Три толстяка (мультфильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Три толстяка» — балет советского композитора В. А. Оранского в 4 актах и 8 картинах. В основу либретто, написанного И. А. Моисеевым, легла одноимённая сказка Ю. К. Олеши . Премьерный показ состоялся в 1935 году на сцене Большого театра в Москве .
Моисеев описывал совместную работу над балетом на страницах «Театральной декады» (1935, № 5) так: «Мы стремились к возможному углублению передачи музыки и ритма, и в тесном содружестве с композитором В. Оранским нам удалось построить ряд танцев на полиритмии , когда танцующие (например, негры во второй картине, кукла в третьей картине) передают движением сложные ритмические узоры (канон, контрапункт , имитация, синкопа и т.д.). Мы стремились к тому, чтобы зритель, слушая музыку и видя танец, воспринимал их как единое целое» .
Основу партитуры балета составила музыка, написанная Оранским для спектакля «Три толстяка», поставленного в МХАТе в 1930 году. Специально для балетной постановки она претерпела некоторые корректировки .
В ходе написания либретто Моисеев изменил либо вовсе сократил ряд важных деталей произведения. В частности, в отличие от сказки Олеши, в которой куклу принца Тутти ломают гвардейцы, перешедшие на сторону народа, в либретто куклу ненароком прокалывает шпагой Продавец воздушных шаров, когда защищается от них. Кроме того, в финале сказки Олеши Тутти и Суок оказываются разлучёнными близнецами, которые, в конце концов, воссоединяются и дают вместе представления. В балетной постановке этого нет .
|
|
Премьера балета состоялась в Москве в Большом театре Союза ССР 19 февраля либо 1 марта 1935 года (художник Б. А. Матрунин, дирижёр Ю. Ф. Файер) .
Образы героев балета воплотили следующие исполнители: С. М. Мессерер ( Суок ), А. Д. Булгаков ( оружейник Просперо ), А. М. Мессерер ( продавец шаров ), Л. А. Лащилин ( старший повар ), А. А. Царман ( учитель танцев Раздватрис ), Н. Б. Халатова ( принц Тутти ), А. И. Радунский ( доктор Гаспар ) .
На сцене Большого театра балет возобновлялся дважды: в 1938 и в 1941 годах. В 1938 году роль Суок досталась О. В. Лепешинской, продавца воздушных шаров исполнил Л. А. Жуков. В общей сложности спектакль демонстрировался зрителям 43 раза: 37 представлений состоялось в период с марта 1935 по апрель 1938 года и шесть — с января по март 1941 года .
Ю. Слонимский описывал балет Оранского как «разнообразное, оживлённое, красочное действие, которое требует большой режиссёрской изобретательности в разных по характеру танцах. В спектакле было всё, чем только можно было привлечь внимание зрителя». Причина же того, что спектакль не смог надолго закрепиться в репертуаре театра, виделась критику в самой сказке Олеши, так как она «имела ряд серьёзных идейно-эстетических изъянов: облегчённость содержания сочеталась с украшением в духе западноевропейских декадентских сказок; модернистские тенденции „заглушали“ в спектакле отдельные реалистические находки» .
По мнению М. Киселёва, вследствие неудачного либретто «спектакль вышел, по существу, бездейственным, вялым, статичным», в котором «наряду с удачными моментами много примитивных, а подчас и просто нелепых сцен». В то же время, как отмечал критик, балетмейстер И. А. Моисеев «сумел в значительной степени компенсировать погрешности либретто изобретательной остроумной постановкой» .