Линецкая, Евгения Симоновна
- 1 year ago
- 0
- 0
Баласаган (« страна Баласа »), также известный как Базган , был регионом, расположенным в районе рек Кура и Аракс , примыкающим к Каспийскому морю. На юге он граничил с Адурбадаганом и Гиляном . Баласаган примерно соответствовал армянской провинции Пайтакаран , хотя и простирался дальше на север. Было высказано предположение, что при сасанидах этот регион простирался до цитадели Дербента, хотя это остается спорным. Сердцем Баласагана была Дашт-и-Баласакан («равнина Баласаган»), которая соответствует равнине Муган . В конце сасанидской эпохи Баласаган был включён в северный квадрант Адурбадагана .
В топониме Баласакан первый компонент бала или бага означает бог, божество; второй компонент сакан дан на персидском языке во множественном числе и означает саки . Баласакан означает божество саков , вероятно, являлся храмовым центром зороастризма . По версии Акопова Г. Б. Баласаган расшифровывается как « маленькие саки » .
Доисламский период
Этот регион впервые засвидетельствован как сасанидская провинция в надписи Шапура I отдельно от Кавказской Албании, что указывает на то, что он был отдельным политическим образованием, даже если он фактически подчинялся Албании. В надписи Шапур I считает Баласаган и остальную часть Кавказа частью Ирана и считает только римские территории Анатолии и Сирии частью Анерана . Однако могущественный зороастрийский первосвященник III века Картир считает Баласаган и остальную часть Кавказа принадлежащими Анерану. Неизвестно, что именно считалось Анераном . Согласно средневековому персидскому географу Ибн Хордадбеху , правитель Баласагана был среди лидеров, получивших титул царя от первого сасанидского монарха Ардашира I , что позволяет предположить, что Баласаган был прямой вассал Ирана. По словам современного историка Роберта Хьюсена , сасаниды отобрали Баласаган у своих албанских вассалов в 5 веке (или, возможно, уже в 387 году). С административной точки зрения Баласаган входил в состав Адурбадагана . Ничего не известно о царстве Баласаган; его главный центр мог быть в крепости Хурсан. Сасаниды сформировали такие округа, как Спандаран-Перож , Вормизд-Перож , Атши Багаван и (вероятно) , чтобы объединить территорию под более централизованным управлением.
В 335/6 г. Санесан, царь Маскута, занял часть Баласагана, по крайней мере, признав сюзеренитет сасанидов. Во время правления Йездигерда II царь Баласагана Геран принял участие в сасанидских усилиях по подавлению армянского восстания Вардана Мамиконяна в 450—451 годах. Однако позже он сам восстал, уничтожив сасанидскую армию в Албании и совершив набег на иберийские, армянские и албанские земли. Он был убит по приказу Йездигерда II .
Говоря о « скифском » народе массагетов и царствующей там династии массагетских Аршакидов , следует отметить, что у армянского историка 5 века Егише упомянуто то самое скифское племя апарнов или парнов , откуда вышла парфянская династия Аршакидов. Это племя апарнов жило в пределах области Баласакан - Каспиана . В 16 веке Хамадуллах Казвини называет лежавший от устья Куры город Апаршахр, который и дает возможность установить место обитания этого племени по соседству с катишами ( кадусиями ) и гелами (поздние гилянцы ). Возможно, что одна часть этого племени населяла район города Манавазакерта ( Маназкерт ) и по имени этого племени округ- гавар этого города — стал называться Апарhуник — Апаhуник. Наследственные правители этого округа — гавара — выдвинулись в качестве нахарарского рода Апахуник.
По другой версии часть алан , просочившись в Восточное Закавказье, перешла Куру и впоследствии утвердилась южнее ее в Каспиане . По мнению Саргиса Петросяна, этноним «алан» сохранился в раннесредневековом гидрониме Алан — Рот, в топониме Ленкорань , а также в фамилии Зандалан — древнеармянского княжеского (нахарарского) рода. Далее он говорит, что вместе с аланами в середине | в. н. э. аорсы вторглись в Закавказье, часть которого, по-видимому, утвердилась районом местожительства здешних алан. Центром: района Ароспичан являлось нынешнее село ( Арос ). Муганская равнина в древности носила название «Баласакан». Н. Адонц указывал на связь этого топонима с этнонимом кавказских горцев «баласачив», предполагая, что какая-то часть их спустилась с Кавказоких гор к району слияния Аракса с Курой, утвердилась здесь, и в топониме «Баласакан» оставила свое племенное название.
Исламский период
Баласаган был завоеван в c. 645 г. арабской армией во главе с Салманом ибн Рабиа, который заставил некоторых курдов региона платить джизью (подушный налог). Кроме того, одним из положений мирного договора, заключенного между арабским полководцем Хузайфой ибн аль-Яманом и марзбаном Адурбадагана, было то, что арабы должны были защищать местных жителей от курдов Баласагана и гор Сабалан. Имя Баласаган редко появляется в классических арабских хрониках, заменяясь на Муган. Баласаган особенно фигурирует в работах арабского путешественника 10-го века Абу Дулафа аль-Янбуи, который в своей книге «Аль-Рисала аль-Тания» сообщает о своем путешествии по этому региону.
В исламский период область известна как «область или страна Гуштасфи », что связано с именем упомянутого в Авесте царя Виштаспа . Так, по сообщениям жившего в XIII—XIV вв. Хамдаллах Казвини ,
Гуштасфи – это провинция, расположенная у берегов Каспийского моря, и она была основана царем Гуштасбом ибн Лухрасбом. Он прорыл большой канал от реки Куры до Аракса, благодаря которому отводятся воды по малым каналам в деревни вдоль берегов.
население области Гуштасфи говорит на пехлевийском диалекте, близком языку Гиляна.
Талыш-и Гуштасби
(персидский: تالش گشتاسبی) — историческое название северной области
Талыша
, ныне являющейся частью
Азербайджанской
Республики.
Во время правления Хосрова II католикос Иберии и Албании Григорий попытался обратить жителей Баласагана в христианство. Несмотря на это, очаги местного язычества все еще оставались в стране, особенно в Мугани . В с. 800 г. епископ Элия, посланный в этот район в качестве миссионера, сообщает о местных жителях, поклоняющихся богу по имени Йезд, который жил на дубе, называемом «царем леса»; кусты, окружавшие дерево, назывались «детьми Йезда». Местные жители утверждали, что поклонение Йезду они унаследовали от своих предков. В среднеперсидском языке термин йазд означает просто бог, что свидетельствует о влиянии зороастризма, который, должно быть, имел место в сасанидскую эпоху.