Interested Article - Гельцер, Василий Фёдорович

Васи́лий Фёдорович Ге́льцер ( 26 декабря 1840 ( 7 января 1841 ) , Москва — 30 декабря 1908 ( 12 января 1909 ) , там же) — русский солист балета , балетный педагог. Заслуженный артист Императорских театров (1903).

Биография

В 1848 году восьмилетним мальчиком был принят в Московское императорское театральное училище , где обучался экстерном. Завершив учебу в 1856 году, принят в Большой театр танцовщиком- фигурантом . В 1863 году переведён в солисты. Наиболее значительной работой была партия Иванушки в балете « Конёк-Горбунок », поставленного в Большом театре балетмейстером Артуром Сен-Леоном 16 декабря 1866 года.

Гельцер был известен в первую очередь как характерный танцовщик, хороший мимический актёр. Он выступал как в комических партиях, в том числе женских ( фея Карабос , Марцелина ), так и в трагических ролях ( Клод Фролло ). Выступал на сцене до 1906 года, когда состоялся его прощальный бенефис.

С 1894 по 1901 год Гельцер работал режиссёром балетной труппы Большого театра. С 1898 года преподавал мимику и пластику в Московском балетном училище и Московской консерватории ; поставил танцы для премьеры оперы Петра Ильича Чайковского « Евгений Онегин », осуществленной силами студентов Московской консерватории в 1879 году.

С 1898 по 1902 год возглавлял Московское балетное училище . В 1876 году совместно с Владимиром Бегичевым написал сценарий к балету « Лебединое озеро ».

Скончался 30 декабря 1908 ( 12 января 1909 ) года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 23) .

Семья

Некоторые партии

  • 14 декабря 1869 — первый исполнитель роли Санчо Панса в балете Л. Ф. Минкуса « Дон Кихот », балетмейстер — М.Петипа
  • 1888 — Пигмалион в одноименном балете Ю. И. Трубецкого, балетмейстер
  • 21 ноября 1890 — Клод Фролло в балете Ц. Пуни « Эсмеральда » поставленном балетмейстером по хореографии Петипа
  • 24 ноября 1891 г.- первый исполнитель роли Марцелины в балете П. Гертеля « Тщетная предосторожность », балетмейстер Хосе Мендес.
  • 14 февраля 1892 — Царь Нубийский в балете Ц. Пуни « Дочь фараона », балетмейстеры Л. Н. Гейтен , Н. Ф. Манохин по хореографии М.Петипа
  • 1893 — Роберт в балете композиторов И. Ф. Шмидта и Ц. Пуни «Роберт и Бертрам, или два вора», поставленном балетмейстером Хосе Мендесом
  • 15 ноября 1898 — Гусарский полковник в балете композитора И. И. Армсгеймера « », поставленном балетмейстером И. Н. Хлюстиным
  • 17 января 1899 — первое в Большом театре исполнении партии феи Карабос в балете П. М. Чайковского « Спящая красавица », поставленном балетмейстером А. А. Горским по хореографии М.Петипа
  • 1899 — немой Малаец в опере А. Ю. Симона « Песнь торжествующей любви », мимическая роль, созданная специально для Гельцера
  • 6 января 1900 — Агата в балете Маковца «Танцовщики поневоле», поставленном балетмейстером В. Д. Тихомировым ,
  • 25 ноября 1901 — Хан в балете Ц.Пуни «Конёк-Горбунок», поставленном балетмейстером А. А. Горским,
  • 25 января 1901 — первый исполнитель в Большом театре роли Великого брамина в балете Л. Ф. Минкуса «Баядерка», поставленном балетмейстером А. А. Горским по хореографии М.Петипа
  • 24 ноября 1902 — Клод Фролло в мимодраме А. Ю. Симона «Дочь Гудулы», поставленной балетмейстером А. А. Горским
  • 25 февраля 1905 — Коппелиус в балете Лео Делиба « Коппелия », поставленном балетмейстером А. А. Горским
  • Лесничий Ганс в балете А.Адана « Жизель ».

Литература

  • Русский балет: Энциклопедия. — М. : Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. ISBN 5-85370-099-1 .

Примечания

  1. Артамонов М. Д. Московский некрополь. — М. : Столица, 1995. — С. 101. — 432 с. — ISBN 5-7055-1162-0 .
  2. . Дата обращения: 27 августа 2019. 18 сентября 2019 года.
  3. . Дата обращения: 27 августа 2019. 26 марта 2019 года.
  4. . Дата обращения: 11 января 2013. 29 июля 2014 года.

Ссылки

  • от 3 марта 2012 на Wayback Machine
  • [www.pro-ballet.ru/html/r/robert-i-bertram.html О балете «Роберт и Бертрам»]
Источник —

Same as Гельцер, Василий Фёдорович