Interested Article - Седова, Юлия Николаевна

Юлия Николаевна Седо́ва ( 9 [21] марта 1880 , Санкт-Петербург , Российская империя 23 ноября 1969 , Канны , Франция ) — русская артистка балета, в основном Мариинского театра , организатор гастролей, педагог-хореограф. Фамилия по первому мужу Седова-Шидловская , в эмиграции Седова-Ильина .

Биография

В роли принцессы Аспиччии в балете «Дочь фараона», около 1905 года.

Родилась 9 ( 21 ) марта 1880 года в Санкт-Петербурге в купеческой семье. Родители — Николай Александрович и Олимпиада Ивановна Седовы. [ источник не указан 2296 дней ]

Окончила в 1898 году Императорское театральное училище . Ведущий педагог Энрико Чекетти поставил для неё и другой своей ученицы Любови Егоровой специальный выпускной спектакль «Урок танцев в гостинице», рассчитанный на демонстрацию хорошего владения техникой исполнения. Критика высоко оценила профессиональные навыки дебютанток, предсказывая им большое будущее, и была во многом права. Образцовое выполнение технически наиболее сложных фигур, вращений и прыжков отмечалось критиками на всём протяжении не очень долгой сценической жизни Юлии Седовой. Сразу после поступления в Мариинский театр она появилась на сцене во вставном номере, подготовленном Э. Чекетти для своих воспитанников. В балет «Пахита» был введён па де катр на музыку М. Ф. Келлера, в котором кроме Ю. Седовой танцевали Л. Егорова, М. Обухов и М. Фокин .

Хотя с первых лет её пребывания в Мариинском театре ей поручались значительные партии, её служебная карьера складывалась далеко не благополучно, только в 1916 году перед уходом в отставку она получила высшее в балетной карьере звание балерины. Для этого были причины субъективного характера, её откровенно не любил директор императорских театров В. А. Теляковский , который оставил в своих дневниках много нелестных отзывов о ней. Её обвиняли в склоках и интриганстве. Сейчас невозможно судить о объективности этих высказываний, особенно если принять во внимание специфическую атмосферу отношений в петербургском балете, которым фактически заправляла Матильда Кшесинская . Объективно можно говорить о том, что артистка имела предприимчивую деятельную натуру и, видимо, ладила с коллегами, о чём говорят многочисленные гастроли, которые она возглавляла. Однако кроме субъективных причин не вполне успешной карьеры были и вполне объективные. Она имела крупнокостное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги с большими ступнями, поэтому, добиваясь очень хороших результатов в сложных прыжках и вращениях, проигрывала в пластике поз. Её внешние данные никак не устраивали избалованную петербургскую балетную публику. В довершение к этому она не проявляла никакого артистического мастерства. Её мимическая игра сводилась к формальному выполнению поставленных режиссёром жестов. Похоже на то, что она и не понимала необходимости какой-то актёрской работы над образом.

Первой её значительной ролью на сцене Мариинского театра была исполненная 26 сентября 1899 года роль Терезы в балете « » на музыку Армсгеймера . Её партнёром был Михаил Фокин . Творческие установки будущего выдающегося балетмейстера в корне отличались от того, что демонстрировала на сцене его партнёрша. Однако ведущего балетмейстера Мариуса Петипа , который уже находился на склоне творческой карьеры, танцовщица с блестящими техническими данными вполне устраивала. В апреле 1900 года она исполнила главную роль Белой жемчужины в балете Петипа на музыку Р. Дриго « Жемчужина ». В этой роли она заменила виртуозную итальянскую артистку Леньяни и по отзывам критики продемонстрировала последние достижения итальянской балетной школы. Критика отмечала виртуозное исполнение фуэте , двойных и тройных пируэтов .

Диапазон ролей Юлии Седовой распространялся от комедии до трагедии, у неё не было определённого амплуа , в чём, возможно, проявилось пренебрежение артистической стороной. 9 апреля 1903 года она исполнила трагическую роль Низии в « Царе Кандавле ». Критика осудила её исполнение роли из-за плохой артистической игры. В те же годы она репетировала в Мариинском театре с Евгенией Соколовой (вероятно, до 1904 года, когда Соколова ушла в отставку). Занятия с выдающимся мастером классического танца оказались важны для шлифовки мастерства балерины: её движения стали более пластичными и органичными. Техническая сторона её танца достигла высот классической школы, но это никак не повлияло на недостаток артистизма.

Сезон 1904/1905 года Юлия Седова провела в Большом театре , который испытывал недостаток в балеринах. Дебютировала она на этой сцене 21 ноября 1904 года с большим успехом в роли Царь-девицы в Коньке-Горбунке на музыку Ц. Пуни . 26 декабря она исполнила партию Одетты-Одиллии в « Лебедином озере » П. И. Чайковского . Обе поставки осуществлены балетмейстером А. А. Горским . В Москве её хорошо принимали и зрители, и критика.

После возвращения в Петербург в 1905 году отзывы критики стали несколько мягче. Её по-прежнему хвалили за технику, об артистической стороне выступления часто умалчивали. В прыжках она обладала даром «зависать» в воздухе; 7 августа 1907 года, сразу после выпуска В. Нижинского из школы , для него и Юлии Седовой был поставлен номер «Игра бабочек» на музыку Вальдтейфеля . В этом номере Седова не уступала Нижинскому, признанному мастеру прыжка. Затем этот номер был вставлен в балет « » на музыку Лео Делиба . В октябре 1907 года В. Я. Светлов в « Биржевых ведомостях » написал:

Седова, прыгнув, задерживалась в воздухе, совершая ошеломляющие по своей протяжённости полёты. Достаточно сказать, что Седова рисковала потом состязаться в высоте и лёгкости прыжка с Нижинским, на что не отваживались не только танцовщицы, но и танцовщики, и не знала поражений.

В 1908 году она возглавила большую гастрольную поездку по городам России: Харьков , Ярославль , Баку , Тифлис , Ростов-на-Дону , Одесса . В качестве балерины в поездке участвовала начинающая Елена Смирнова . Летом 1909 года последовала поездка в Берлин , а летом 1910 года в Париж , куда её сопровождали два партнёра — Николай Легат и Фёдор Лопухов .

К 1911 году репертуар Мариинского театра в значительной мере опирался на неё, так как ряд артисток, например, Анна Павлова и Вера Трефилова , покинули театр, а Кшесинская и Тамара Карсавина появлялись на сцене ограниченно. Тем не менее она не получила давно заслуженного звания балерины и, вероятно, в знак протеста подала прошение об отставке, когда была повышен оклад Карсавиной. Отставка была принята.

Оставшись без работы, артистка возглавила большую гастрольную поездку по США , её партнёром в поездке был Михаил Мордкин . Солистами труппы были Лидия Лопухова , , и Николай Солянников как мимический танцор. Кордебалет составлял шесть-десять человек. Декорации были написаны художником Константином Коровиным . Гастроли удались. Американская публика, впервые увидевшая классический балет такого уровня, принимала хорошо. График выступлений был очень напряженным, спектакли давались практически каждый день. Труппа выступила в 52 городах. Седова выступила 38 раз в « Лебедином озере », 27 раз в « Коппелии » и 10 раз в «Русской свадьбе», небольшом балете, поставленным М. Мордкиным. Постановку «Жизели» пришлось отменить из-за болезни Мордкина. Петербургская пресса следила за гастролями и сообщала о восторгах американцев.

После возвращения из Америки последовали переговоры о возвращении в Мариинский театр, которые ни к чему не привели. 6 марта 1912 года актриса дала «Прощальный вечер» на сцене Петербургской консерватории . В 1912—1914 годах актриса гастролировала в Западной Европе . Только в 1914 году она смогла вернуться в Мариинский театр. 9 ноября 1916 года состоялся её прощальный бенефис, на котором она впервые исполнила роль Аспиччии в « Дочери фараона ». В возрасте 36 лет она навсегда покинула сцену.

После революции в 1918 году выехала во Францию . В июне 1919 года гастролировала в Харькове, участвовала в спектакле "Конек-Горбунок", поставленном в пользу Общества помощи детям добровольцев Белой Армии. В 1920 году поселилась на Лазурном берегу . Выступала как прима-балерина и балетмейстер Русского балета Монте-Карло. В 1920—1921 годах в Париже участвовала в труппе «Folies Bergere» , выступила в балете Р. Дриго «Очарованный лес». Позднее работала в театрах Италии , выступала в Южной Америке .

В 1930 году поселилась в Каннах и открыла балетную школу «Александрино» в Ницце , где преподавала искусство танца до смерти. Среди её учеников: Ж. Скибин , , В. Протопопов, И. Степанова, Б. Траилин, Е. Траилина, М. Безобразова , А. Эглевский и др. Одна из её учениц, Анна Марли вспоминала:

На занятиях Юлии Николаевны Седовой <…> была железная дисциплина балета. Я ломала свое тело до боли под звуки музыки Чайковского или Шопена. Вся моя жизнь преобразилась, ведь балет — это особенный мир! Седова готовила меня на па-де-де Петипа из „Синей птицы“. Это был когда-то ее коронный номер, она даже подарила мне свой костюм и тиару

Хайретдинова А. С. Почти анонимный шедевр // Московский журнал . — 2016. — № 11 . — С. 36 . (из: Певец Свободы. — М. , 1993)

Скончалась 23 ноября 1969 года в возрасте 89 лет.

Некоторые партии

На сцене Мариинского театра
На сцене Большого театра

Источники

  1. // Новая Россія. — 1919. — 23 июня. — С. 1 . 15 апреля 2022 года.
  • Красовская Н. М. Русский балетный театр начала XX века. — Л. .- М. , 1971—1972.
  • Балетная Энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1981.
  • // Российское зарубежье во Франции. 1919—2000:биогр. словарь: в 3 т. под. общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — Наука: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008—2010.

Рекомендуемая литература

  • Lettre de Julie Sedowa à Jacques Rouché. — 1914 (фр.)
Источник —

Same as Седова, Юлия Николаевна