Блох, Феликс
- 1 year ago
- 0
- 0
Эрнест Блох ( нем. Ernest Bloch ; 24 июля 1880 , Женева — 15 июля 1959 , Портленд , штат Орегон ) — швейцарско - американский композитор еврейского происхождения.
С девятилетнего возраста играл на скрипке, позднее учился как скрипач в Брюссельской консерватории у Эжена Изаи , а также у Франца Шёрга ; по рекомендации Изаи занимался также композицией под руководством Франсуа Расса . Затем в 1900 — 1901 гг. изучал композицию во франкфуртской Консерватории Хоха у Ивана Кнорра и Людвига Тюйе . Жил в Париже , затем в Женеве, в 1916 г. уехал в Соединённые Штаты Америки. С 1924 г. гражданин США. В 1920 г. стал первым руководителем новосозданного Кливлендского института музыки и руководил им до 1925 г., затем до 1930 г. возглавлял Консерваторию Сан-Франциско ; преподавал также в других музыкальных учебных заведениях. Среди учеников Блоха, в частности, Джордж Антейл , , Бернард Роджерс , Роджер Сешенс .
Среди ранних сочинений Блоха наибольшее внимание привлекла опера «Макбет» ( 1904 — 1906 ), впервые поставленная в 1910 г. и не снискавшая особенного успеха у публики, но удостоившаяся восторженного отзыва Ромена Роллана . Музыка Блоха в это время отмечена влиянием Рихарда Штрауса и импрессионизма в лице, прежде всего, Дебюсси . Второй этап творчества Блоха — начиная с «Трёх еврейских стихотворений» ( фр. Trois Poèmes Juifs ; 1913 ), симфонии «Израиль» ( 1916 ) и особенно Еврейской рапсодии «Шеломо» (собственно, « Соломон ») для виолончели с оркестром ( 1916 ) — характеризуется, прежде всего, обращением к еврейской теме и, в связи с этим, отчасти к еврейскому фольклорному музыкальному материалу. По поводу «Шеломо» — самого, вероятно, известного произведения Блоха — критик Гвидо Гатти замечает: Творчество Блоха глубоко связано с атмосферой традиционного еврейского дома. Это нашло отражение в целом ряде его наиболее удачных сочинений. Таковы «Три еврейские поэмы» для оркестра (Trois poèmes juifs, 1913); симфония № 2 «Израиль» ( Israel , 1917); «Шломо», еврейская рапсодия для виолончели с оркестром ( Schelomo: a Hebrew rhapsody , 1915—1916); «Баал Шем», три картины из жизни хасидов для скрипки с оркестром (Baal Schem, 1923); Псалмы (Psalms, 1912—1914); «Еврейская сюита» для альта и фортепиано ( Suite Hèbraique , 1923); «Глас вопиющего в пустыне», симфоническая поэма с солирующей виолончелью ( Voice in the Wilderness , 1937); наконец, одно из наиболее известных сочинений Блоха — синагогальная служба «Аводат Хакодеш» для смешанного хора и оркестра ( Avodath Hakodesh , 1934).
Однако талант Блоха не позволил ему ограничиться еврейской тематикой. В 1903 он написал оперу Макбет по Шекспиру (либретто Э. Флега). Она прошла 15 раз в парижской «Опера комик» в 1910 и была возобновлена в Неаполе в 1938. Известность Блоха в Европе и США быстро росла благодаря его симфоническим произведениям. Так, композитор написал симфонию с хором «Америка» (America, 1917): посвящённую памяти Авраама Линкольна и Уолта Уитмена. Страну, где он родился, Швейцарию, Блох почтил в симфонической поэме «Гельвеция» (Helvetia, 1929). Важными событиями в творческой жизни композитора стали и его ранние симфонические произведения, например, «Жить и любить» ( Vivre et aimer , 1900) и «Зима — весна» ( Hiver — printemps , 1905), а также более поздние — «Симфоническая сюита» ( Suite symphonique , 1945), оркестровая сюита «Поэмы моря» ( Poems of the Sea , 1923) и особенно два часто исполняемых concerti grossi (1925 и 1953), в которых черты доклассических инструментальных жанров сочетаются с современным языком композитора.
Кроме того, можно упомянуть две скрипичные сонаты, «Мистическую поэму» ( Poème mystique ) для скрипки и фортепиано, фортепианный концерт, скрипичный концерт и несколько струнных квартетов. Вторая опера Блоха — «Иезавель» ( Jezabel ) осталась незавершённой.
Виолончель, с её изрядной широтой фразировки, то мелодичной, местами доходящей до вершин лиризма, то декламирующей, с драматической игрой тени и света, являет собой воплощение Соломона во всей его славе. <…> Партия солиста, скорее вокальная, чем инструментальная, кажется музыкальным высказыванием, глубоко связанным с талмудической прозой.
Это же восприятие выражено и в посвящённом музыке Блоха (и памяти исполнявшего «Шеломо» Мстислава Ростроповича ) стихотворении Сергея Круглова :
- … Твоё, Господи, Имя,
- Переложенное на голос струнных,
- Пылающий над хамитскими городами
- Мотив Сима,
- Твёрдый, как тысячелетнее вино, страстный
- Мужской зов виолончели…
В позднейшем творчестве — особенно в Concerto grosso № 2 ( 1952 ) — Блох отдал дань и увлечению неоклассицизмом, хотя позднеромантическая основа его произведений оставалась неизменной.
Из трёх детей Блоха старшая дочь, Сюзанна , стала музыкантом и музыкальным педагогом, а младшая, , — известным фотографом.