Interested Article - Волшебное зеркало (балет)

«Волшебное зеркало» — фантастический балет в 4-х действиях А. Н. Корещенко , премьера которого состоялась в Мариинском театре 9 февраля 1903 года, в бенефис М. И. Петипа , и 13 февраля 1905 года в Большом театре в Москве. Балет поставлен по сказкам Александра Сергеевича Пушкина и братьев Гримм . Балет «Волшебное зеркало» стал последним балетом, которое Мариус Петипа поставил в Мариинском театре .

История создания

Иван Всеволожский и Мариус Петипа написали либретто на основе сюжетов сказок Александра Пушкина и братьев Гримм. Балет изначально был заказан директором Императорских театров Сергеем Волконским , но когда директором театра стал Владимир Аркадьевич Теляковский и все вернулись к вопросу выбора балета для бенефиса Мариуса Петипа, последний сказал, что ему не позволяют ставить новый балет в свой бенефис .

Знакомство Мариуса Петипа с композитором Арсением Корещенко состоялось благодаря Александру Глазунову , и Корещенко стал работать над балетом. 17 октября 1901 года Арсений Корещенко проигрывал балет «Волшебное зеркало» у Владимира Теляковского. В зале присутствовали: Гердт, Аистов, И. А. Всеволожский, Лаппа, Иванов, Шенк. Длительность балета составила 3 часа. Мариус Петипа не присутствовал на этом мероприятии. Балетмейстер Александр Ширяев упоминал в мемуарах, что Петипа не любил музыку Корещенко, и что он мог работать только тогда, когда музыка ему нравится и его вдохновляет. Главная сложность состояла в том, что Петипа согласился взять балет в бенефис, не слыша музыки. Петипа не воспринимал творчество художника Александра Головина , который работал над костюмами и декорациями. Мариус Петипа в своих мемуарах отмечал, что Головин тяготеет к декадентскому искусству и игнорирует вопросы, которые в письмах шлёт ему Петипа. Мариус Петипа утверждал, что после генеральной репетиции просил Владимира Теляковского о переносе бенефиса и постановке одного из старых балетов. Но уже нельзя было ничего отменить. Не все костюмы и декорации были изготовлены вовремя, и часть из них привезли из Москвы к премьере . Премьера состоялась 9 февраля 1903 года в Мариинском театре. Участвовали Мария Петипа, Кшесинская , М.Петипа, Гердт, А. Павлова , Обухин, Седова, А.Гиллерт, Фокин, С. Легат, И.-М. Кшесинский .

28 декабря 1903 года балет опять был показан на сцене Мариинского театра . В художественном иллюстрированном журнале «Мир искусства» за 1904 год появилась публикация о восстановленном балете критика Александра Бенуа . Он утверждал, что хорошая музыка может сгладить многие проблемы балета, но на сей раз этого не может сделать музыка Арсения Корещенко. Он называл её «несуразной и неталантливой», в особенности ругая исполнение и то, что музыка плохо склеена. Он отмечал, что некоторые танцы не плохи по темам, как и лейтмотивы. Существовало мнение, что плохое звучание можно было объяснить плохой четкостью партитуры и ошибками в ней, но критик отмечал, что за 10 месяцев с момента премьеры это можно было бы исправить . Бенуа говорил, что Петипа преподнёс для публики много хороших комбинаций de sa manière, а у костюмов и декораций Головина есть непродуманность и отсутствие единой мысли . Постановка Головина и музыка Корещенко плохо соответствуют сюжету Петипа, как будто бы во время своей работы они не взаимодействовали . Первая декорация «Волшебного зеркала» создана в серо-серебряных, желтых и голубовато-зеленых тонах. Костюм Кшесинской в первом действии был из коричневых, зеленых и серебряных тканей и напоминал предмет женского туалета 18 века .

13 февраля 1905 года состоялась премьера балета в Большом театре в Москве. Автор либретто — М. И. Петипа, хореография — А. А. Горского . Партию короля исполнил К. С. Кувакин. Королева — Л. М. Востокова. Принцесса — Е. В. Гельцер. Принц — В. Д. Тихомиров . Также участвовали: Мосолова, В. А. Рябцев, В. Ф. Гельцер , Чудинов и Менжес .

Соло на скрипке — Крейн, на арфе — Омэ, на челесте — Гантер, на виолончели — Аспергер, на валторне — Эккерт. Декорации: А.Я Головин. Костюмы: Иващенко, Неменского, Пипара, Каффи. Бутафория — Поляков. Директор — А. Ф. Арендс . Балет «Волшебное озеро» состоит из 4 действий и 7 картин .

Балет «Волшебное зеркало» демонстрировался в Большом театре в 1906 и 1907 годах . «Волшебное зеркало» было представлен на закрытии балетного сезона 20 апреля 1908 года . 2 сентября 1909 года этот балет показывали на открытии балетного сезона в Большом театре. Участвовали Болдина, Балашова, Мордкин, Щипанов .

Терема. Эскиз декораций к балету А. Н. Корещенко «Волшебное зеркало», 1903 год

Сохранилось изображение костюма гнома для спектакля «Волшебное зеркало» А. Я. Головина .

Эскиз декораций к балету А. Н. Корещенко «Волшебное зеркало», 1905 год

Действующие лица

  • Король — П. А. Гердт
  • Королева — М. М. Петипа
  • Принцесса (дочь короля от первого брака) — М. Ф. Кшесинская
  • Принц, её жених — С. Г. Легат
  • Няня принцессы — г-жа Петипа 2
  • Обер-гофмаршал — г-н Гиллерт
  • Польский магнат — г-н Кшесинский 2
  • Свита принца — г-н Обухов, г-н Фокин
  • Свита принцессы — г-жа Павлова 2, г-жа Егорова 2 .

Либретто

В саду идет уборка, садовники и садовницы плетут корзины и гирлянды для королевы. Появляется король, он стар. Выходит королева, она молода и красива. Король старается угодить королеве, все окружающие дарят ей цветы. Исполняется сельский вальс . Король приказывает привести торговцев кружевом и продавцов старинного богемского хрусталя и драгоценных камней . Среди товаров есть волшебное зеркало, у которого есть необычное свойство - оно показывает самую красивую женщину всего царства. Королева рада, увидев себя в зеркале. Король покупает зеркало и приказывает отнести его в комнату королевы. Королева спрашивает у зеркала, оно ли всех прекраснее, и видит в зеркале не свое отражение, а отражение принцессы. Королева в ужасе. Появляется принцесса, ее жених и его свита . Королева начинает завидовать принцессе. Королева еще раз спрашивает у зеркала, кто прекраснее всех на свете, и опять видит в отражении принцессу. Королева от злости и гнева падает в обморок .

Королева, глядя на зеркало, говорит, что пока принцесса будет жить в королевстве, королева не сможет быть всех прекраснее, и поэтому принцесса должна умереть. Королева приказывает няне принцессы пойти в лес и умертвить там девушку. Няня просит сжалиться над принцессой . Королева вручает няне кинжал - если няня не будет ей подчиняться, то тоже умрет. Принцесса приходит к королеве и приглашает ее присутствовать на свадьбе принца и принцессы, королева соглашается. Она просит девушку пойти в ближайший лес для того, чтобы принести королеве незабудки. Принцесса и няня уходят в лес . Принцессе не нравится в лесу, она понимает, что там нет незабудок. Она спрашивает, зачем няня отвела ее так далеко от замка, и няня, плача, отвечает, что у нее есть приказ от королевы убить девушку, потому что та стала красивее, чем королева . Принцесса просит няню пощадить ее, няня оставляет ее в лесу и убегает. Принцесса зовет ее на помощь, но няня уже слишком далеко . Няня просит королеву о прощении, ведь она не смогла убить принцессу. Королева просит принести ей платье крестьянки, она надевает его, чтобы передать принцессе отравленное яблоко .

Принцесса сталкивается с гномами, она в ужасе, потому что не может найти выход из леса. Гномы успокаивают ее. Повелитель гномов проводит принцессу в хижину и советует ей не выходить из нее и никого не впускать. Гномы уходят работать .

Возле хижины появляется королева и стучит в дверь. Принцесса открывает ей дверь и дает кусочек хлеба. Королева же протягивает ей отравленное яблоко. Принцесса откусывает от яблока и падает замертво. Королева, убегая из хижины, теряет свой платок. После работы возвращаются гномы и с ужасом обнаруживают принцессу. Они видят платок и понимают, что тут был кто-то посторонний .

По лесу бродит принц и ищет свою принцессу, но не находит ее . Гному несут стеклянный гроб с принцессой вглубь грота . Повелитель гномов показывает королю, королеве, принцу и служанке место, где покоится принцесса. Принц в отчаянии разбивает стеклянный гроб. В этот же момент выкатывается отравленное яблоко. Принцесса оживает . Она бросается в объятия принца. Гном передает королю платок, который был утерян отравителем принцессы. Королева отрицает, что это ее платок, но служанка рассказывает всю правду. У королевы случается быстрое умопомешательство, она рассказывает обо всем, что сделала и падает замертво .

Принц и принцесса обручаются в замке .

Примечания

  1. . Большой театр . 16 мая 2021 года.
  2. , с. 413.
  3. , с. 435.
  4. , с. 129.
  5. , с. 74.
  6. , с. 423.
  7. , с. 2.
  8. , с. 3.
  9. , с. 4.
  10. , с. 453.
  11. , с. 465.
  12. , с. 468.
  13. , с. 477.
  14. . Национальная электронная библиотека . 17 мая 2021 года.
  15. , с. 3.
  16. , с. 7.
  17. , с. 8.
  18. , с. 9.
  19. , с. 10.
  20. , с. 11.
  21. , с. 12.
  22. , с. 13.
  23. , с. 14.
  24. , с. 15.
  25. , с. 16.
  26. , с. 17.
  27. , с. 20.
  28. , с. 21.
  29. , с. 22.
  30. , с. 23.

Литература

  • Под общ.науч.ред. Е.М. Левашева. История русской музыки: В десяти томах. Том. 10В: 1890-1917. Хронограф. Кн. I. — М. : Языки славянских культур, 2011. — 968 с. — ISBN 978-5-9551-0508-6 .
  • "Музыкальная жизнь" №2 : Критико-публицистический журнал. — 2018. — Февраль.
  • Александр Бенуа. — „Волшебное зеркальце“. Мир искусства : ежемесячный художественный иллюстрированный журнал. — 1904. — Т. Том одиннадцатый.№№ 1—3 .
  • Петипа М.И. Волшебное зеркало Фантаст. балет в 4 актах и 7 карт. Сюжет заимствован из сказок Пушкина и Гримма Либретто сост. М.И. Петипа и Г.***. — Санкт-Петербург: изд. тип. имп. театров, 1903. — 43 с.
  • Главный редактор Ю.Н. Григорович. Балет. Энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1981.
Источник —

Same as Волшебное зеркало (балет)