Interested Article - Кече
- 2021-06-18
- 1
Кече ( Кеце — солнце) — женское божество марийского пантеона. Имя богини восходит к запретному названию солнца в марийском и мордовском языках. Сравнить с финским kehä, от праволжского *kesä, круг.
Описание и функции
Кече имела антропоморфный облик, о чём свидетельствуют идиомы кечейол — солнечный луч, букв. «нога солнца»; кече корно — букв. «дорога солнца». Её представляли всевидящим оком верховного небесного божества. В орнаментальной вышивке и резьбе символом солнца служил круг, заключённый в круг ромб и перекрещенный по диагонали квадрат.
Мифы
Кече упоминается в мифах о проклятии короткопалого ежа и объяснении причины, почему облака стали летать высоко. В первом случае богиня выступает советчиком (она не знает где хитрый плотник спрятал гроб с духом смерти Колымаш, но велит спросить об этом бога Луны), во втором, наряду с Куго-Юмо, — предопределителем человеческой судьбы. В мифе о Кокше помогает своему зятю помириться с Кече ӱдыр .
Семья
Соответствующий мужской персонаж — Кече юмо. Кроме того, известны другие мужские божества солнца: Кече курыж (божество солнца), Кече он (владыка солнца), Кече пӱрышӧ юмо (бог предопределитель солнца), Кечывал юмо (бог полудня) .
Культ
Кече жила внутри самого солнца. В честь неё устраивались публичные празднества, в которых принимали участие исключительно женщины и девушки. В жертву богине приносили красную или белую корову. В случае если ребёнок заболевал, клали на пенёк яйцо и три блина, прося Кече вернуть ребёнку румянец . Весной жрецы совершали обряд кормления Кече: они зачерпывали ложкой молоко и поднимали ложку по направлению к солнцу, обращаясь к нему с молитвой. Осенью, перед тем как начать есть хлеб нового урожая, приносилась символическая жертва Кече: люди выходили во двор, поворачивались к солнцу и поднимали над головой блюдо с хлебом. В старину над дверным косяком делали специальный вырез. При восходе солнца его открывали и возносили хвалу Кече: «Мать солнца, велико твоё могущество! За матерью ветра, матерью облаков, матерью воды присматриваешь. Нашу жизнь освещаешь, утренней зарёй мир расцвечиваешь, силы нам даёшь!»
Примечания
- Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Том I. Боги, духи, герои. — Йошкар-Ола, 2006. — С. 56 — 57.
- Sebeok, 1956. Цит. по: Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Том I. Боги, духи, герои. — Йошкар-Ола, 2006. — С. 56.
Литература
- Смирнов И. Черемисы. Историко-этнографический очерк. — Казань, 1889.
- Мокшин Н. Ф. Отражение матриархата и периода распада первобытно-общинного строя в религиях некоторых народов Поволжья (мордва, марийцы). — Москва, 1964.
- Петрухин В. Я. Марийская мифология / Мифы финно-угров. — М., 2003. — С. 260—290.
- Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Том I. Боги, духи, герои. — Йошкар-Ола, 2006.
- Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология. Этнографический справочник. — Йошкар-Ола, 2007. — 312 с. — ISBN 978-5-87898-365-5 .
- Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. О богах. — Казань, 1887.
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2021-06-18
- 1