Гун-гун (транснептуновый объект)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сёгу́н ( яп. 将軍 сё:гун ) — в японской истории так назывались военные диктаторы , которые обладали реальной властью и управляли (в отличие от императора и его двора в Киото ) Японией большую часть времени с 1192 года до реставрации Мэйдзи , произошедшей в 1868 году . Правительство сёгуна называлось бакуфу (幕府 «палаточный лагерь» в смысле места расположения полководца; ср. русское ставка ). Государственный строй , при котором верховная власть принадлежала сёгуну, обозначается как сёгунат .
Слово «сёгун» — это заимствованное из китайского языка слово «цзянцзюнь» ( кит. 将军 , jiāngjūn, 'генерал'). «Цзян» («сё») по-китайски означает «держать в руке», «руководить», а «цзюнь» («гун») — «войско», «армия». Таким образом, «сёгун» — это «полководец», «командующий». Согласно «Японской исторической энциклопедии» («Кокуси дайдзитэн»), понятие «сёгун» определяется как «полководец, по приказу императора становящийся во главе войска, которое подавляет какой-либо бунт или усмиряет варваров ».
Однако в более позднее время «сёгун» — это не просто титул полководца, временно поставленного во главе какой-либо армии, а сокращение от более пространного титула — сэйи-тайсёгун (征夷大将軍). Слово тайсёгун («главнокомандующий») первоначально означало полководца, командующего тремя армиями, каждая из которых управлялась простым сёгуном, но впоследствии стало обозначать любого командира, стоящего во главе самостоятельно действующей армии. Что же касается определения сэйи , то сэй означает «бить», «карать», а и (夷) — это «человек, вооружённый луком» (в этом иероглифе можно разглядеть человека с натянутым луком), то есть «дикарь», «варвар». Японцы обозначали этим иероглифом эдзо (они же эмиси или эбису ) — дикие племена, жившие на северо-востоке Японии. Походы против северо-восточных варваров начались в Японии ещё в глубокой древности, при императоре Кэйко ( 71 — 130 годы ). В VIII веке появилось официальное звание сэйи-тайсёгун ; оно присваивалось полководцу, которому поручалось возглавить поход против северо-восточных варваров. Впервые это звание было присвоено в 794 году Отомо но Отомаро . К началу X века эдзо были сильно ослаблены и перестали угрожать государству; походы против них прекратились, и назначать сэйи-тайсёгунов перестали. В течение некоторого времени это звание было как бы забыто и не использовалось, однако через некоторое время оно снова возникло, приобретя совершенно иной смысл.
Исторически в клановом японском обществе верховная власть принадлежала одному (императорскому) клану, но чтобы удержать фактическую власть, императорский клан (род) был вынужден объединяться с каким-либо крупным родом. Таким образом, рядом с императорами всегда стоял ещё один клан. До 456 года таким кланом был клан Кацураги, до 498 им был клан Хэгури, до 539 года — Отомо, затем род Мононобэ, а во второй половине века — клан Сога. В 645 году власть захватил клан Фудзивара .
В XII веке императорская власть (и власть Фудзивара) в Японии сильно ослабела и фактически над страной властвовал то один, то другой выдвинувшийся род. В конце этого столетия власть над страной оспаривали друг у друга два рода: Тайра и Минамото . С 1156 по 1184 страной фактически правил род Тайра. В частности, большая часть министров была именно из этого рода .
В 1184 году решительный перевес оказался на стороне клана Минамото, один из представителей которого, Минамото-но Ёсинака , вступил во главе многочисленной армии в Киото , тогдашнюю столицу Японии, откуда клан Тайра бежал с остатками своих приверженцев на юг. Тогда фактическая власть над страной почти целиком очутилась в руках рода Минамото и лично Минамото Ёсинака, в распоряжении которого была собственная сильная армия. Де-факто Ёсинака был полным хозяином своего войска, но де-юре он все же был самозванцем, полномочия которого не были санкционированы императорской властью. Поэтому в том же 1184 году он добился того, что император пожаловал ему титул сэйи-тайсёгун . К тому времени это звание уже не имело никакого отношения к походам против эдзо, которых, между прочим, было немало в армии того же Ёсинака. Дело было в другом. Походы против эдзо были связаны с громадным напряжением ресурсов государства и зачастую требовали сбора всей наличной военной силы страны, собирателем и распорядителем которой и становился сэйи-тайсёгун . Став сэйи-тайсёгуном , Ёсинака монополизировал право собирать войска и распоряжаться ими и тем самым исключил возможность появления в стране равного ему по силе противника.
Тем не менее, его двоюродный брат Минамото-но Ёритомо сумел собрать собственную, преданную ему армию, с помощью которой он уничтожил Ёсинака. Затем он покончил с остатками клана Тайра и предпринял поход против областей Муцу и Дэва , населённых уже замирёнными эдзо, но ещё пользующимися некоторой самостоятельностью. После этого Ёритомо стал единоличным фактическим правителем всей страны. Для того, чтобы не выглядеть самозванцем, ему необходима была санкция императора, поэтому Ёритомо потребовал себе звание сэйи-тайсёгун . Это звание он получил в 1192 году. С этого времени сэйи-тайсёгун (или просто сёгун ) из временного военного звания превратилось в постоянный и притом передаваемый по наследству титул фактического военного правителя страны.
Начиная с основания сёгуната в 1192 году и до его падения в 1867 году (то есть в течение почти семи столетий) титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Четкого порядка наследования титула не существовало — обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода. В поздний период многие сёгуны начинали управлять страной, будучи детьми, их роль стала символической, схожей с ролью западноевропейских монархов. Принципиальным отличием сёгуна от императора было отсутствие сакральной составляющей, сёгун считался главой администрации и хранителем государства, но не воплощением богов на земле. За семь веков существования титула сэйи-тайсёгун его носителями были несколько кланов:
Камакурский сёгунат — Камакура бакуфу ( 1192 – 1333 )
Киотский сёгунат — Муромати бакуфу ( 1338 – 1573 )
Эдоский сёгунат — Эдо бакуфу ( 1603 – 1867 )
В период с 1573 года по 1603 год в течение тридцати лет сёгунов фактически не было, а страной управляли Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси . Они были такими же полновластными властителями, как и бывшие до них сёгуны, однако не получили титула сэйи-тайсёгун . Исключением был Акэти Мицухидэ , официально признанный императором как сёгун, однако свергнутый Хидэёси 13 дней спустя. Дело в том, что было распространено убеждение, что сёгун может быть только из клана Минамото, к которому по легенде восходил корнями клан Акэти .
№ п/п | Имя по-русски | Годы правления | Примечание |
---|---|---|---|
1 | Отомо но Отомаро | 793–794 | |
2 | Саканоуэ-но Тамурамаро | 797–804 | |
— | 811 | сэйи-сёгун | |
— | 940 | предположительно | |
3 | Минамото-но Ёсинака | 1184 | |
4 (1) | Минамото-но Ёритомо | 1192–1199 | По некоторым данным, в 1195 году отказался от титула |
5 (2) | Минамото-но Ёрииэ | 1202–1203 | |
6 (3) | Минамото-но Санэтомо | 1203–1219 | Одновременно найдайдзин — хранитель печати |
7 (4) | 1226–1244 | сёгуны-регенты Фудзивара | |
8 (5) | 1244–1252 | ||
9 (6) | Принц Мунэтака | 1252–1266 | сёгуны-принцы |
10 (7) | Принц Корэясу | 1266–1289 | |
11 (8) | Принц Хисааки | 1289–1308 | |
12 (9) | Принц Морикуни | 1308–1333 | |
13 | Принц Мориёси | 1333 | |
14 | 1335–1336 | ||
15 (1) | Асикага Такаудзи | 1338–1358 | |
16 (2) | Асикага Ёсиакира | 1358–1367 | |
17 (3) | Асикага Ёсимицу | 1367–1394 |
Одновременно
садайдзин
(левый министр),
впоследствии дайдзё-дайдзин (верховный канцлер) |
18 (4) | Асикага Ёсимоти | 1394–1423 | |
19 (5) | Асикага Ёсикадзу | 1423–1425 | |
20 (6) | Асикага Ёсинори | 1429–1441 | |
21 (7) | Асикага Ёсикацу | 1442–1443 | |
22 (8) | Асикага Ёсимаса | 1449–1473 | |
23 (9) | Асикага Ёсихиса | 1473–1489 | |
24 (10) | Асикага Ёситанэ | 1490–1493 | |
25 (11) | Асикага Ёсидзуми | 1494–1508 | |
26 (10) | Асикага Ёситанэ | 1508–1521 | повторно |
27 (12) | Асикага Ёсихару | 1521–1546 | |
28 (13) | Асикага Ёситэру | 1546–1565 | |
29 (14) | Асикага Ёсихидэ | 1568 | |
30 (15) | Асикага Ёсиаки | 1568–1573 | |
30 (15) | Акэти Мицухидэ | с 20 июня по 2 июля 1582 | Известен как «Тринадцатидневный сёгун» |
31 (1) | Токугава Иэясу | 1603–1605 | |
32 (2) | Токугава Хидэтада | 1605–1623 | |
33 (3) | Токугава Иэмицу | 1623–1651 | |
34 (4) | Токугава Иэцуна | 1651–1680 | |
35 (5) | Токугава Цунаёси | 1680–1709 | Известен как «Собачий сёгун» |
36 (6) | Токугава Иэнобу | 1709–1712 | |
37 (7) | Токугава Иэцугу | 1712–1716 | |
38 (8) | Токугава Ёсимунэ | 1716–1745 | |
39 (9) | Токугава Иэсигэ | 1745–1760 | |
40 (10) | Токугава Иэхару | 1760–1786 | |
41 (11) | Токугава Иэнари | 1787–1837 | |
42 (12) | Токугава Иэёси | 1837–1853 | |
43 (13) | Токугава Иэсада | 1853–1858 | |
44 (14) | Токугава Иэмоти | 1858–1866 | |
45 (15) | Токугава Ёсинобу | 1866–1867 | Одновременно найдайдзин — хранитель печати |