Interested Article - Мендес, Хосе

Хосе Мендес ( Иосиф, Жозеф, Джозеф Мендес , 1843, Мадрид — 1905, Ницца) — испанский танцовщик, хореограф и педагог, ученик Поля Тальони и Карло Блазиса . В 1888—1898 годах работал в Москве.

Биография

Выступал на сцене Парижской Оперы . Как танцовщик обладал виртуозной техникой и необыкновенным прыжком, благодаря которому получил прозвище «сын воздуха». Умел делать три оборота в воздухе и менять позы во время вращения. Как балетмейстер работал в каирской Хедивской опере (между 1869 и 1877), в берлинской Придворной опере и в Большом театре Варшавы. Будучи в Берлине, вместе с Полем Тальони работал над системой .

В 1888 году приехал в Москву, где начал работать в летнем театре Лентовского « Антей » и затем в труппе Вирджинии Цукки , выступавшей в частном театре В. И. Родона. Осенью поставил там балет « » .

В следующем году был приглашён хореографом в московский Большой театр на замену ушедшего . Дирекция заключила с ним контракт в ноябре 1889 года: Мендес был обязан ставить танцы в оперных спектаклях а также обучать артистов и воспитанников московской театральной школы. Ему был предложен оклад в 6,000 рублей — в два раза больший, чем у его предшественника . Балетмейстер сразу же приступил к работе. К 26 ноября он уже обновил танцы в операх « Роберт-Дьявол » и « Фауст ».

Следуя европейской моде того времени, отдавал некоторые мужские партии не танцовщикам, а танцовщицам-травести — именно по этой причине была подвергнута критике лезгинка в опере « Руслан и Людимила ». Куда большей удачей стала хореография оперы «Мелузина», действие которой происходило во Франции конца XI века (танцы крестьян, свиты Мелузины и сильфов).

Эстетические взгляды Мендеса принадлежали к уходящему в прошлое театру XIX века. Так, он не смог понять новаторской для своего времени музыки Вагнера и создать для неё адекватное хореографическое отображение: в сцене «грот Венеры» из оперы « Тангейзер », ставшей одной из последних его работ в Большом театре, по словам критика Кашкина он сделал

...именно то, против чего Вагнер считал излишним предостерегать, то есть зауряднейший и бесцветный балетный нумер, не имеющий в данном случае никакого смысла. Игнорируется даже такое указание партитуры, как, например, следующее: когда раздаётся пение сирен за сценой, всё движение разом останавливается и все замирают в сладострастных позах, прислушиваясь к пению. Да, впрочем, ни одно из указаний в этой сцене не выполняется.

Н. Д. Кашкин :483

В то же время, оценивая первое представление в Большом театре оперы Рубинштейна « Демон » критик поставил танцы Мендеса и Манохина даже выше сопровождавшей их музыки :48 .

В 1895 году при возобновлении балета «Катарина» Мендес подвёргся критике за то, что хотя на афише в качестве балетмейстера спектакля стояло его имя, многие фрагменты были поставлены Иваном Хлюстиным . Тем не менее, дирекция была довольна работой хореографа: Большой театр перезаключал с ним контракт несколько раз.

Осенью 1897 года в газетах появились сообщения об отставке Мендеса и приглашении на пост балетмейстера . 23 января 1898 года в Москве состоялся его прощальный бенефис. 30 апреля 1898 года И. А. Всеволожский предписал «уволить Мендеса вовсе от службы дирекции» :491 .

Деятельность хореографа

За 9 лет своей работы в Большом театре Мендес поставил танцы для множества опер как российских, так и зарубежных композиторов. Кроме того, он работал над возобновлением популярных балетных спектаклей и сделал несколько собственных оригинальных постановок. В те годы, когда он стоял у руководства московского балета (последнее десятилетие XIX века), тот значительно отставал по своему художественному уровню от петербургского. Большой театр характеризовали отсутствие внятной репертуарной политики и оторванность от новых театральных тенденций , а отдельные выдающиеся артисты не могли полностью обеспечивать качество спектаклей .

Работа хореографа в Большом театре не была новаторской, она лежала в пределах уже найденного и закреплённого театром. В то же время он не был чужд эксперимента: так, в балете «Приключения Флика и Флока», рассчитывая на яркую индивидуальность танцовщика , Мендес поставил pas de trois , в котором соединил движения чисто классического танца с невиданными в практике конца XIX века приёмами — вплоть до подъёма танцовщика-мужчины на пуанты :520 .

Мендес хорошо знал практику современного ему зарубежного балета и как балетмейстер не был лишён выдумки, пытаясь внести разнообразие в кордебалетные сцены, сочиняя живописные группы и компонуя оригинальные построения исполнителей. Его хореографию отличали живописность и оригинальность самодовлеющего характера, однако цельный художественный замысел в ней отсутствовал :493 .

Педагогическая деятельность

Преподавал в Триесте, затем в школе театра « Ла Скала » (Милан) и в школе Большого театра (Варшава). В московском театральном училище вёл выпускные классы воспитанниц. Привнёс в московскую школу итальянскую виртуозность нового типа с её пируэтами , балансом, сильными пуантами и вниманием к отчётливой партерной технике и силе танца.

Менее чем за десять лет своей работы воспитал множество сильнейших исполнителей. Среди учениц Мендеса — его свояченица Аделина Джури , Любовь Рославлева , Екатерина Гельцер , Тихомирова.

Семья

В 1896 году дочери балетмейстера Джульетта и Анжелика были зачислены в кордебалет Большого театра. В том же году они участвовали в спектаклях Красносельского театра под Петербургом, причём критика отметила, что несмотря на молодость, они обладают замечательно сильною техникой и танцуют с большой энергией :481 . 19 февраля 1900 года «Московские ведомости» писали о них как о «неутомимых труженицах балета». Осенью 1900 года Джульетта Мендес была повышена до ранга солистки, а её сестра Анжелика оставила театр. Джульетта танцевала до 1918 года (среди партий — Сандрильона в балете «Волшебный башмачок»).

Солистка Большого театра Аделина Джури была свояченицей Мендеса.

Список работ

Труппа Вирджинии Цукки

  • 1888 — « »

Большой театр

Танцы в операх
  • 1889 — «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера, «Фауст» Ш. Гуно (картина « »)
  • 21 декабря 1890 — «Сон на Волге» А. С. Аренского
  • 1892 — « Руслан и Людмила » М. И. Глинки, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1895 — «Мелузина» князя Трубецкого (царица сильфов — Любовь Рославлёва )
  • 2 декабря 1897 — «Песнь торжествующей любви» А. Симона (восточные танцы II действия)
  • 1898 — «Тангейзер» Р. Вагнера
  • «Фенелла» Д.-Ф. Обера, «Пророк» Дж. Мейербера, «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Демон» А. Г. Рубинштейна
Балеты
  • 9 февраля 1890 — «Индия» на музыку и Венанси
  • 24 февраля 1891 — «Приключения Флика и Флока» на музыку П. Гертеля с отдельными номерами на музыку А. Адана и А. Тома
  • 1891 — дивертисмент «После свадьбы»
  • 16 декабря 1892 — «Кольцо любви», волшебная сказка в 3 действиях на музыку
  • 5 февраля 1895 — «Катарина» (возобновление балета Жюля Перро при участии Ивана Хлюстина)
  • 1896 — «Брама» на музыку И. Монплезира, «Цыганка» на музыку П. Гертеля и И. Брамса
  • 28 апреля 1896 — «Даита», одноактный балет на музыку Г. Э. Конюса
  • 20 февраля 1897 — « », балет в 2-х картинах на музыку Й. Байера
  • 1898 — «Шалости сверчка» на музыку А. Симона, «Фантазия» на музыку А. Штеймана
  • Возобновления постановок других балетмейстеров — « Жизель », « Эсмеральда », « Тщетная предосторожность »

Примечания

Источники
  1. В. М. Красовская. Русский балетный театр второй половины XIX века. — Л.: Искусство, 1963.
Комментарии
  1. По словам газеты «Московский листок» от 17 ноября 1888 года, Мендес «все танцы и группы кордебалета поставил прекрасно»
  2. Историк балета В. М. Красовская называет Мендеса невольным виновником слишком позднего появления в Москве симфонических балетов Чайковского и Глазунова
  3. в те годы печать особенно часто указывала на слабость кордебалета
Источник —

Same as Мендес, Хосе