Interested Article - Дза (гильдии)

Дза ( яп. 座, ざ , «сидение», «место заседаний») японские средневековые самоуправляемые корпорации , существовавшие с периода Хэйан до периода Мэйдзи . Среди них выделяют несколько видов: торгово-ремесленные и транспортные дза (аналоги европейских средневековых цехов ), художественные и театральные дза (прихрамовые труппы), крестьянские дза (сельские советы) и монетные дза (монетные дворы).

Торгово-ремесленные и транспортные дза

Изготовление монет в монетном цеху Кин-дза
Изготовление монет в монетном цеху Кин-дза

Дза формировались из японских торговцев, ремесленников и перевозчиков, которые объединялись в союзы по профессиональному признаку для увеличения прибыли от своего рода деятельности. Такие объединения, чтобы получить божественную или светскую протекцию своим действиям, признавали своими покровителями императорский двор , аристократов , буддийские храмы, синтоистские святилища или сёгунат . В обмен на исполнение членами дза фиксированных повинностей или уплаты определённой части прибыли в пользу покровителя, последний давал дза монопольное право на производство, коммерческие операции и перевозку в пределах определённой территории, которая была подконтрольна ему, а также привилегию на сбор портовых платежей и дорожных пошлин в ней. Несмотря на формальную зависимость от своего покровителя, дза имели широкую внутреннюю автономию и разветвлённую систему рангов и должностей.

Одним из древнейших примеров дза является Ясэ-дза, созданный в 1092 году под покровительством храма Сёрэнъин в Киото , и Кадзи-дза (кузнечный цех), созданный в 1118 году под покровительством храма Тодайдзи в Наре .

С XIII века , в связи с углублением разделения труда и развитием товарооборота, дза начали организовываться по всей Японии. Хотя процесс оформления профессиональных корпораций принял общегосударственный масштаб, на протяжении следующих пяти веков наибольшее количество дза концентрировалось в столичном регионе Кинай. Причиной этого было то, что император и аристократы, которые выступали покровителями корпораций, жили преимущественно в японской столице Киото , центры основных буддийских школ также были собраны именно здесь.

Среди торгово-ремесленных объединений, которые охранялись центральной властью, а именно монаршим домом, и имели свои главные ячейки рядом с Киото, были Компай-дза (цех красильщиков индиго), Сюкуси-дза (бумажный цех), Отонэри-дза (ткацкий цех), Каётё-дза (цех носильщиков паланкинов ), Хитарэ-дза (костюмный цех). В Исе находилась особенная корпорация — Суйгин-дза ( ртутный цех), а под наблюдением императорского казначея пребывало отдельное объединение литейщиков в провинции Кавати .

Среди дза, которые патронировались аристократами, известны Хакуя-дза (цех позолоты) рода Коноэ , Сио-авасэмоно-дза (рыбный цех) рода , Аосо-дза (прядильный цех) рода . Большинство таких корпораций располагались в районе Тэннодзи , провинциях Оми и Этиго .

Немало профессиональных объединений работали под покровительством синтоистских святилищ. Среди них самыми крупными были Абура-дза (масляный цех) Ивасимидзу Хатимангу в городе Оямадзаки , Сакэкодзи-дза (цех саке ) священнослужителей Китано дзиндзя в западном Киото, корпорации Вата-дза ( хлопковый цех), Нэригину-дза ( шёлковый цех) и Дзайки-дза (деревообрабатывающий цех) Гион дзиндзя, Сомэн-дза (цех лапши ) и Карагаса-дза (цех китайских головных уборов) Касуга Тайся в Наре и Сио-дза (солеварный цех) Хиёси дзиндзя в городе .

Буддийские храмы и монастыри также покровительствовали группам дза. Монастырь Энряку-дзи из был формальным патроном Оби-дза (цеха поясов), Гофуку-дза (цеха кимоно ) и Ками-дза (бумажного цеха). Монастырь Кофуку-дзи из Нары покровительствовал Абура-дза (масляному цеху), Сио-дза (солеварному цеху), Доки-дза (гончарному цеху), Мокумэн-дза (хлопковому цеху) и Итаконго-дза (обувному цеху). Монастырь Ситэнно-дзи из Кавати был над Мусиро-дза (цехом соломенных подстилок) и Ками-дза (бумажным цехом).

Объединение кузнецов-мечников Татия-дза, находившееся в Киото, было под контролем сёгуната .

Существовали редкие случаи, когда ремесленные корпорации объединялись под эгидой сельских храмов, как Кодзи-дза (цех саке ) в провинции Идзуми в селении Куротори.

В XVI веке , в период междоусобиц, торгово-ремесленные и транспортные профессиональные объединения дза постепенно ликвидировались провинциальными правителями даймё , которые с целью увеличения своей экономической мощи способствовали свободной торговле в форме свободных и ежедневных ярмарок ракуити и свободных цехов ракудза . В результате к началу периода Эдо ( 1603 1867 ) смогло уцелеть только небольшое количество крупных дза. Большинство из них переоформились в так называемые акционерные общества кабунакама , которые монопольно управляли экономикой страны до средины XIX века . Крупнейшие из них превратились в монопольные синдикаты Японской империи дзайбацу и кэйрэцу XIX— XX веков .

Художественные и театральные дза

Здание современного театра кабуки в Токио носит средневековое название кабуки-дза

В XIII XIV веках музыканты, танцоры и певцы, которые выступали во время праздников и молебнов в крупных буддийских монастырях и синтоистских святилищах , также образовывали свои профессиональные объединения, называвшиеся дза. Такие объединения чаще всего пребывали под покровительством крупных монастырей и святилищ и получали от них монопольное право на проведение художественных и музыкальных мероприятий на территориях, которые определялись покровителем.

Особенно были известны 4 художественные корпорации, которые находились под патронатом Касуга дзиндзя — это Тоби-дза (позднее Хосё-дза), Юдзаки-дза (позднее Кандзэ-дза), Сакато-дза (позднее Конго-дза) и Эмман-дза (позднее Компару-дза). Кроме них были известны также объединения музыкантов под патронатом монастыря Ситэнно-дзи и корпорация исполнителей танцев льва под покровительством святилища Гион дзиндзя. Также по всей Японии существовали разнообразные дза музыкантов и танцоров, которые одновременно занимались проповедованием и гаданием. Такие дза подчинялись столичному аристократическому Цутимикадо.

Начиная с конца XVI века большинство вышеупомянутых дза превратились в театральные труппы, дав начало школам японского театра но , а с XVII века кабуки . Самые известные из них существуют по сей день под патронатом японского правительства, сохраняя свою средневековую иерархию и традиции исполнения театральных произведений.

Сельские дза

Со средины XIII века японские крестьяне создали свою форму самоуправления, которая называлась со — «союз». Она объединяла одно или несколько сёл района. Центром такого союза выступало районное синтоистское святилище или буддийский храм. Организацией праздников при этих учреждениях заведовала независимая сельская корпорация или совет — сон-дза (сельская дза), которая одновременно была главным руководящим органом вышеупомянутого сельского «союза» со .

Членами сельских дза были только мужчины из богатейших слоёв села. В зависимости от региона, они составляли единую корпорацию, где все имели равные права, или подразделялись на три возрастных группы — хон-дза (основная дза), син-дза (новая дза) и маго-дза (дза внуков). По принципу старшинства в сельской дза выбирали главу — дзато , который на протяжении года отвечал за организацию и проведение мероприятий «союза», а также заведовал её хозяйством. В качестве советников ему помогали сельские старшие жители отона и старейшины тосиёри . Сельская молодёжь вакасю имела право проверять деятельность дза, несла ответственность за охрану «союза» и следила за порядком во время праздников.

Сельская дза распоряжалась совместным имуществом сельского «союза», его водами и лесами, устанавливала правила и нормы поведения сёлах в виде законов окитэ , а также организовывала суды над нарушителями этих правил и норм и исполняла вынесенные приговоры. Все решения дза принимались коллегиально, на советах большинством голосов.

Начиная с XVII века средневековые самоуправляемые «союзы» со начали ликвидироваться силами сёгуната, который стремился полностью подчинить себе сёла. Это привело к выделению составляющих «союза» — малых сёл комура и «ограждений» гакиути — в отдельные самодостаточные сельские общины. Вместе с этим происходила трансформация сельских дза, право членства в которых получило всё мужское население поселения, независимо от достатка. Подобные перемены привели к постепенной формализации института сельских дза и их превращению в общесельские советы.

Другие дза

В период Эдо ( 1603 1867 ) большинство средневековых торгово-ремесленных дза были распущены или трансформировались в корпорации нового типа — кабунакама . Сёгунат сохранил название дза только за учреждениями, которые занимались изготовлением золотых и серебряных монет (Кин-дза и Гин-дза), весов (Хакари-дза), мер (Масу-дза), а также продавцами-монополистами риса (Комэ-дза). Такие дза пребывали под непосредственным контролем самурайского правительства.

В конце XIX века некоторые из них трансформировались в современные институты: Кин-дза была превращена в Монетный двор , а Хакари-дза — в Ведомство стандартов Японии.

Литература

  • 『新編 日本史辞典』 (Новое издание. Словарь истории Японии) 京大日本史辞典編纂会、東京創元社、1994. — P.393—394.
  • Kaplan, Edward. The Cultures of East Asia: Political-Material Aspects. — Western Washington University.
  • Sansom, George . A History of Japan: 1334-1615. — Stanford: Stanford University Press, 1961.
  • Sansom, George. . — Stanford: Stanford University Press, 1963.
  • Sansom, George. . — New York: Appleton-Century Crofts, 1962.
Источник —

Same as Дза (гильдии)