Interested Article - Царь Кандавл (балет)

«Царь Канда́вл» — балет в четырёх действиях и шести картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни по либретто Анри де Сен-Жоржа и Мариуса Петипа, основанном на поэме Теофиля Готье « Царь Кандавл ». Назван по имени полулегендарного царя Лидии Кандавла .

Премьера состоялась 29 (17) октября 1868 года на сцене петербургского Большого театра . В главных ролях выступили ( Низия ) и Александра Кеммерер ( Диана ). Художники , В. Егоров, В. Прохоров, А. Бредов и А. Роллер .

Постановка в Петербурге

Ольга Преображенская в роли Дианы, Pas de Diane (1899?)

«Царь Кандавл» — второй после « Дочери фараона » ( 1862 ) спектакль Мариуса Петипа крупной формы. Был поставлен для балерины , приглашённой в Петербург из Вены.

Здесь Петипа попробовал отступить от негласной традиции императорской сцены, требовавшей непременного благополучия финала в балетном спектакле :262 . Сам балетмейстер шутливо относил этот балет к «грехам молодости» :69 — тем не менее, этот «фантастический балет», насыщенный всевозможными танцами, имел долгую сценическую жизнь.

На петербургской сцене спектакль шёл до 1876 года, 23 января 1877 года был дан в бенефис балерины в бенефис Е. О. Вазем [ уточнить ] . В 1891 году Петипа возобновил постановку специально для бенефиса Христиана Иогансона , который, по словам Кшесинской , даже в преклонном возрасте «мог превосходно выражать мысли и душевное состояние посредством движений».

Впоследствии возобновлялся в 1908 году режиссёром труппы Николаем Сергеевым (главную роль исполнила Матильда Кшесинская ). В декабре 1909 года в роли Низии выступила Анна Павлова , привлечённая драматизмом судьбы и силой характера героини :262 . Вскоре после революции спектакль прекратил своё существование.

Постановка в Москве

Вскоре после премьеры, 26 ноября 1868 года, директор Императорских театров Александр Гедеонов предписал конторе командировать танцовщика Мариуса Петипа в Москву «для постановки на тамошнем театре нового балета, сроком на шесть недель». 27 ноября состоялась премьера его одноактного балета «Путешествующая танцовщица» с участием Александры Кеммерер , а уже на следующий день « » сообщили, что «прибывший из Петербурга балетмейстер г. Петипа занят постановкой нового балета „Царь Кандавл“, сюжет которого отчасти заимствован у Геродота . Балет этот, о котором видевшие его в Петербурге рассказывают чудеса, пойдёт в бенефис г-жи Собещанской ». Премьера состоялась 22 декабря.

Критика

В 1874 году «Царь Кандавл» был среди балетов, показанных Мариусом Петипа посетившему Петербург Августу Бурнонвилю . Датский хореограф, увидевший, кроме «Царя Кандавла», такие спектакли Петипа, как « Бабочка », « Дочь фараона », « Дон Кихот » и « Эсмеральда » (в постановке Фанни Эльслер ?), осудил «бесстыдство стиля, заимствованного у гротесковых итальянцев и нашедшего покровительство на упадочной сцене парижской Оперы », посетовав на «гимнастические экстравагантности, не имеющие отношения ни к настоящему танцу, ни к искусству пластики и не оправданные ни ролью, ни действием балета». С его точки зрения, эти спектакли были «поставлены с роскошью, не знающей равной ни в одном из театров Европы», однако оказались чужды «принципам Новерра и Вестриса » .

Последующие постановки

С началом советской эпохи балетмейстер Леонид Леонтьев представил на сцене Ленинградского театра оперы и балета свою версию спектакля. Премьера «Кандавла» в 3-х актах и 5 картинах (в духе того времени «царя» из афиши исключили) состоялась 1 марта 1925 года. Согласно новому сценарию Н. Г. Виноградова, сюжет строился «на народном восстании против тиранического деспота Кандавла », в соответствии с чем героиней балета стала не царица Низия, а пастушка Клития — «душа революционного заговора». Музыка Цезаря Пуни была оркестрована заново Борисом Асафьевым , при сохранении прежней художественной монтировки (т. е. оформления) :263 ; балетмейстер Леонид Леонтьев приспособил под новый сюжет старую хореографию Петипа.

Несмотря на возможности драматических экспериментов, «осовремененная» переделка классического спектакля в репертуаре театра не удержалась и быстро сошла со сцены.

Исполнители

Партии 29 (17) октября 1868 22 декабря 1868 , Большой театр 24 ноября 1891 , в бенефис Х. П. Иогансона 1903 (?) 14 декабря 1908 , возобновление Н. Г. Сергеева 1 марта 1925 , Большой театр
Царь Кандавл Ф. И. Кшесинский Ф. А. Рейнсгаузен П. А. Гердт П. А. Гердт
(его оруженосец — )
Клития К. И. Канцырева П. М. Карпакова Е. М. Люком
Низия (затем , А. И. Симская, Е. О. Вазем и др.) А. И. Собещанская (затем М. Н. Горшенкова , Л. Р. Нелидова , М. М. Петипа , Ю. Н. Седова и др.) Ю. Н. Седова М. Ф. Кшесинская (с 1909 — А. П. Павлова )
Диана А. Н. Кеммерер
Гигес Л. И. Иванов С. П. Соколов А. А. Облаков (затем А. А. Горский и др.) Г. Г. Кякшт М. А. Дудко
Пифия Евдокия Васильева
Дирижёр П. Н. Лузин А. В. Гаук
Оформление , В. Егоров, В. Прохоров, А. Бредов, А. Роллер К. Ф. Вальц, П. А. Исаков , И. Е. Куканов, И. И. Шангин, Ф. И. Шеньян В. В. Васильев, Г. Левот , К. М. Иванов, М. А. Шишков (декорации)
Е. П. Пономарёв (костюмы)
дореволюционного спектакля

Примечания

  1. В. М. Красовская. Русский балетный театр второй половины XIX века. — Л. : Искусство, 1963. — 552 с.
  2. Е. О. Вазем. Записки балерины Санкт-петербургского Большого балета. — Л.—М., 1937.
Источник —

Same as Царь Кандавл (балет)