Баженова, Елена Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Еле́на Алекса́ндровна Смирно́ва ( 6 (18) мая 1888 , Санкт-Петербург — 15 января 1934 , Буэнос-Айрес ) — артистка балета и педагог, солистка Мариинского театра в 1906—1920 годах; с 1920 года — в эмиграции. Супруга танцовщика и балетмейстера Бориса Романова (1891—1957).
Училась в Императорском театральном училище , где среди её педагогов были Павел Гердт и Михаил Фокин . Начала танцевать в спектаклях Мариинского театра ещё в годы учёбы: так, в 1900 году, в возрасте 12 лет, участвовала в номере «Ману» в балете « Баядерка ». Свою первую значительную роль, партию Гименея получила в спектакле училища, балете Кадлеца « Ацис и Галатея » ( 1905 , балетмейстерский дебют Михаила Фокина); её выступление было положительно оценено балетными критиками. В том же году Фокин поставил для неё и Георгия Розая польку с мячиком на музыку « » Иоганна и Йозефа Штраусов . Окончила училище в 1906 году. В выпускном спектакле исполнила партию Титании в балете « » и номер на музыку Шопена «Полёт бабочек» Ф. Шопена (вместе с Вацлавом Нижинским ). После выпуска была принята в балетную труппу Мариинского театра , в которой состояла по 1920 год .
Зачисленная в кордебалет , артистка постепенно начала получать небольшие сольные партии. Так, в 1907 году она танцевала с Вацлавом Нижинским вставное pas de deux в балете « Тщетная предосторожность » — в рецензии от 24 сентября критик Валериан Светлов назвал её исполнение «удовлетворительным». В целом, критики хвалили Смирнову за хорошую технику и точность в исполнении движений, но отмечали, что эти движения не создавали целостного танца, а оставались собственно набором упражнений; критиковали тяжеловесность, отсутствие кантилены. Балетовед В. М. Красовская так описывала исполнение Смирновой:
Танец её представлял собой череду безупречно выполненных движений, подчёркнутая законченность которых нарушала мелодическую связь целого. При высоком прыжке, позволявшем Смирновой соревноваться с Нижинским, её танцу была чужда воздушность. Самые позы были как бы не предвестьем танца, а его итогом. Линии арабеска Павловой устремлялись в бесконечность, истаивали в полёте, арабеск Смирновой отливал законченностью бронзы и утверждал себя на земле.
— В. М. Красовская
.
Артистка часто гастролировала, выступая как в России, так и за рубежом . В 1908 году приняла участие в большой гастрольной поездке, организованной балериной Юлией Седовой по городам России (были даны выступления в Харькове, Ярославле, Баку, Тифлисе, Ростове-на-Дону и Одессе). В 1909 году приняла участие в первом сезоне дягилевских « Русских балетов » в Париже , выступив в « Половецких плясках » из оперы « Князь Игорь » (эта балетная сцена в хореографии Михаила Фокина и оформлении Николая Рериха стала одним из наиболее ярких моментов сезона). В июне-июле 1910 года участвовала в гастролях в Лондоне и Нью-Йорке, организованных танцовщиком Большого театра Фёдором Козловым .
В конце 1910 на два месяца была командирована дирекцией в Большой театр , где выступала в главных ролях в спектаклях « Спящая красавица », « Конёк-Горбунок », « Тщетная предосторожность », « Баядерка » (в роли Гамзатти ), но успеха не имела.
9 октября 1911 года Смирнова исполнила свою первую балеринскую партию в Мариинском театре — Сванильду в « Коппелии ». Критики были вынуждены признать, что у театра появилась новая балерина , хотя и последняя в ряду. 22 апреля 1912 года исполнила роль Китри в « Дон Кихоте ». Эта роль была одобрительно принята и публикой и критикой — здесь совпали требования к характеру героини и собственная фактура балерины: излишний апломб , некоторая угловатость, которые в других ролях смотрелись как недостаток, здесь работали на образ. По мнению В. М. Красовской , «Дон Кихот» стал лучшим балетом балерины .
В этот же период Смирнова снялась в Берлине в фильме «Роман балерины». Она удивила многих самостоятельным исполнением трюков, к примеру, спускалась по верёвке с 5 этажа . Закрытый просмотр фильма состоялся в Санкт-Петербурге 25 апреля 1913 года.
21 апреля 1914 года выступила в партии принцессы Авроры в « Спящей красавице ». Эта роль считалась особенно удачной, так как образ был создан средствами совершенного классического танца. 22 ноября 1915 года исполняла партию Одетты-Одиллии в « Лебедином озере »: тогда как в роли Одиллии был полный успех, её Одетта была раскритикована — видимо, балерине не подходили лирико-поэтичные образы.
В 1916 году Елена Смирнова участвовала в первых гастролях Мариинского театра в Японии. 2 февраля 1916 года 5 человек из труппы Мариинского театра - со Смирновой и Борисом Романовым поехали танцовщица Облакова, пианист Ван Брух и костюмерша Бохинова - выехали из Петербурга на гастроли по Сибири, Маньчжурии и Японии. В Токио дневные концерты состоялись 16, 17, 18 июня 1916 года на престижной сцене Императорского театра «Тэйкоку Гэкидзё». Это был первый раз, когда японцы увидели и услышали балетную музыку Чайковского. (Источник: Светлана Хруцкая «Первые гастроли Мариинского театра в Японии летом 1916 года»).
После революции , в течение двух сезонов 1918/19 и 1919/20 годов, Смирнова оставалась единственной танцовщицей ГАТОБа (бывшего Мариинского театра), носящей высшее звание балерины . В 1919 году участвовала в премьере балета Александра Чекрыгина « », исполнив партию Розы . Последнее её выступление в театре состоялось 8 февраля 1920 года, после чего Смирнова эмигрировала из Советской России .
С 1922 по 1926 год вместе со своим мужем Борисом Романовым руководила в Берлине « Русским романтическим театром » , исполняла главные партии в спектаклях труппы. В 1928 году супруги переехали в Буэнос-Айрес (Аргентина), где Борис Романов стал балетмейстером в театре « Колон », а Елена Смирнова занялась педагогической деятельностью , возглавив новосозданное отделение танца в Национальной консерватории .
Умерла в Буэнос-Айресе 15 января 1934 года.
Танцевала много ведущих партий: «Пахита», «Ручей»,