Голицын, Лев Львович
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев Льво́вич Регельсо́н ( 30 июля 1939 , Калуга ) — советский диссидент и публицист, автор книги «Трагедия Русской Церкви».
С 2000-х годов активист Апостольской православной церкви , а впоследствии клирик, член Синода и Председатель Синодальной комиссии АПЦ по вопросам вероучения и церковного устройства.
С 1939 года жил в семье матери в деревне Аргуново Калужской области , близ Тихоновой пустыни. В 1946 году переехал к отцу в Москву .
С 1956 по 1962 год учился на физическом факультете МГУ на кафедре теоретической физики .
В 1962—1964 годах был участником общественной организации «Университет молодого марксиста» и нештатным инструктором ЦК ВЛКСМ .
В 1962—1966 годах работал в Институте источников тока ( , в дальнейшем «Квант») в области полупроводниковых преобразователей энергии, в том числе для космических аппаратов. Подготовил диссертацию по нестационарным термоэлектрическим явлениям. По совместительству читал лекции в московском планетарии .
По собственному воспоминанию, 27 января 1965 года «мгновенно из неверующего превратился в верующего, мгновенно <…> студенческие каникулы, я готовился к докладу на семинаре по научному коммунизму на тему „Религиозные взгляды Достоевского“… После семинара ко мне подошли три студента, которые, как оказалось, были учениками отца Александра Меня . Они стали снабжать меня изданной на Западе религиозной литературой. Были сильнейшие мистические переживания, искушения — и во сне, и наяву…» . 3 сентября 1965 года принял крещение на дому у протоиерея Александра Меня. Его первым духовником стал иерей Николай Эшлиман .
В 1966 году подал заявление о выходе из комсомола как атеистической организации. В связи с обвинением в том, что на церковной исповеди он мог выдать секретные сведения, был вынужден уволиться из ВНИИИТ и отказаться от защиты диссертации.
В 1966—1972 годы занимался активным богословским самообразованием под руководством Феликса Карелина , который, по отзыву Льва Регельсона, «привил мне вкус к византийскому, святоотеческому стилю мышления». Параллельно работал над книгой по истории Церкви после 1917 года.
С 1967 по 1973 год работал в НИИ медицинской техники. Написал диссертацию по физике кровообращения, но защита её была сорвана в связи с тем, что был разоблачён как «активный церковный деятель» .
Накануне Поместного собора 1971 года священник Николай Гайнов, миряне Феликс Карелин, Лев Регельсон и Виктор Капитанчук составили обращение под названием «По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)», в котором подверглись критике богословские воззрения митрополита Никодима. Текст обращения был отпечатан на машинке в количестве около 100 экземпляров и разослан по почте всем правящим епископам Русской церкви. До 2007 года это обращение никогда и нигде не публиковалось, пока Лев Регельсон не выложил его на личном сайте .
С 1973 по 1978 год участвовал в правозащитной деятельности, специализируясь, в основном, на защите прав верующих . Был участником возникшего в 1974 году неофициального религиозно-философского семинара в Москве, которым руководил студент ВГИКа Александр Огородников .
Зарабатывая на жизнь и содержание большой семьи, написал, как сам утверждал, четыре кандидатские и две докторские диссертации для духовенства .
В 1977 году в парижском издательстве ИМКА-Пресс вышел его труд «Трагедия Русской Церкви. 1917—1945» с послесловием Иоанна Мейендорфа . Документальную базу издания составили материалы, собранные священниками Глебом Якуниным и Николаем Эшлиманом во время их работы над обращением к патриарху Алексию от 1965 года. Впоследствии эти материалы были дополнены собранием документов Михаила Губонина , которые были переданы Льву Регельсону без указания имени составителя. Ссылки на этот сборник в книге приведены как на анонимный .
В 1978 году Александр Огородников был арестован, после чего Лев Регельсон на короткое время стал руководителем семинара. По воспоминаниям очевидцев, взгляды Регельсона расходились с традиционным учением Церкви: он «судя по всему, считал, что спастись можно только в определённом географическом месте. Его „Дивеевым“ была Абхазия. <…> Так что семинар подстерегали две опасности: риск чрезмерной политизации и позже — риск сдвига в оккультную сторону. Разгром семинара носил промыслительный характер» .
В 1980 году был арестован, девять месяцев провёл в следственном изоляторе КГБ в Лефортове по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде» . 22 сентября 1980 года в Мосгорсуде началось слушание дела по обвинению Льва Регельсона по ст. 70 Уголовного кодекса РСФСР. Регельсону инкриминировались ряд документов Христианского комитета защиты прав верующих, письмо к христианам Португалии, обращение к делегатам 5-й Ассамблеи ВСЦ в Найроби , письмо в связи с высылкой А. Солженицына и др. Книга «Трагедия Русской церкви» ему не инкриминировалась. На суде Регельсон полностью признал себя виновным и выразил глубокое раскаяние. Он сказал, что «смешал религиозную деятельность с антисоветской» и «вошел в союз с такими политическими о общественными силами Запада, для которых идеалы Царства Божия чужды и безразличны». 24 сентября 1980 года суд приговорил его к пяти годам лишения свободы условно, и он был в зале суда освобождён из-под стражи .
С 1981 по 1985 год работал сторожем в церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище . С 1985 по 1986 годы работал электрослесарем на Ростокинской камвольно-отделочной фабрике .
В 1988—1993 годах — автор, затем сотрудник редакции журнала « Наука и религия » , который незадолго до прихода туда Регельсона «из злобно-антирелигиозного» стал позиционировать себя как «орган верующих и неверующих. Правда, под верующими подразумевались и поклонники оккультизма, астрологии, магии» .
В 1990 году закончил работу над расширенным вариантом своего труда по истории Русской церкви — «Трагедия Русской Церкви. 1917—1953» , однако книга была издана только в 2017 году.
С 1990 по 1994 год был генеральным директором Общества христианской культуры «Логос», специализировавшегося на издательской и просветительской деятельности. Две новых главы его книги по истории Церкви были частично опубликованы в церковной печати .
В 1992 году работал внештатным корреспондентом во время грузино-абхазского конфликта . Во время войны обменял квартиру в Москве на квартиру в Новом Афоне . 7 января 1993 года подал заявление с просьбой о предоставлении абхазского гражданства .
С 1993 по 1997 год в соавторстве с Игорем Хварцкия работал над книгой «Земля Адама», изданной в Сухуме в 1997 году .
С 1998 по 2005 год работал в качестве научного сотрудника Сухумского физико-технического института .
Присоединился к основанной Глебом Якуниным « Апостольской православной церкви » и на протяжении ряда лет являлся активным мирянином .
С 2005 по 2008 год — сотрудник нанотехнологической фирмы «Карбонлайт» .
С июля 2008 года — член экспертного совета российской неправительственной организации «Институт инновационного развития» .
После смерти Глеба Якунина в декабре 2014 года стал одним из неформальных лидеров Апостольской православной церкви . 10 мая 2015 года в Москве принял иерейское рукоположение от митрополита Ставропольского и Южно-Российского Кириака (Темерциди) . По неизвестной причине информация о данной хиротонии не получила огласки .