Interested Article - Майоне, Асканио

Асканио Майо́не (Majone, Maione, Mayone; ок. 1570, Неаполь — 9 марта 1627, там же) — итальянский композитор, органист, арфист.

Очерк биографии и творчества

Учился музыке в неаполитанской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы ( Сантиссима-Аннунциата ) у Дж. де Мака . С 1593 года и до конца дней своих — первый органист в этой же церкви. С 1602 — второй, с 1614 до самой смерти — первый органист Королевской капеллы в Неаполе. Вероятно, был знаком с Дж. М. Трабачи , который в то же самое время служил капельмейстером в той же капелле.

Майоне — автор двух сборников («книг») под названием «Capricci» (кн.1, 1603 ; кн.2, 1609 ) и Первой книги ричеркаров ( 1606 ), содержащих пьесы в типичных для того времени жанрах инструментальной музыки — ричеркар (в том числе на cantus firmus , духовный или светский), французская канцона , «партита на арию Руджеро» (т.е. вариации на басовое остинато под названием «Руджеро» ), орнаментальные вариации на мадригал (например, на популярный в ту эпоху «Io mi son giovinetta» Д. М. Феррабоско), токкаты и т. д.

Исторический интерес представляет второй сборник каприччио Майоне, куда вошли две пьесы для так называемого « хроматического клавесина» (cimbalo cromatico), экспериментального инструмента, для которого писали в то время и некоторые другие неаполитанские музыканты. В предисловии к этой книге Майоне, сознавая собственное новаторство, предупреждает читателя, чтобы тот «не возмущался и не осуждал автора за слабое владение контрапунктом» , и разъясняет свою технику так: «…когда сочинения украшаются пассажами, всегда случаются несколько проходящих фальшивых нот, возникающих против правил контрапункта, но без них нельзя достичь красивого эффекта» .

Майоне также автор сборника («книги») пятиголосных мадригалов ( 1604 ), двух мотетов, мессы и вечерни (не опубликованы), сборника трёхголосных канцонетт (утрачен).

По просьбе натуралиста и ботаника Фабио Колонны Майоне написал несколько экспериментальных нотных образцов «хроматической» и «энармонической» (в современной терминологии — микрохроматической ) музыки, которые должны были проиллюстрировать совершенство (perfezione) проектируемого Колонной клавишного музыкального инструмента, так называемой «линчейской самбуки». Эти экспериментальные ноты опубликованы в трактате Колонны в Неаполе, в году.

Примечания

  1. итал. «…chi questa opera vederà, che non si scandaliza e mi giudica di poco osservatore delle regole del contrapunto»
  2. итал. «…quando si sona con passaggi o si adornano opere di passaggi, sempre vi passano alcune note false contro la regola del contrapunto senza le quali è impossibile che bello effetto faccia»

Литература

  • Kelton R.H. The Instrumental Music of Ascanio Mayone. Diss., North Texas State Univ., 1961.
  • Apel W. Solo Instrumental Music: the Neapolitan School // The Age of Humanism, 1540—1630 / New Oxford History of Music 4. Oxford, 1968, pp. 641-2, 644, 667, 708.
  • Fischer K. von. La posizione di Ascanio Mayone e Giovanni Maria Trabaci nello sviluppo del ricercare // La musica a Napoli durante il Seicento. Naples, 1985, pp.253-83.
  • Stembridge C. Music for the Cimbalo Cromatico and other Split-Keyed Instruments in Seventeenth-Century Italy // Performance Practice Review, 5 (1992), pp.5-43.
  • Jackson R. Ascanio Mayone // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 2001.

Ссылки

Источник —

Same as Майоне, Асканио