Interested Article - Трабачи, Джованни Мария

Джованни Мария Траба́чи (Trabaci; ок. 1575, Монте-Пелузио, ныне Ирсина — 31 декабря 1647, Неаполь ) — итальянский композитор, органист и клавесинист. Стиль его музыки принадлежит отчасти Позднему Возрождению, отчасти раннему барокко.

Очерк биографии и творчества

В 1594 года Трабачи — хорист в церкви Сантиссима-Аннунциата в Неаполе. Учился музыке у Дж. де Мака . В 1597 г. выполнил экспертизу нового органа в неаполитанском оратории последователей Филиппа Нери ; там же в 1597-98 и в 1625-30 гг. работал органистом. В 1601-47 гг. занимал должности органиста и (с 1614) капельмейстера при испанском дворе в Неаполе (где в то же самое время работали Майоне и де Мак ).

Наследие Трабачи-композитора обширно. В его сочинениях представлена вся палитра жанров тогдашней духовной музыки — мессы, пассионы , обработки католических гимнов , мотеты , многоголосные лауды , духовные песни (на латинском языке, под специфическим названием лат. rithmi ; всего около 170 работ). В светской вокальной музыке Трабачи оставил около 60 сочинений в жанрах мадригала , вилланеллы , диалога и арии. Наибольшую по объёму часть наследия занимает музыка для органа и клавесина . Среди 165 клавирных сочинений ричеркары , французские канцоны , каприччио , версеты , партиты , гальярды , токкаты и пьесы других жанров. Многие из этих сочинений по замыслу Трабачи также пригодны для исполнения ансамблем инструментов.

Стиль духовной музыки Трабачи в целом консервативен, за исключением сборника («книги») мотетов 1602 г., с экспериментами в области хроматической гармонии и необычными модуляциями (например, в мотете «O dulcissimae filiae Sion»). Этот сборник, возможно, оказал влияние на сборник мотетов «Sacrae cantiones» Джезуальдо . Вокальная светская музыка стилистически более внешняя и поверхностная; в ней, очевидно, сделана ставка на виртуозность.

Наиболее интересны сочинения Трабачи для клавира, которые отличаются экспериментами в области гармонии, ритма, фактуры, изобретательной мелодической разработкой. Специфичны для клавирной (и ансамблевой) музыки Трабачи полифонические вариации в экзотической технике inganni . Сборники клавирной музыки 1603 и 1615 гг. содержат циклы ричеркаров во всех (тогдашних) 12 ладах . В партитах на темы "Ruggiero" , "Fidele" и "Zefiro" композитор варьирует первоначальную гармонию темы, преображая её до неузнаваемости. В том же сборнике 1615 г. ряд пьес написан для особой разновидности клавесина, так называемого «хроматического» ( итал. cimbalo cromatico ), что определяет необычность их каденционного («модуляционного») плана и гармонии в целом.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #128550562 // (нем.) — 2012—2016.
  3. Giovanni Maria Trabaci // (англ.) — 2000.
  4. Текстовую основу «ритмов» составляют строфы из стихов (приблизительно) одинаковой длины одного и того же метра , которые распеваются (на манер многоголосных обработок псалмовых текстов) силлабически в моноритмической ( «старогомофонной» ) фактуре (нота-против-ноты).
  5. Jackson R.J. Trabaci // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
  6. Темой таких вариаций считается неизменная последовательность слогов («воксов») Гвидонова гексахорда , например, ut fa mi re ut fa mi. Применение гексахордовой мутации (в том числе ложной, отсюда, вероятно, и сам термин итал. inganni , букв. «обманки, подмены») делает неоднозначной «абсолютную» высотную позицию того или иного слога, что ведёт к изменению — иногда до неузнаваемости — рельефа оригинальной темы вариаций.

Сочинения

Оригиналы (выборка)

  • [21] Motectorum cum <...> [8] rithmis liber primus (Napoli, 1602);
  • Ricercate, canzone francese, capricci, canti fermi, gagliarde, partite diverse, toccate, durezze, ligature, et un madrigale passagiato nel fine (Napoli, 1603);
  • [3] Missarum et [6] motectorum quatuor vocum <...> liber primus (Napoli, 1605; 2/1616);
  • Il primo libro de [21] madrigali, a5 (Napoli, 1606; сохранилась частично);
  • [14] Villanelle et arie alla napolitana con un [3] dialogo (Napoli, 1606; сб. сохранился частично);
  • [21] Psalmorum pro vesperis et completorio totius anni, cum [4] antiphonis et 4 [recte 1] missae (Venezia, 1608);
  • Sylvae armonicae (Naples, 1609; подборка из 15 прежде напечатанных мотетов)
  • Il secondo libro de [20] madrigali (Venezia, 1611);
  • Il secondo libro di ricercate, & altri varij capricci, con cento versi sopra li otto finali ecclesiastici per rispondere in tutti i divini officij, & in ogni altra sorte d'occasione (Napoli, 1615);
  • [23] Hinni e [23] motetti (после 1622, рукопись)
  • [13] Psalmi vespertini cum <...> [6] rithmis [включает 2 магнификата], liber secundus (Venezia, 1630)
  • [13] Motetti (1634, рукопись)
  • [4] Passiones D.N. Jesu Christi (Napoli, 1635)

Современные издания

  • L' oratorio dei Filippini e la scuola musicale di Napoli. T.1: La polifonia cinquecentesca ed i primordi del secolo XVII - musica sacra e spirituale di Gian Domenico Montella, Giov. Maria Trabaci, Carlo Gesualdo. A cura di Guido Pannain . Milano: Ricordi,1934 (Istituzioni e monumenti dell'arte musicale italiana, 5) (с научным предисловием).
  • Composizioni per organo e cembalo, ed. O. Mischiati. Brescia, 1964 (Monumenti di Musica Italiana, I/3).

Литература

  • Jackson R.J. The keyboard music of Giovanni Maria Trabaci. Diss. University of California (Berkeley), 1964.
  • Jackson R.J. The inganni and the keyboard music of Trabaci // Journal of the American Musicological Society 21 (1968), pp. 204–8 .
  • Fischer K. von. La posizione di Ascanio Mayone e Giovanni Maria Trabaci nello sviluppo del ricercare // La musica a Napoli durante il Seicento. Napoli, 1985, pp. 252–83.
  • Stembridge C. Music for the cimbalo cromatico and other split-keyed instruments in seventeenth-century Italy // Performance Practice Review, 5 (1992), pp. 5–43.
  • Affortunato T. 'Qui dove il piè fermai': una 'Serenata' tra modularità formale e manifesto poetico // Rivista Italiana di Musicologia XLIII-XLV (2008/2010), p. 45-80.
  • Гервер Л.Л. Разъяснения Дж.М. Трабачи в двух книгах его сочинений для клавира // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора / Ред.-сост. Л.Л. Гервер. М., 2016, с. 43-59.

Ссылки

  • (из клавирного сборника «Вторая книга ричеркаров и разных других каприччио», 1615; обработка для ансамбля виол)
  • (в аранжировке для флейтового ансамбля)
  • (в технике alternatim)
Источник —

Same as Трабачи, Джованни Мария