Interested Article - Походчане
- 2020-12-31
- 1
Походча́не (колымчане) — субэтническая группа русских в селе Походск (от которого они получили своё название) и в посёлке Черский Нижнеколымского района (улуса) республики Саха (Якутия) (в низовьях реки Колымы ).
Русские старожилы Якутии
Русские старожилы Якутии , сохранившиеся до настоящего времени, разделяются на две территориальные группы, имеющие общее происхождение, но длительное время развивавшиеся обособленно друг от друга в разном иноэтническом окружении, в разных природных условиях и с разной степенью изоляции от основного русского населения Сибири . К ним относятся жители приполярных районов ( русскоустьинцы и походчане ( колымчане )) и жители таёжных районов ( якутяне или ленские крестьяне ).
Походчане входят в группу русских старожилов , проживающих в двух регионах на северо-востоке Якутии в арктической области. Близкая им группа — это русскоустьинцы ( индигирщики ) в низовьях реки Индигирки (село Русское Устье и посёлок Чокурдах ). Общая их численность около тысячи человек. По антропологическим чертам они метисы , по способу ведения хозяйства близки к юкагирам и северным якутам , по верованиям православные христиане , сохраняющие некоторые языческие традиции, по языку и этническому самосознанию русские . Походчане, как и русскоустьинцы относятся к типу русских субэтнических групп, для которых характерны — малочисленность, островное проживание в областях расселения северных народов. Вследствие общности происхождения и тесных культурных связей, общей исторической судьбы походчане и русскоустьинцы обладают культурным единством .
Колымчане
Русские старожилы на Колыме образуют две большие группы — нижнеколымчан и среднеколымчан , сложившихся в среднем и нижнем течении Колымы со времени появления на этой территории русских первопроходцев в XVII веке . Из-за более обособленного положения сейчас сохраняет свой образ жизни, традиции, особенности говора только нижнеколымская группа (в селе Походск ), среднеколымчане же (на территории проживания которых было значительное число ссыльных) слились с основным русским населением .
Происхождение и история
Походчане относятся к субэтническим группам смешанного происхождения, образованным в ходе колонизации русскими новых земель, при вступлении ими в межэтнические браки и заимствовании иноэтничных элементов культуры. Походчане сформировались в процессе метисации русских с юкагирами и эвенами (что сказалось на их антропологическом облике, в котором сильны монголоидные черты ), перенимая их образ жизни, но сохраняя русские язык и самосознание . При этом в конце XIX века этническое самосознание колымчан было неопределённым, в этом ключевую роль сыграла длительная изоляция от других русских, а также, возможно, происхождение из сибирских казаков (включавших нерусские элементы), этнограф В. Г. Богораз пишет, что походчане говорили о себе: «Какие мы йусские, мы койымский найод» .
Русские переселенцы появились в низовьях реки Колымы в XVII веке , Иван Ерастов и Дмитрий Михайлов (Зырян Ярило) прошли с Индигирки на Алазею морем, а в 1641 году Михаил Стадухин достиг морем Колымы . В 1643 году Стадухин уже поставил зимовье на Колыме — Среднеколымский острог и не позднее лета 1647 года , рядом с ним основывают село Походск .
Название селу дали, по-видимому, от слова «поход», так как отсюда казаки отправлялись в походы и на запад, и на восток для встреч с воинственными чукчами . Походск не раз подвергался нападению чукчей- шелагов , приплывавших на байдарах из-за Шелагского мыса .
По преданию последнее нападение шелагов было в конце XVIII века (в 1891 году исследователи Колымского края встречали людей старшего поколения на заимке Керетово , которые ещё помнили эти нападения). С тех пор установился мир. Русские отказались от завоеваний чукотской земли, а чукчи перестали нападать на их деревни.
Ещё в самом начале своей истории с местечка Малая Чукочья (где сначала обосновались походчане) из-за часто пересыхавшей реки и конфликтов с чукчами село было перенесено на юг, где и расположен теперь современный Походск. Из-за неопределённости социального статуса походчане в XIX веке записывались в казаки , хотя отношения к казачеству они давно уже не имели.
В начале 1940-х годов руководство района приняло решение перенести Походск на правый берег Каменной Колымы , но через 3 — 4 года походчане вернулись на родные места, где были лучше охотничьи угодья и места для рыбной ловли. В начале 70-х годов Походск объявили « неперспективным ». Была закрыта школа, планировалось ликвидировать сельский Совет и всех жителей перевести в райцентр, но со второй половины 70-х годов началось постепенное возрождение древнего села и в настоящее время Походск — современный посёлок, где появилось центральное отопление, открыт детский сад, начальная школа преобразована в восьмилетнюю.
В 2008 году в Походске было отмечено 365-летие со дня основания села. На протяжении всей своей истории походчане старались поддерживать контакты с русскоустьинцами , с которыми имели общие происхождение и культуру, они издавна обменивались невестами, чтобы сохранить свой род и православную веру .
За 3 — 4 столетия проживания в приполярных районах походчане сумели приспособиться к местным условиям, перенять от соседних с ними коренных жителей ( юкагиров , эвенов , чукчей ) черты культуры, образа жизни, необходимые для выживания в суровых арктических областях, и стали воспринимать эти места как единственную, родную среду обитания.
На протяжении нескольких веков жизни в новых для русских природных условиях и в некоторой изоляции от других групп русского населения у походчан происходили процессы как утраты части русской, так и выработки элементов своей собственной культуры, также происходило взаимовлияние культур походчан и юкагиров , что способствовало успешной адаптации к жизни в полярных широтах .
Особенности говора
Этнограф и лингвист В. Г. Богораз , отмечал диалектные особенности колымского русского говора в своём исследовании «Колымское русское областное наречие». Говор походчан приобрёл так называемое « сладкоязычие », выражающееся в произношении «л», «ль», «рь» и иногда «р» как «й» (голова — гойова , золото — зойото , Колыма — Койыма ; дорога — дойога , хорошо — хойосо ); также было распространено «соканье»: замена шипящих звуков на свистящие (шапка — сапка , шуба — суба , живот — зивот , пассажир — пассазир ) .
Алексей Чикачёв указывает, что походчане считали, что их говор имеет истоки на Русском Севере .
Культура, хозяйство и быт
Основными занятиями походчан были рыболовство и песцовый промысел . Песцовые ловушки колымских старожилов когда-то располагались по тундре до реки Алазеи , до владений русскоустьинцев . Рогатого скота и лошадей походчане не держали, как и не занимались оленеводством в отличие от их соседей юкагиров и чукчей. Для передвижения в зимнее время использовали ездовых собак .
Жилища представляли собой или рубленый дом из плавникового леса с плоской крышей из бревенчатого наката, засыпанного землёй, или дом, сооружённый из вертикально поставленных наклоном внутрь брёвен. Жилое помещение соединялось с хозяйственными постройками. Отличительная особенность любого помещения колымских старожилов — иконы в правом углу, камелёк (чувал) в левой стороне дома, сени с двумя дверями на случай снежных заносов. На месте летней рыбалки строили дом — урасу , так же как и северные народы — из брёвен, жердей и дёрна, с открытой верхней частью, костром в качестве очага и оленьей шкурой вместо двери .
Одежду для дома старожилы шили из покупной материи или ровдуги и по покрою она не отличалась от севернорусской. Для промысла шили одежду из оленьих и нерпичьих шкур, такую же как у чукчей и юкагиров. Мужчины зимой предпочитали носить плеки или щеткари чукотского образца — дорожную обувь из оленьего камуса с подошвами из оленьих щёток (кусочков жёсткого меха с лап оленя), а весной и летом — юкагирские бродни — мягкие сапоги-чулки из дымлёной ровдуги , подвязывавшиеся у щиколотки и под коленом . Женщины летом носили мягкие сапоги из конской кожи или ровдуги , а зимой из оленьего меха. По праздникам женщины надевали калиплики (килипелики) — юкагирские торбаза из белой жёлтой ровдуги с головками из чернёной сыромяти, расшитые цветными нитками и бисером .
Основой питания колымчан является белковая пища: оленина, дичь, но прежде всего — рыба. Рыба служила и служит походчанам основной пищей круглый год, помимо таких распространённых на севере рыбных блюд как строганина у колымских старожилов существовали и необычные рецепты. Так А. Гедеонов в книге «За Полярным кругом» в 1896 году пишет о блинах (у походчан, не знавших муки), выпеченных из толчёной икры на рыбьем жиру . Колымские старожилы помимо приготовления также знают много способов консервации рыбы. Использование походчанами прокисшей рыбы являлось древней традицией поморов : «квашеная» рыба спасала людей от цинги.
Взаимоотношения на Колыме походчан и северных народов иллюстрирует, например, такой факт, что в 1866 году один чукча пожертвовал голодающим русским 130 оленей . И таких примеров множество. Как все жители Колымы знали русский язык , так и походчане могли изъясняться и по-чукотски и по-юкагирски. Также об уважительных и дружественных отношениях народов говорят нередкие межэтнические браки .
В фольклоре походчан были произведения оригинального жанра, получившие название « андыльщины » — полуимпровизированные любовные песни (« опевания ») с уменьшительно-ласкательными словами типа «колымочка», «чукчаночка», «Мишаночка» и т. п. и «голубком» и «соловьём» в качестве основных персонажей (хотя этих птиц исполнители никогда не видели). Наиболее популярны были танцы «Рассоха» и «Виноградье», песни и частушки, музыкальные инструменты, имевшие русское происхождение — балалайка , скрипка , гармонь (посетивший эти места в 1929 году писатель Н. П. Вагнер в своей книге «Человек бежит по снегу» ( Л. , 1934) описывал самодельные балалайки походчан «на две струны», и скрипки, которые при игре на них упирают в живот) .
Старинные русские песни и былины бережно передавались из поколения в поколение. В. Г. Богораз в своих исследованиях коренных жителей севера отмечает, что походчане при полном незнакомстве со множеством предметов, упоминаемых в песне, помнят о них на протяжении многих поколений жизни в тундре, так в их памяти сохраняются имена рек и городов: Дон, Волга, Казань, Астрахань и другие. Хотя уже давно никто из северян не имеет понятия о том, где находятся все эти города и реки. В настоящее время в селе Походск создан свой ансамбль под названием «Рассоха», который за короткое время завоевал популярность в республике и удостоился звания «народного» .
Духовная культура
В духовной жизни и верованиях походчан сложился необычный синтез язычества , православия и культов северных народов. В дохристианском мире походчан (как и у русскоустьинцев ) почитались « стихеи »: матушка сендуха (тундра), матушка сине море и матушка Колыма , батюшка cap-огонь ; жили сендушный хозяин и водяная хозяйка , суседко , чудинка-пужанка , еретики и шулюкины . Обнаруживаются и отголоски представлений, восходящих к тотемизму. С большим почтением относились к медведю. В. Г. Богораз отмечает: «Медведя на Колыме называют дедушко , старик или просто он . Жители убеждены, что медведь — знахарь, слышит речи, которые люди говорят о нём даже шёпотом и угадывает людские мысли. Из-за этого суеверного почитания медведей вообще не бьют, и они в некоторых местах составляют серьёзное зло и систематически разоряют жителей» .
« Стихеи » являлись неуловимыми, могучими и грозными силами, равными Богу, поэтому требовали к себе особого почтения. Также почитались силы менее властные. У старожилов заведено «кормление» огня (принесение жертвы батюшке cap-огню ) и воды на удачу. Сендушный хозяин — один из главных персонажей в пантеоне старожилов, владелец всех промысловых зверей, похож на «православного человека» (в его доме есть даже иконы), у него жена, сын и старуха-няня. Застёгивает одежду на левую сторону, ездит в нарте, запряжённой волками, песцами, лисицами. Это, несомненно, славянский леший. Вот легенда колымчан о сендушном : « Сендушный хозяин в каждой местности свой бывает. В Мартьянове — свой, в Каретове — свой, в крепости — свой. Его не видит никто, только иногда, вроде как помрачение найдёт, и тогда увидишь… Он, может, и многим является, да другие не рассказывают, молчат, до смерти таят: может, они с ним орудуют, промышляют с ним. Кто своим трудом работает, тот наживет себе хозяйство, кто с ним — нет» .
Водяная хозяйка обитала в реках и озёрах, а суседко жил за печкой и ничем не отличался от русского домового.
Злыми силами для старожилов являлись — пужанка , или чудинка (которая жила в пустых домах и летниках), шулюкины (жившие в проруби). Также старожилы верили в « еретиков ». « Железнозубый еретик » — род упыря, который живёт в глубине лесов и питается трупами, ест и живых людей — считали колымчане .
Защитой от злых сил для старожилов являлись различного рода обереги (спасительные символы), хранившие особенно в долгую полярную ночь, когда полчища невидимых враждебных сил приближались к человеку.
Северная природа объединила людей, и дохристианские верования, обычаи, запреты, бытовавшие у старожилов во многом перекликаются с шаманизмом чукчей и юкагиров, и потому естественным было то, что походчане нередко обращались за помощью к шаманам. Шаман лечил людей, иногда его просили «ладить счастье» или принести удачу в промысле рыбы или песца .
Современное положение
В настоящее время походчане, численностью примерно 300 человек, составляют родовую общину Походска . Традиционный песцовый промысел в последние годы практически прекратился из-за нерентабельности . Основной доход даёт рыболовство (в среднем по 100—150 тонн в год община организованно сдаёт концерну «Якутия») . Походчане не только рыбаки и охотники. Многие из них, получив специальное образование, работают в различных отраслях в городах России .
При Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) существует секция русских арктических старожилов села Походское Нижнеколымского района и села Русское Устье Аллаиховского района . Первым, кто возглавил общественную организацию, был Чикачев Алексей Гаврилович — известный в Якутии краевед, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия) , ведущий научный сотрудник ИПМНС СО РАН (Института проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Академии наук России ) .
По инициативе А. Г. Чикачёва и А. В. Кривошапкина, при личной поддержке президента Якутии В. А. Штырова в апреле 2004 года был принят закон Республики Саха (Якутия) «О распространении положений Федерального Закона № 82 от 30.04.1999 года „О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“ на русских арктических старожилов походчан и русскоустьинцев» . Русские старожилы были включены в категорию малочисленного коренного населения Якутии в силу того, что они наряду с отличительными социальными характеристиками, культурным обликом, характерными для коренного населения, сохраняют традиционную систему жизнеобеспечения, прежде всего, такие специфические формы хозяйственной деятельности как охота, собирательство и др.
Перепись 2002 года
Постановлением Госкомстата России от 02.09.2002 г. № 171 в алфавитный перечень национальностей и языков России , составленный Институтом Этнологии РАН РФ, включены походчане , колымчане и колымские . Походчанами во время переписи себя назвали 5 человек, колымчанами — 46 человек, колымскими — 15 человек .
См. также
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка)
- ↑ . Дата обращения: 11 апреля 2010. 10 марта 2013 года.
- . Дата обращения: 18 декабря 2010. 29 февраля 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 11 апреля 2010. 26 августа 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 14 апреля 2010. Архивировано из 1 сентября 2009 года.
- . Дата обращения: 14 апреля 2010. 8 августа 2017 года.
- Попов Е. Некоторые данные по изучению быта русских на Колыме. Этнограф. обозрение. 1907. № 1-2
- Гурвич И. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М., 1966
- Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. Лекция 7. Локально-этнографические группы
- Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий.
- Полевой Б. П. Находка челобитья первооткрывателей Колымы. Сибирь периода феодализма. Вып.2. — Новосибирск, 1965
- ↑ (недоступная ссылка)
- Богораз В. Г. Колымское русское областное наречие.
- Ольга Евгеньевна Шепилева. . — 2019. — Вып. 3 . — С. 147—162 . — ISSN . — doi : . 9 октября 2020 года.
- . 23 мая 2017 года.
- Биркенгоф А. Л. Потомки землепроходцев.
- Каменецкая Р. В. Д. К. Зеленин и некоторые вопросы этнографии русских старожилов полярной зоны. Вопросы славянской этнографии. — Л. 1979
- Трифонов. Заметки о Нижне-Колымске. Известия СО ИРГО. — Иркутск., 1872. — Т.3, № 3
- ↑ Богораз В. Г. Русские на реке Колыме
- Вагнер Н. П. Человек бежит по снегу. — Л., 1934
- . Дата обращения: 11 апреля 2010. 13 мая 2013 года.
- Закон республики Саха (Якутия) от 15.04.2004 133-З N 269-III
- . Дата обращения: 11 апреля 2010. 15 февраля 2018 года.
Литература
- Гурвич И. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М., 1966
- Сафронов Ф. Г. Русские крестьяне в Якутии(XVII — начало XX вв.). Якутск, 1961
- Сафронов Ф. Г. Русские на Северо_Востоке Азии в XVII — середине XIX вв.: Управление, служилые люди, крестьяне, город, население. М., 1978
- Чикачев А. Г. Походск. Старинное русское село на Колыме. Иркутск, 1993
Ссылки
- 2020-12-31
- 1