Interested Article - Альберти, Валентин

Валентин Альберти ( нем. Valentin Alberti , 1635—1697) — немецкий лютеранский теолог из Лейпцига , профессор и ректор Лейпцигского университета .

Биография

Валентин Альберти был сыном одноимённого городского священника из нижнесилезского Лена (современный Влень в Польше) и Анны Виснер — дочери священника из соседнего Визенталя. Осиротев уже в детстве, он получил начальное образование в латинской школе в Лаубани и в 1653 году начал обучение в Лейпцигском университете .

В 1656 году Альберти получил научную степень магистра философии ( magister atrium ) и был принят в члены университетской коллегии Девы Марии ( нем. Frauenkolleg ), став в 1661 году асессором философского факультета и в 1663 году — профессором логики и метафизики. Обратившись к изучению теологии, в 1668 году он получил также степень лиценциата теологического факультета, за чем в 1772 году последовало его назначение эстраординарным профессором теологии. В 1678 году Альберти защитил докторскую диссертацию по теологии и — что гораздо важнее — вскорости стал членом лейпцигской духовной консистории , что превратило его в одну из важнейших фигур в церковно-административной иерархии города, и в этой функции он исполнял своего рода роль городской «полиции нравов». Ко всему прочему, Валентин Альберти был куратором курфюршеских стипендиатов и многократным ректором Лейпцигского университета.

В своё время Альберти был известен как автор многочисленных полемических сочинений, направленных как против «папистов», то есть против католической церкви — традиционного соперника лютеранства , и кальвинистов (попытка введения кальвинизма при Кристиане I хотя и закончилась неудачей, однако «опасность» ввиду наличия реформатской общины в Лейпциге казалась всё ещё насущной проблемой ), так и против нараставшего желания реформировать само понимание веры и лютеранского учения и их повседневное применение, выразившегося, среди прочего, в движении пиетизма с его упором на значимость «внутреннего переживания» и практического проявления веры. Целью публицистических атак Альберти были также Гуго Гроций , Самуэль фон Пуфендорф и его бывший ученик Христиан Томазий , открыто утверждавший полную автономность абстрактного естественного права по отношению к библейскому преданию и порывавший с традиционной моделью поведения университетского профессора. Известную трагичность в этой связи приобрела активная роль Альберти (совместно с Карпцовым ) по изгнанию Томазия из Саксонии , а также тот факт, что все сочинения самого Альберти после его смерти были в 1701 и в 1757 годах включены в католический Индекс запрещённых книг .

Избранные сочинения

  • Compendium Juris Naturae, orthodoxae Theologiae conform.itum et in duas partes distrìbutum. Leipzig 1678, 1696.
  • Interesse praecipuarum religionum Christianarum : in omnibus articulis ita deductum, ut non tantum de causa, propter quam sic aliterve doceatur, sed & de thesi nostra adversariorumque antithesi e libris symbolicis utriusque partis, deque origine errorum ex historia ecclesiastica certo constet, Leipzig 1683.
  • Anonymi cuiusdam scriptum accuratissimum circa Jus Naturae et Gentium, in quo recentissimorum quorundam scriptorum opinione adducuntur, rejiciuntur et vera sententia statu-minatur. Jena 1684.
  • Epistola ad illustrem excellentissimumque Seckendorf-fium, com men turn Samuelis Pufendorfii de Invenusto Veneris Lipsiae pullo refutans. Leipzig 1688.
  • Judicium de nupero scripto Pufcndorfiano, quod disse rtatio epìstolica D. Josuae Schwartzü ad Privignum suum inscribitur. Leipzig 1688.
  • Tractatus de Cartesianismo et Coccejanismo. Leipzig. 1673, Wittenberg, 1701.
  • Gründliche Widerlegung eines päpstlichen Buches. Leipzig 1684.
  • Ausführliche Antwort auf Spener’s sogenannte gründliche Verteidigung seiner und der Pietisten Unschuld. Leipzig 1696

Семья

Валентин Альберти был с 1665 года женат на Марии Прейбизий — дочери городского судьи и бывшего ректора университета Иоганна Прейбизия ( нем. Johannes Preibisius , 1610—1660); у них было двое сыновей и пять дочерей, среди которых можно упомянуть Кристиану Софию Альберти (ум. 1702) — жену профессора теологии .

С 1679 года Альберти был опекуном Иоганна Альберта Фабрициуса — сына органиста городской церкви св. Николая и музыкального директора университетской церкви св. Павла Вернера Фабрициуса.

Примечания

  1. Valentin Alberti // (нем.) — 2006.
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #118644289 // (нем.) — 2012—2016.
  3. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  4. См. напр.: M. Rudersdorf, Stadt und Universität 1539—1650 // Geschichte der Stadt Leipzig. Bd. 2: Von der Reformation bis zum Wiener Kongress. Leipzig, 2016, ISBN 978-3-86583-802-5 . S. 376—392.
  5. Döring, Detlef: Christian Thomasius und die Universität Leipzig am Ende des 17. Jahrhunderts // Heiner Lück (Hrsg.): Christian Thomasius (1655—1728). Gelehrter Bürger in Leipzig und Halle (=Abhandlungen der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig, Philologisch-Historische Klasse). Band 81,2. — Stuttgart [u. a.], Hirzel, 2008, ISBN 978-3-7776-1661-2 , S. 71-97.

Литература

  • Bautz, Friedrich Wilhelm: Alberti, Valentin // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 1. — Hamm, Bautz, 1975. 2., unveränderte Auflage Hamm 1990, ISBN 3-88309-013-1 , Sp. 85-86.
  • Brockhaus, Clemens: Alberti, Valentin // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 1. — Leipzig, Duncker & Humblot, 1875. — S. 215 f.
  • Hauck, Albert: Alberti, Valentin // Realencyklopädie für protestantische Theologie und Kirche (RE). 3. Auflage. Band 1. — Leipzig, Hinrichs, 1896. — S. 301.
  • Lau, Franz: Alberti, Valentin // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 1. — Berlin, Duncker & Humblot, 1953, ISBN 3-428-00182-6 , S. 142
  • Osterhorn, Ernst Dietrich: Die Naturrechtslehre Valentin Albertis: ein Beitrag zum Rechtsdenken der lutherischen Orthodoxie des 17. Jahrhunderts. — Freiburg i. Br., 1962.
Источник —

Same as Альберти, Валентин