf., Clarendon Press, 1978. P. 283)
  6. Феогнид. Элегии. 384—385: в пер. А. К. Гаврилова «бедность, мать безысходности» (приложение в кн.: Доватур А. И. Феогнид и его время. Л.: Наука, 1989. С. 158); в пер. Ю. Голубца «нищета, мать безысходности» (Древнегреческая элегия. СПб.: Алетейя, 1996. С. 112—113); о бедности у Феогнида также в ст. 173.
  7. Геродот . История. VIII. 111, 3, пер. Г. А. Стратановского; тот же рассказ со ссылкой на Геродота: Плутарх . Фемистокл. 21, в пер. С. И. Соболевского «Бедность и Нужда»
  8. Еврипид. Архелай, фр. 248 Каннихт = Стобей. Эклоги IV 32, 41 (англ. пер.: J. Gibert . Archelaus. // The Plays of Euripides. Selected Fragmentary Plays. Aris & Phillips Classical Texts. Vol. 2. 2004. P. 345); в издании Жуа — Ван Лооя фр. 17
  9. J. Gibert . Archelaus. // The Plays of Euripides. Selected Fragmentary Plays. Aris & Phillips Classical Texts. Vol. 2. 2004. P. 331.
  10. Euripide . Tome VIII. Fragments, 1re partie. Aigeus — Autolykos. Texte établi, traduit et annoté par F. Jouan et H. Van Looy. ( Collection Budé ). Paris: Les Belles Lettres, 1998. P. 286, 287.
  11. Демокрит , фр. B24 Дильс-Кранц = фр. 819 Лурье = Евстафий. Комментарий к «Одиссее». XV. 376
  12. от первой пьесы Аристофана с таким названием, поставленной в 408 г. до н. э., сохранились незначительные фрагменты, и нельзя с достоверностью сказать о её сюжете и о том, упоминалась ли там Пения; Соммерстейн приходит к выводу, что «Плутос» заново поставлен в 388 г., а не просто переработан (The Comedies of Aristophanes. Vol. 11. Wealth. Addenda. / Edited with transl. and comm. by A. H. Sommerstein. Aris & Phillips Ltd., Warminster, 2001. P. 33)
  13. Соболевский С. И. Аристофан и его время. М.: Лабиринт, 2001. С. 276.
  14. The Comedies of Aristophanes. Vol. 11. Wealth. Addenda. / Edited with transl. and comm. by A. H. Sommerstein. Aris & Phillips Ltd., Warminster, 2001. P. 170—171
  15. The Comedies of Aristophanes. Vol. 11. Wealth. Addenda. / Edited with transl. and comm. by A. H. Sommerstein. Aris & Phillips Ltd., Warminster, 2001. P. 27
  16. The Comedies of Aristophanes. Vol. 11. Wealth. Addenda. / Edited with transl. and comm. by A. H. Sommerstein. Aris & Phillips Ltd., Warminster, 2001. P. 167
  17. Аристофан. Плутос. 549, пер. А. И. Пиотровского
  18. The Comedies of Aristophanes. Vol. 11. Wealth. Addenda. / Edited with transl. and comm. by A. H. Sommerstein. Aris & Phillips Ltd., Warminster, 2001. P. 18
  19. The Comedies of Aristophanes. Vol. 11. Wealth. Addenda. / Edited with transl. and comm. by A. H. Sommerstein. Aris & Phillips Ltd., Warminster, 2001. P. 168
  20. Sommerstein A. H. Aristophanes and the Demon Poverty. // Oxford Readings in Aristophanes. / Edited by E. Segal. Oxf.-N. Y.: Oxford UP, 1996. P. 259
  21. The Comedies of Aristophanes. Vol. 11. Wealth. Addenda. / Edited with transl. and comm. by A. H. Sommerstein. Aris & Phillips Ltd., Warminster, 2001. P. 19-20
  22. The Comedies of Aristophanes. Vol. 11. Wealth. Addenda. / Edited with transl. and comm. by A. H. Sommerstein. Aris & Phillips Ltd., Warminster, 2001. P. 171
  23. Платон . Пир. 203b
  24. Платон . Пир. 204b
  25. Платон . Пир. 203d
  26. Плутарх . Об Исиде и Осирисе. 57
  27. Максим Тирский . Речи. IV. 4
  28. Ориген. Против Кельса. IV. 39
  29. Плотин . Эннеады III. 5 (Об Эросе). 7; 9
  30. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. С. 505
  31. Лукиан. Тимон, или Мизантроп. 32
  32. Лукиан. Тимон, или Мизантроп. 36, пер. Б. В. Казанского
  33. Алкифрон. Письма. I. 23
  34. Филострат . Жизнь Аполлония Тианского. V. 4, в пер. Е. Г. Рабинович с заглавной, в издании Kayser’а (1870, TLG) со строчной
  35. Элиан , фр. 19 Герхер = Евстафий . Комментарий к «Описанию Ойкумены» Дионисия Периэгета . 453

Литература

  • Лексикон Рошера . Т. 3. Стб. 1921.
  • Newiger H. J. Metapher und Allegorie. Studien zu Aristophanes. Münich, 1957. S. 155—164.
  • Olson S. D. Economics and ideology in Aristophanes. Wealth // HSCP 93 (1990), 223—242, о Пении p. 233—236
  • Sfyroeras P. What wealth has to do with Dionysus: from economy to poetics in Aristophanes’ Plutus // GRBS 36 (1995). P. 231—261, о Пении p. 242—248
  • Sommerstein A. H. Aristophanes and the Demon Poverty. // CQ 34, 1984, 314-333; переизд.: Oxford Readings in Aristophanes. / Edited by E. Segal. Oxf.-N. Y.: Oxford UP, 1996. 335 p. P. 252-281.
Источник —

Same as Пения