Interested Article - Уменьшённый лад
- 2021-02-01
- 2
Уменьшённый лад — лад модального типа , один из наиболее распространённых симметричных ладов . Центральный элемент системы — уменьшённый септаккорд (отсюда термин) .
Звукоряд уменьшённого лада образуется делением равномерно темперированной октавы на четыре равных малотерцовых сегмента тон - полутон (сокращённо 2|1) или полутон-тон (1|2). По этой причине Ю.Н. Холопов называет уменьшённый лад также «малотерцовой системой» .
Первая структура (2|1) в русской научной традиции именуется также «гаммой Римского-Корсакова» . Результирующий 8-ступенный звукоряд в англоязычном музыкознании носит название «октатоники» ( англ. octatonic scale ) .
Как и прочие симметричные лады («лады ограниченной транспозиции» у О. Мессиана), уменьшённый лад статичен, содержит ограниченные возможности для модуляции . В связи с этим он применялся композиторами в основном как красочный модализм внутри мажорно-минорной тональности (Ф. Шопен, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.К. Лядов, ранний И.Ф. Стравинский и мн.др.), либо в сочетании с другими симметричными ладами и «атональными» техниками композиции (см. нотный пример из музыки О. Мессиана).
Примечания
- Холопов Ю.Н. Симметричные лады в русской музыке // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 127.
- там же, с. 125.
- Впервые применён композитором в симфонической поэме «Садко» (1867), впоследствии — неоднократно, в основном, для передачи сказочных ирреальных образов.
- В русской музыковедческой традиции термины «октатоновый», «октатоника» и т.п. подразумевают 8 каких угодно, разных по высоте звукоступеней, не сводимых к структуре повторяющихся малотерцовых сегментов.
Литература
- Холопов Ю.Н. Уменьшённый лад // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с. 566.
- Холопов Ю.Н. Гамма Римского-Корсакова // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с. 124.
- Лебедев С. Н. Симметричные лады // Большая российская энциклопедия. Т. 30. М. 2015, с. 192.
- 2021-02-01
- 2