Interested Article - Кеммерер, Александра Николаевна

Алекса́ндра Никола́евна Ке́ммерер (1842—1931) — артистка балета, солистка Санкт-петербургских Императорских театров .

Биография

Закончила Санкт-Петербургское Императорское театральное училище в 1858 году , после чего сразу была принята в императорский театр на Петербургскую сцену на амплуа солистки. Выступала в Большом Каменном театре и Мариинском театра.

Она пришла на сцену, когда в моду входило искусство псевдорусского , и профессиональный балет обращался к специфически русским сюжетам и даже народным пляскам, а демократически настроенная критика смеялась над вычурностью изображаемой якобы крестьянской жизнью. Эту моду ввел работавший в Петербурге французский балетмейстер Артур Сен-Леон , в спектаклях которого одной из основных исполнительниц была Александра Кеммерер. Писатель Салтыков-Щедрин , подрабатывая в театральных журналах, нещадно высмеивал в своих саркастических статьях эти постановки: (см. статьи «Конек-горбунок, или Царь-девица» в журн. «Русск. сцена», 1864, № II; «Дебют г-жи Кеммерер» в газ. «Антракт», 1867, № 4, 26 января, и др. // РВБ: М. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Собрание сочинений в 20 томах.

На гравюре 1876 года

В балетных хрониках «Наш балет; 1673—1899: балет в России…» за 1873 год указывается, что «год закончился приятным для некоторых артистов событием: были увеличены оклады и поспектакльная плата. Так, Вазем вместо 5 руб. разовых назначили 25 руб, Кеммерер вместо 15 руб. — 25 руб., Шапошниковой прибавили 100 руб. к жалованью и назначили 5 руб. разовых…» . Можно сделать вывод, что исполнительское мастерство Александры Кеммерер на какой-то момомент ценилось несколько выше, чем другой солистки, прима-балерины Екатерины Вазем .

Среди партнеров по сцене: Е. О. Вазем , Т. А. Стуколкин , Л. И. Иванов , К. И. Канцырева , Н. К. Богданова , М. Н. Муравьева , М. М. Петипа , А. И. Прихунова , М. Н. Мадаева , .

Оставила сцену в 1879 году.

Биография балерина остается малоизученной. Из генеалогических исследований петербургской семьи Орловых известно, что в доме балерины росла воспитанница, которую там же, однажды увидел одни из представителей семьи Орловых — (1888—1958). На их свадьбу А.Н.Кеммерер преподнесла весьма дорогой по тем временам подарок — швейную машинку «Зингер» .

Репертуар

Также танцевала в балетах Мариуса Петипа « », « Бабочка », « », « ».

(*) — первая исполнительница партии

Примечания

  1. Священнический род Орловых, автор А. Фомкин. Первоисточник: Генеалогический вестник № 3
  2. . Дата обращения: 3 апреля 2010. 11 октября 2011 года.
  3. Плещеев, Александр Алексеевич (журналист) . «Наш балет (1673—1899).Балет в России до начала XIX столетия»

Литература

Источник —

Same as Кеммерер, Александра Николаевна