Дархан
- 1 year ago
- 0
- 0
Мори́н ху́ур , мори́н толгойто́й ху́ур , хур ( монг. морь, мори́н — конь, толго́й — голова, ху́ур — музыкальный инструмент , бур. мори́н ху́ур , калм. мөрн хуур ) — монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии , в КНР ( Внутренняя Монголия , Синьцзян-Уйгурский автономный район ), в России ( Бурятия , Калмыкия , Иркутская область , Забайкальский край ).
Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи , в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.
Первые смычковые инструменты появились в незапамятные времена, когда человек обнаружил возникновение звука при трении двух луков тетивами друг о друга. Затем человек придумал как усилить звук при помощи различных резонаторных корпусов. Сейчас инструмент в основном имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с деревянной или кожаной (в традиционном исполнении) верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. С XX века стали появляться инструменты с цельно-деревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с ƒ-образными (как у скрипки ) резонаторными отверстиями в верхней деке . Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади. В шейку вставляется два настроечных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.
Инструмент имеет две струны : «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста скакового коня и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы — это символы мужского и женского начала. По монгольской традиции волосы «мужской» струны должны быть обязательно именно с хвоста быстрого скакового коня, чтобы резвость животного передалась инструменту. В последнее время некоторые исполнители предпочитают струны из нейлона . Струны настраиваются в основном в кварту , но иногда и в квинту . В Монголии строй инструмента — Фа, Си-бемоль малой октавы (Ми-бемоль, Си-бемоль), во Внутренней Монголии строй Соль малой октавы, До первой октавы. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса, но также популярны смычки западной конструкции с механизмом натяжения волос. Колки для натяжения струн в Монголии традиционного простого конического типа, во Внутренней Монголии механические, с червячным винтом, обеспечивающим более лёгкую и плавную настройку, без последующего ослабления колка.
Звукоизвлечение флажолетное , без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются внешней стороной ногтей указательного и среднего пальцев левой руки и отрощенными ногтями безымянного пальца и мизинца. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн используется редко. Смычок держат в правой руке- ладонь держит смычок снизу, большой палец кладётся на колодку, указательный и средний пальцы обхватывают трость, а безымянный и мизинец подушками кладутся на волосы смычка изнутри и, при необходимости, натягивают их.
На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под некоторым углом вверх. Традиционно это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении « протяжных песен » и эпических сказаний
. В монастырской музыке не использовался.
В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло , который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань .
В Монголии также популярен Их хуур ( монг. их — большой) — инструмент контрабасового регистра и хуучир — также смычковый инструмент с двумя или четырьмя шёлковыми или стальными струнами, металлическим или деревянным резонирующим корпусом и натянутой на него кожей питона или других животных. У западных монгольских племён — ойрадов ( калмыков ) популярен похожий на морин хуур инструмент — икэл. Струны икэла ставятся зеркально противоположно морин хууру и настраиваются в квинту относительно друг друга. В целом икэл имеет более архаичные черты и его корпус обтягивается только кожей. У алтайцев в дополнение к морин хууру также есть родственный инструмент икили , у тувинцев игил или игиль , у саха (якутов) — кылысах , у хакасов — ыых . В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент эрху . См. также китайский цинь .
Также существует бурятская разновидность под названием Хур, который является национальным (струнно-смычковый) инструментом. Представляет собой аналог скрипки. На хур натягиваются четыре струны ( строй EADG). Хур держат между колен. Левой рукой зажимают аккорды на грифе, а правой играют смычком.
Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур, сделав его целиком из останков любимого коня .
В повседневной жизни монгольских скотоводов инструмент имеет ещё одно важное значение. Когда верблюдица рожает верблюжонка, она иногда отвергает его вследствие различных стрессовых ситуаций, и монголы используют морин хуур для проигрывания низких гармонических типов мелодий, которые называются хоослох , которые успокаивают верблюдиц, и те принимают своих верблюжат назад.
Практика повторного принятия сельскохозяйственными животными своих детёнышей широко используется в различных кочевых цивилизациях мира, но в монгольской Гоби её используют только на верблюдах. В случае, если верблюдица умирает после родов, монголы используют технику хоослох , чтобы верблюжонка приняла другая верблюдица. Об этом рассказывается в известном монгольском документальном фильме 1986 года «Мелодия верблюдицы» ( монг. Ингэн эгшиг ; сценарист , режиссёр ), победившем на Московском международном кинофестивале 1988 года . Ремейк этого фильма « Слёзы верблюдицы » ( монг. Ингэн нулимс ), снятый в 2003 году режиссёром Д. Бямбасурэн , был выдвинут в 2005 году на получение премии «Оскар» в номинации « лучший полнометражный документальный фильм ».