Interested Article - Белый башлык

«Белый башлык» — советский фильм 1975 года режиссёра Владимира Савельева .

Героическая кинопоэма по мотивам поэмы Баграта Шинкубы «Песнь о скале» о первом абхазском народном герое — Хаджарате Кяхба.

Красный вестерн , один из лидеров проката в СССР (20,8 млн. зрителей), лауреат Всесоюзного кинофестиваля . Фильм является культовым в Абхазии .

Сюжет

«Белый башлык» создан по роману в стихах «Песня о скале». В центре сценария — образ мятежного, бесстрашного народного заступника Хаджарата Кяхбы, воплотившего в себе лучшие черты национального характера.

Российская империя , территория современной Абхазии . Действие разворачивается вскоре после Революции 1905 года . Человек в белом башлыке — Хаджарат Кяхба, рано узнал горе сиротства и лишения бедняка, этот молодой крестьянин, не желая мириться с произволом местных князей, решает начать с ними борьбу — по законам кровной мести восстает против своих угнетателей. Вскоре он знакомится с русским рабочим Яковом, ссыльным из России за участие в восстании на броненосце «Потёмкин» . Яков — агитатор, разъясняет абхазским крестьянам иные способы борьбы с угнетателями, нежели личная месть. Хаджарат Кяхба по примеру Якова становится революционным борцом — защитником крестьян.

В ролях

Литературная основа

Поэма (роман в стихах) « » написана советским абхазским поэтом Багратом Шинкуба , в основу легла народная песня о герое Хаджарате Кяхба. Произведение стало нового жанра в абхазской литературе — романа в стихах.

Впервые поэма была издана на абхазском языке в 1965 году в Сухуми , через два года в авторизованном переводе на русский язык Риммы Казаковой поэма вышла отдельным изданием в Москве в издательстве « Советский писатель » .

Поэма стала поводом для Константина Симонова написать в газету « Правда » — главную газету в СССР — статью об абхазской литературе :

Начиная как борец и мститель-одиночка, Хаджарат ходом обстоятельств превращается в защитника крестьян и смертельного врага абхазской знати. Первоначальные мотивы его бегства в горы постепенно стираются, отходят на второй план, у него появляются новые друзья и новые враги, и сам он становится фигурой, выражающей уже не личный, а социальный протест против несправедливости.

Роман, начинающийся как романтическая история, не теряя своей поэтичности, превращается в широкое историческое полотно, в своего рода поэтическую энциклопедию тогдашней абхазской жизни.

Константин Симонов — Удивительное рядом. (Об абхаз. литературе)// Газета « Правда », 8 мая 1968

В 1971 году Абхазским драматическим театром по поэме был поставлен спектакль; режиссёр — первый абхазский профессиональный театральный режиссёр Нелли Эшба , декоратор — художник , главную роль исполнил Шарах Пачалиа . В отзыве на спектакль в газете « Заря Востока » подчеркивалась поэтичность этого спектакля .

Спустя ещё три года притупили к экранизации поэмы, её автор сам выступил сценаристом, о чём Константин Симонов с радостью написал:

Его роман в стихах — «Песня о скале», сначала переведенный на русский язык, привлек затем внимание кинематографистов и превратился на экране в романтический фильм-поэму. Явление достаточно редкое и знаменательное.

Съёмки

Съемки фильма велись в Абхазии в поселках Аимара и Акыдра (в составе села Члоу) .

Когда я следил за съемками, мне было непонятно, из чего режиссер будет собирать фильм, — мы снимали одну стрельбу и скачки на лошадях. Думал, что ничего не выйдет в итоге. Это было удивительно, в СССР практически не снимали вестернов , и мы не представляли, как делается такое кино, а «Белый башлык» — настоящий вестерн.

Премьера фильма состоялась в 1975 году в кинотеатре «Апсны» в Сухуме. Творческая интеллигенция Абхазии приняла фильм с большим восторгом, фильм понравился и автору поэмы .

О фильме, критика

Фильм — лауреат Всесоюзного кинофестиваля 1975 года в Кишинёве — Специальный приз за сценарий (Б.Шинкуба) и постановку (В.Савельев), Премия за лучшее звуковое решение (В.Губа).

Лидер проката в СССР — фильм посмотрело 20 800 000 зрителей, он занял 12 место среди советских фильмов, и оказался на 25-ом месте всего кинопроката с учётом иностранных лент, при том, что тираж копий был 660, в несколько раз меньше остальных фильмов . По этому фильму имя абхазского народного героя Хаджарата Кяхба стало известно миллионам советских зрителей .

Журнал « Искусство кино » выделяя игру Томаса Кокоскира и высоко оценивая работу оператора, отмечал сложность экранизации поэмы в частности, соблюдение фильмом традиций жанра :

в суровой стилистике начальных кадров неуловимо промелькнет нечто уже знакомое, вроде бы не раз виденное, но не отпугнет мыслью о механическом заимствовании, а настроит на восприятие любимого жанра… атмосфера каждого эпизода мыслится предельно накаленной, обещает максимальное зрительское внимание.

журнал « Искусство кино », 1976 год

Фильм имел широкий прокат за рубежом. В Польше — «Bialy baszlyk», в Венгрии — «A fehér csuklya», ГДР — «Kopfgeld für den Aufrührer».

Как писала восточно-немецкая газета « » на фильм шло много зрителей, и фильм их не разочаровал:

Особенно впечатлил главный актер Томас Кокоскир, который так показывает своего героя, что он заслуживает доверия, а не как недостижимого кумира.

восточно-германская газета « », 1976 год

Примечания

  1. от 31 января 2020 на Wayback Machine // , № 7(588), 16 марта 2017. — стр. 4
  2. . Дата обращения: 31 января 2020. 31 января 2020 года.
  3. Вианор Панджович Пачулиа - Абхазия: историко-культурный очерк. - Alashara, 1976. - 159 с. - стр. 42
  4. Уздиат Башировна Далгат - Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М.: Издательство "Наука,", 1981. - 303 с. - стр. 125
  5. Очерки истории Абхазской литературы. — Алашара, 1974. — 281 с. — стр. 197
  6. Песня о скале: Поэма / Авториз. пер. с абхаз. Р. Казаковой; Ил.: А. И. Белюкин. — Москва: Советский писатель, 1967. — 255 с.
  7. Русские писатели в Абхазии / Вианор Панджович Пачулия. — Алашара, 1980. — 100 с. — стр. 77
  8. цитируется по: Очерки истории Абхазской литературы. — Алашара, 1974. — 281 с. — стр. 197
  9. от 31 января 2020 на Wayback Machine // Абхазский драматический театр имени С. Я. Чанба
  10. Газета «Заря Востока», 4 июня 1971
  11. Константин Михайлович Симонов - Сегодня и давно. - М.: Советский писатель, 1976. - 624 с. - стр. 312
  12. Федор Раззаков — Гибель советского кино: Тайны закулисной войны, 1973—1991. — Изд-во «ЭКСМО», 2008

Источники

  • Мамаладзе Т. — Возвращение жанра. (О худож. фильме «Белый башлык») // Искусство кино , № 4, 1976. — стр. 49-54
  • Белый башлык // Домашняя синематека: отечественное кино 1918—1996 / Сергей Землянухин, Мирослава Сегида. — М.: «Дубль-Д», 1996. — 520 с. — стр. 35
  • № 1135. Белый башлык // Советские художественные фильмы: аннотированный каталог, Том 5 / Мария Павлова. М.: «Нива России», 1970. — стр. 12
  • // , № 7(588), 16 марта 2017. — стр. 4
  • // Спутник-Абхазия, 08.08.2016
  • // Спутник-Абхазия, 22.07.2018
  • // Фильмы Киевской ордена Ленина киностудии им. А. П. Довженко. 1928—1978 / О. Ф. Олейник, Н. А. Филькевич. — К. : Госкино УССР, 1979. — 114 c. — С. 86—87.
Источник —

Same as Белый башлык