Павел Бразда родился в семье довоенной элиты
. Отец был одним из лидеров Аграрной партии Чехословакии
, его мать была племянницей
Карела Чапека
.
Первая выставка Павла Бразды и спутницы его жизни Веры Новаковой прошла в
1991 году
в Праге.
Цитаты
«Павел Бразда — типичная жертва чешской ограниченности. Его творчество развивалось в полной изоляции, его не признавал ни официальный художественный мир, ни оппозиционные круги. К альтернативным художникам его причислять не желали, на важные выставки и в картинные галереи его работы не принимали даже после 1989 года. Решусь сказать, что это случилось именно потому, что его творчество было самобытным, находилось в русле мирового искусства. Павел Бразда — настоящий европеец, его картины близки британскому поп-арту, опирающемуся на классическую технику: ей он остается верен. Бразда критически относится к тому, что мы именуем цивилизацией. Так что его работы принципиально отличаются от поп-арта американского, который, благодаря своей формальной упрощенности и декларативному восхвалению техники, заискивал перед публикой и поэтому стал более популярным» —
Нелли Павласкова, 2009
.
«Даже в подполье Бразда, однако, остался аутсайдером, и его живопись оценили впервые только в 1990-е, когда директор пражской Национальной галереи Милан Книжак приобрел несколько работ в коллекцию и определил их в постоянную экспозицию. Бразда действительно уникум. Его работы сравнивают с британским поп-артом, но у фантасмагорий Бразды мало общего с обложкой диска Beatles „
Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера
“ или пейзажами
Дэвида Хокни
. Настроение в основном если не похоронное, то продуманно скептическое, что не редкость для Чехии, исправно поставляющей в копилку мировой культуры образчики готического ужаса, от литературы Кафки и того же Чапека до мультфильмов
Яна Шванкмайера
»
—
Валентин Дьяконов, 2013
.
Ссылки
Источники
— 2003.
↑
Дьяконов В.
от 16 января 2013 на
Wayback Machine
// Коммерсантъ. — 2013. — 16 янв.
Павласкова Н.
от 5 января 2013 на
Wayback Machine
// Радио Свобода. — 2009. — 12 марта.