Interested Article - Уруси
- 2020-10-08
- 1
Уруси ( яп. 漆 ) — обозначение произведений традиционного японского лакового искусства и самого́ натурального лака, используемого для их изготовления.
История
Технологии изготовления лакированных изделий зародились в Японии около 6 тысяч лет назад еще в период Дзёмон . Доказано появление первых подобных предметов там еще в эпоху неолита , когда начинает использоваться лак уруси . Первоначально он использовался для усиления прочности деревянных копий и наконечников стрел. В VI веке техника лакирования достигает уровня искусства, и изделия уруси превращаются на протяжении многих столетий в предметы роскоши, предназначенные для императорской фамилии и японской аристократии. В XVII веке они впервые в значительном количестве попадают в Европу.
Техника изготовления
Сырьём для приготовления лака уруси служит сок лакового дерева ( Rhus vernicifera ). Первоначально лак получается мутным, но после затвердения становится ясным, в цветовой гамме от очень светлого до тёмно-янтарного. Основой для лаковых изделий являются большей частью предметы из дерева или папье-маше, которые первоначально покрываются своеобразной пастой из уруси и особого глиняного порошка и затем обрабатываются наждаком (влажная шлифовка). Иногда предметы ваяются или формуются из пасты-смеси, состоящей из глины и уруси, а также пропитанной лаком уруси ткани. Затем на объект наносятся многочисленные слои цветного лака. Традиционно используется пигментированный чёрный или красный лак, иногда также в полупрозрачном состоянии. Также в состав лака могут вводиться другие вещества — например, золотая или серебряная крошка, перламутр или яичная скорлупа.
Каждый слой лака накладывается в условиях соблюдения строжайшей чистоты (при полном отсутствии пыли) и засыхает при высокой влажности воздуха и температуре около +30 °С. В связи с этим художники-мастера уруси часто селились в отдалённых горных районах. В Японии также было принято проводить процесс высыхания лака на изделиях на плотах, выведенных в море. Там, над водой, практически не было пыли, что было крайне важно для появления высококачественного глянца. Слоистость уруси обладает особой глянцевитостью и глубиной, которые невозможно обеспечить при использовании современных искусственных лаков.
Изготовленные по технологии уруси лаковые предметы могут без ущерба для себя содержать воду, алкоголь, растворители и кислоты; они длительное время остаются эластичны, подходят для хранения продуктов питания. Кроме этого, дерево, обработанное уруси , обладает сопротивляемостью грибкам (плесени), что особо важно в условиях влажного климата Японии. В то же время длительное воздействие солнечных лучей может нанести вред лаковым поверхностям.
Лаком уруси покрывались самые различные предметы и изделия — посуда , палочки для еды , подносы, мебель, а также боевые луки , ножны для мечей, самурайские доспехи и боевые шлемы кабуто . Им также при помощи печатных техник декорировались кожаные изделия — сумки, кошельки и т. п.
См. также
Литература
- U. A. Casal: Japanese Art Laquers. Sophia University, Tokio 1961. (Monumenta Nipponica Monographs 18)
-
Günther Heckmann:
Urushi no waza. Japanlack Tech.
Nihon Art Publishers, Ellwangen 2002,
ISBN 3-9805755-1-9
.
- Rezension: Glanz von vielen Arbeitsstunden. В: Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung. 7. August 2011, S. V8.
- John J. Quin, Jack C. Thompson (Hrsg.): Urushi: the technology of Japanese lacquer . Caber Press, Portland/Or. 1995, ISBN 1-887719-01-6 .
- Christine Shimizu: Urushi, les laques du Japon . Flammarion, Paris 1988, ISBN 2-08-012088-3
-
Elmar Weinmayr:
Nurimono — Japanische Lackmeister der Gegenwart.
Verlag Fred Jahn, München 1996,
ISBN 3-930090-04-X
.
- Rezension: Yoshino Tomio: Japanese Laquer Ware. In: Monumenta Nipponica. Vol. 15, No. 3/4 (Oct., 1959 — Jan., 1960), S. 464—466.
Галерея
- 2020-10-08
- 1