Interested Article - Скала Шаманка (мыс)

Скала́ Шама́нка (также мыс Бурха́н , Шама́нский мыс , Пеще́рный мыс ) — мыс в средней части западного побережья острова Ольхон , на озере Байкал . Оканчивается двухвершинной скалой , называемой «Шаман-скала». Имел статус государственного природного и исторического памятника, но был реорганизован в составе национального парка Прибайкальский .

Мыс находится на территории Прибайкальского национального парка . Вблизи расположен посёлок Хужир , с населением 1,3 тыс. жителей — самый крупный населённый пункт на острове Ольхон.

Тот факт, что мыс Скала Шаманка далеко вдаётся в Байкал, соединяясь с берегом лишь низким и узким перешейком , дал основание отнести его к мысам «островидного типа». Он сложен кристаллическими известняками с прожилками кварца , а примыкающий берег — гранитовой породой , перемежающейся с роговообманковым гнейсом . Перешеек мыса покрыт наносом и переходит в луговое, травянистое прибрежье соседней бухты .

Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма , отчасти заменившего шаманизм . Словом «Бурхан» буряты -буддисты стали называть главное божество Байкала. А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем .

Скала Шаманка

Скала Шаманка, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась «камень-храм»), стала одним из самых знаменитых образов Байкала : её изображение часто появляется в фильмах и фотоальбомах об озере .

Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком , местами изобилующим блёстками графита . Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета .

Высота ближней к берегу части скалы — 30 м, высота дальней части — 42 м. В ближней к берегу части скалы находится сквозная извилистая Шаманская пещера. Она образовалась в процессе выветривания и эрозия известняковых пород . Длина хода пещеры составляет около 12 м, ширина от 3 до 4,5 м, высота от 1 до 6,5 м. Вход в пещеру возможен с двух сторон — с северо-восточной и западной . На западной стороне имеется предпещерная площадка. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы . В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина .

С западной стороны на поверхности дальней части скалы имеется природный выход коричневой породы, напоминающий изображение дракона.

Шаманская пещера: верования и легенды,

Шаманская пещера была наиболее почитаемым святым местом на Байкале , которому приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов . После распространения среди бурят тибетского буддизма пещера почиталась также и бурятами-буддистами. Ранее в пещере проходили шаманские обряды, а после в ней находился алтарь Будды .

В древности на мысе Скала Шаманка совершались культовые жертвоприношения духу -хозяину острова Ольхон , который, по верованиям бурят- шаманистов , обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала . Рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще .

Образ на скале Шаманка напоминает дракона

Священная Шаман-скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь неё никому не разрешалось. Первые исследователи Байкала в XVIII—XIX веках отмечали, что пещера на мысе Скала Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят; обычай приносить жертвы и давать обеты произошёл от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий» [ источник не указан 1327 дней ] . Известный российский учёный В. А. Обручев , исследовавший Байкал, писал по этому поводу: «…но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колёсах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, то есть целой половине острова, запрещалось проезжать мимо неё в течение известного времени; по этой причине мой проводник — бурят из Долон-аргуна довёл меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещёным бурятом мимо пещеры до улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое» .

Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за две версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, так как считалось, что посещение священного места может осложнить роды — и потомства не будет .

На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, обещания об исполнении долга. Сюда приезжали бездетные буряты из разных регионов с просьбой о даровании детей .

Пещера почиталась также и хоринскими бурятами . Это почитание, по-видимому, следует сопоставить с известным преданием о первоначальном происхождении бурят-хоринцев с острова Ольхон. Очевидно, что почитание пещеры у хоринцев появилось с очень древних времён, ещё до распространения в Прибайкалье тибетского буддизма .

В старину в Шаманской пещере находилась буддийская молельня, в которой были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, бумажные и из ткани иконы, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности . По свидетельству посетителей пещеры в 1902 году, в ней находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом пещеры лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий .

По рассказам старожилов, в первом десятилетии XX века для молебствия около скалы приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья . Ламы говорили, что в пещере мыса живёт монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения; что ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжают сюда молиться .

О пещере имеется много легенд, в том числе легенды о пребывании на острове Ольхон Чингиз-хана и повелителя монголов Гэгэн-бурхана .

Археологические находки и наскальные рисунки

На самом мысе Скала Шаманка и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И. Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII—XIX вв.), так и к эпохе неолита (V—III тыс. лет до н. э.). Часть находок хранится в Хужирском музее .

Ещё больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем мыс Скала Шаманка с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека , больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V—II тыс. лет до н. э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита , наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и другие .

По свидетельствам И. Д. Черского в 1879 году и П. П. Хороших в 1924 году, на скалах мыс Скала Шаманка, обращённых в сторону Хужира , существовали тибетские надписи (XVIII—XIX вв.), следы их ещё можно было обнаружить в 1950—1960-х годах. К настоящему времени надписи не сохранились .

В одной из щелей пещеры в 1952 году П. П. Хороших была найдена небольшая пластинка из шиферного сланца с вырезанным на ней изображением женщины-шаманки. Подобные изображения шаманок известны на скалах Байкала в местности Саган-Заба и в бухте . К востоку от входа в пещеру в 1953 году П. П. Хороших обнаружил наскальный рисунок , который он считал изображением бубна. На рисунке изображён вытянутый овал, внутри которого горизонтально прочерчена линия, ещё две наклонные линии изображены снаружи овала, справа и слева. Время, когда изображение появилось, установить не удаётся .

Ещё один рисунок найден А. В. Тиваненко в начале 1980-х годов. Рисунок, на котором изображён шаман с бубном в правой руке и колотушкой в левой, выполнен красной охрой и находится в 5 метрах левее главного входа в Шаманскую пещеру. Время появления этого рисунка также определить не удалось .

Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. Ранее около входа в пещеру имелись изображения буддийских божеств, нарисованные белой краской. Была ли обитаема Шаманская пещера, установить трудно, потому что почва со дна ещё в глубокой древности была выброшена ламами при сооружении в пещере молельни. Однако возможно, что первобытный человек находил в пещере временный приют, так как рядом, на дюнной стоянке, найдены остатки культуры неолита . В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века . За последние годы эти изображения частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести .

Фотогалерея

Примечания

  1. Лист карты N-48-107. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1981 год. Издание 1987 г.
  2. . www.magicbaikal.ru . Дата обращения: 21 ноября 2019. 3 ноября 2011 года.
  3. Галазий Г. И. . — 1989. 20 января 2022 года.
  4. Гусев О. К. . — М. : Советская Россия, 1979. — 240 с. — 50 000 экз. 27 ноября 2019 года.
  5. . — Информация об ООПТ на сайте информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»): . Дата обращения: 13 февраля 2022.
  6. . . Дата обращения: 20 ноября 2019. 29 ноября 2019 года.
  7. Хороших П. П. По пещерам Прибайкалья. — Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1955. — С. 30—32. — 77 с. — 5000 экз.
  8. . . Дата обращения: 20 ноября 2019. 6 декабря 2019 года.
  9. . gatchina3000.ru . Дата обращения: 21 ноября 2019. 10 декабря 2019 года.
  10. Байкал: туристический путеводитель. — М.: VIZA, 2011 — стр. 182

Литература

  • Волков С. Н. Вокруг Байкала: Мини-энциклопедия: Путеводитель. — 4-е изд. — Иркутск, 2001. — 432 с. — ISBN 5-94521-002-1 .

Ссылки

  • . www.worldpics.pro . Дата обращения: 21 ноября 2019. Мыс Бурхан — WorldPics.pro — фотограф Дмитрий Вертешин
  • . nature.baikal.ru . Дата обращения: 21 ноября 2019. Природа Байкала (фотографии)
  • . www.obaykale.ru . Дата обращения: 21 ноября 2019. Архивировано из 4 сентября 2017 года. (по материалам сборника В. П. Стародумова «Омулёвая бочка»)
  • . baikal.land . Дата обращения: 21 ноября 2019. Архивировано из 9 августа 2014 года.
Источник —

Same as Скала Шаманка (мыс)