Interested Article - Енокаван

Енокава́н ( арм. Ենոքավան ) — село в Тавушской области в Армении . Село названо в честь , основателя коммунистической партии в регионе.

Главой сельской общины является Андраник Чибухчян.

География

Село Енокаван находится в северо-восточной части Республики Армения , в 10 километрах на север от города Иджевана и входит в состав Тавушской области . Расположено в непосредственной близости к главной автомагистрали соединяющей северо-восток страны со столицей . Находится на высоте 1000 - 1300 метров над уровнем моря. Протяженностью в 1000 метров с запада на восток и 500 метров с севера на юг занимает территорию 50 гектаров. Северо-восточная часть Енокавана покрыта холмами , а южная – высокий каньон , длина которого достигает 5 км, высота – 100 метров. В этом каньоне есть три пещеры, длина которых от 10 до 30 метров, ширина 15 метров, а высота 1-10 метров. В этих пещерах весной, летом и осенью ночевали пастухи со своими стадами овец. По этому каньону на юг, через дремучий лес и вдоль обрыва тропинка ведет к реке , в которой до сих пор водится ручьевая форель (кармрахайт). Лес богат такими дикими плодовыми деревьями как, грушевое , сливовое , и кустами кизила , малины , земляники . Местные жители готовят из этих плодов целебные варенья. В центральной части леса до сих пор сохранилась церковь Святого Григория, построенная в XII веке . Природа села и окрестностей так прекрасна, что её называют Армянской Швейцарией .

Дорога от Иджевана до Енокавана асфальтирована. Из поселка выходят две дороги: одна – в пастбища, а другая – в Гомер и Окон.

История

Предполагается, что Крдеван произошел от Каре Диван (Каменный Суд), так как, согласно преданиям, нечестных и провинившихся людей бросали в каменную пропасть. А некоторые утверждают, что расположение села на каменистой горе напоминает форму дивана, и поэтому возникло название Каре Диван (Каменный Диван).

Основание села

По историческим данным село основано в начале XIX века . Основателями были Джагаряны (которые перебрались сюда из Киликии, согласно изучениям историка С.Джагаряна. Весь процесс миграции рода указан в книге автора «Севкар») , Чибухчяны, Пашиняны, Ординяны, которые пришли из Карабаха . Другие роды – из Севкара . Изучения надгробных камней показывают, что первое захоронение было в 1840 году . Эта надгробная плита находится на кладбище церкви Святого Саркиса, в южной части села. Церковь сохранилась до наших дней и функционирует. Переименование села имеет следующую историю. В 1896 году в семье Мкртумяна Алаверди рождается Енок. Начальное образование он получает в родном селе и в Гандзакаре (бывший Верин Агдан). Обучался также в Эчмиадзине . Изучая труды марксизма-ленинизма , вступает в партийные ряды и знакомится с партийными деятелями Шаваршом Амирханяном из Ноемберяна и Ананией Берберяном из Шамшадина , которые боролись за установление социализма . Втроем они тайно создают партийные ячейки и борются против дашнакцаканов ( АРФ Дашнакцутюн ). В 1918 году Енок вместе с Вардазаром Джагаряном едет в Тбилиси , к Гиголу Чибухчяну и привозит оттуда помощь для родного села. В начале 1920 года в доме у Енока тайно проводится первая районная конференция партии; цель конференции – объединить все партийные ячейки. В этом же году, когда начинается Майское восстание, Енок, с несколькими товарищами, ночью тайно отправляется в Дилижан . На пути к селу деятели дашнакской партии перекрывают им дорогу. Енок делает неудачную попытку к бегству: перебираясь через реку Агстев , его ранят и привозят, сажают в Дилижанскую тюрьму. Суд приговаривает его к 101 годам лишения свободы, но, нарушая приговор, в июне того же года его убивают и хоронят. После установления советской власти в Армении , отец Енока находит могилу сына и переводит её в родное село. Общественное собрание колхоза решило переименовать село в Енокаван, и это название с 1935 года сохраняется до наших дней. В 1970-е годы по решению первого секретаря армянской коммунистической партии Иджеванского района останки Енока перезахоранивают перед отчим домом, где они покоятся и поныне. Одновременно в центре села, рядом с памятником погибшим воинам ВОВ , стоит бюст Енока Мкртумяна.

Обычаи села

С большим размахом справлялись свадьбы , они сопровождались музыкой зурны и дхола . Танцующие получали «шабаш» (деньги) и в конце танца дарили его музыкантам, так как последние не оплачивались хозяином, организатором свадьбы. Поэтому ударник беспрерывно кричал: «Ай шабаш, ай шабаш!». Под конец свадьбы крестная мать танцевала и приглашала на танец невесту и жениха . Щедрый шабаш, данный невесте, принадлежал ей, а не музыкантам, поэтому во время «Танца невесты» ударник не кричал: «Ай шабаш!». Сейчас во время свадеб и пиршеств шабаш не практикуется, так как музыкантов оплачивает хозяин дома, организатор мероприятия, по предварительной договоренности. Интересным образом также отмечался праздник Вардавар. В этот день невесты поднимались в горы, зажигали костры под деревьями, нагревали воду, купали своих свекровей и начинали качаться на веревках, висящих на деревьях. А парни били их ветками деревьев, чтобы девушки называли имена своих возлюбленных. В этот день не делали много жертвоприношений . Обычно пекли гату, назук, брали сливки горячего молока, сливки мацуна, масло и творог, смешивали все это и употребляли в пищу. Алкогольных напитков употребляли очень мало. После застолья люди обливали друг друга водой, а вечером зажигали костер, и молодые прыгали через него. В старину, до 50-х годов были распространены такие обряды, как купание осла в годы засухи, чтобы дождь пошел, а в дождливые годы ловили лягушек, зажигали огонь на животе, чтобы солнце вышло. Во время града женщины сыпали молотую соль, чтобы град превратился в дождь, а мужчины стреляли из ружей в небо. Издавна в селе было развито ковроделие и вязание карпетов. Нитки получали из овечьей шерсти и из ваты. Пряли с помощью веретена и прялки, расчесывали с помощью гребней. Красили нити натуральными красками вордан кармир (красный), дехнацахик (желтый цветок) и в отваре грецкого ореха . Ковры и карпеты имели свои названия: «инкнатир» (самолет), «гюлавор» и т. д. Они украшали дом и делали его теплым и уютным.

Достопримечательность

В селе находится церковь Сурб Аствацацин ( XII век ) и крепость в Астхиблуре ( VI V вв. ) Около села находятся развалины крепости XVII век

Выдающиеся уроженцы

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 января 2024. 1 декабря 2023 года.
  2. . 26 июня 2008 года.
  3. . 1 февраля 2014 года.
  4. (недоступная ссылка — ) .

Ссылки

  • (рус.)
  • (англ.) (недоступная ссылка — ) .
Источник —

Same as Енокаван