Interested Article - Мабюз
- 2020-12-31
- 1
Ян Госсарт , Жан Госсарт , Жанин Госсарт ( нидерл. Jan Gossaert, Jean, Janin, Jennyn Gossart ) по прозванию Мабюз ( нидерл. Maubeuge , фр. Mabuse ; 1478 , Мобёж — 1532 , Антверпен ) — нидерландский живописец , рисовальщик , гравёр и резчик по дереву; родоначальник романизма в нидерландской живописи XVI века.
Биография
Ян Госсарт родился около 1479 года (или в 1478) в городе Мобёж на севере Франции, отчего и получил своё прозвание «Мабюз» (Мобёжский) , его часто называли «Ян Мабузе», некоторые его картины имеют латинскую подпись: «Иоанн Мальбодиус» ( лат. Ioannes Malbodius ) .
Достоверно ничего не известно о его образовании и ранних работах. Основываясь на стилевых особенностях ранних произведений Госсарта, такие авторы, как Вайс (1912) и Винклер (1921), предположили, что Госсарт, возможно, обучался в Брюгге в кружке Герарда Давида . Однако в настоящее время предполагается, что Госсарт получил образование в Антверпене , из чего логически вытекает и его принятие в 1503 году в качестве мастера в антверпенскую Гильдию Святого Луки . Вероятно, в 1499 году он отправился в Англию, где писал преимущественно портреты .
После 1507 года имя Госсарта исчезает из архивов Антверпена. Считается, что адмирал Фландрии Филипп Бургундский , бастард герцога Бургундии Филиппа III Доброго нанял его в свою свиту во время миссии ко двору папы Юлия II в Рим . Филипп взял на себя эту дипломатическую миссию от имени регентши Маргариты Австрийской . Госсарт покинул Мехелен вместе с адмиралом и его свитой 26 октября 1508 года и прибыл в Рим 14 января 1509 года .
Из документов 1529 года также известно, что герцог Филипп, который интересовался руинами античности, специально поручил Госсарту сопровождать его, чтобы делать рисунки римских древностей для собственной коллекции. Эти рисунки сохранились. До прибытия в Рим Госсарт, несомненно, был знаком с итальянской живописью XV и начала XVI веков. Он также изучал её во время путешествия по таким городам, как Тренто, Верона, Мантуя и Флоренция. Микеланджело и Рафаэль в то время работали в Риме; первый расписывал потолок Сикстинской капеллы , а последний выполнял росписи знаменитых Станц в Апостольском дворце Ватикана .
В дальнейшие годы Ян Госсарт продолжал работать на герцога Филиппа в его замках, в Антверпене, а также в Миддельбурге ; также выполнял заказы представителей семьи Габсбургов — двора Маргариты Австрийской в Мехелене . Письменные источники свидетельствуют, что он выполнил портреты Карла V и его сестры Элеоноры Португальской .
Когда Филипп Бургундский получил сан епископа Утрехтского, Мабюз последовал за ним в Утрехт , в замок Дюрстеде и участвовал в его оформлении. Художник скончался в Антверпене 1 октября 1532 года . Известным учеником Госсарта был Ламберт Ломбард .
Творчество
В первом десятилетии XVI века Госсарт принадлежал к так называемым антверпенским маньеристам . После поездки в Италию в 1508—1509 годах в окружении гуманиста Филиппа Бургундского, адмирала Зеландии, а затем епископа Утрехта, Госсарт сыграл важную роль во внедрении достижений искусства итальянского Возрождения в Нидерландах. Госсарт заложил основу живописного движения, которое позже будет называться фламандским романизмом и на которое сильно повлияло искусство Высокого Возрождения в Риме , в особенности Рафаэля , Микеланджело и их последователей. Вскоре после своей смерти Госсарт стал считаться первым голландским художником, писавшим картины на мифологические сюжеты в классическом стиле с обнажёнными фигурами. Он совершенствовал свою технику масляной живописи по примеру старых итальянских мастеров и вдохновлялся их знаменитыми произведениями.
Вероятно, именно Госсарт вдохновил своего ученика Яна ван Скорела на совершение долгого европейского тура. С той поры для нидерландских художников (включая и Рубенса и Ван Дейка ) стало обычаем совершать европейские путешествия.
Одной из значительных работ Госсарта, сохранившихся с того периода, является алтарь со «Святым Лукой, рисующим портрет Девы Марии» (Национальный музей, Прага), который он выполнил для гильдии живописцев Мехелена (ок. 1513—1514). Госсарт по-прежнему руководствовался фламандскими традициями и стилем интернациональной готики , особенно в изображении складок одежд и лиц фигур. Из итальянского искусства он заимствовал прямую линейную перспективу и классический архитектурный декор , а также различные мотивы античной скульптуры.
Мифологические сюжеты давали Госсарту возможность экспериментировать с изображением обнажённой натуры. Он основывал это не только на наблюдениях, осуществлённых им в Риме, но и на гравюрах современников, мастеров Северного Возрождения , таких как Альбрехт Дюрер (известно, что Дюрер положительно оценивал творчество Госсарта), а также на гравюрах Маркантонио Раймонди по рисункам Рафаэля. Госсарт также использовал небольшие скульптуры Конрата Мейта, художника немецкого происхождения, который работал при дворе Маргариты Австрийской в Мехелене. Важное значение имело творчество Якопо де Барбари , итальянского художника, работавшего в Германии. В частности, его теория пропорций тела человека (эта рукопись Барбари считается утерянной) .
Картины, созданные Госсартом до его итальянского путешествия — «Поклонение волхвов» ( Касл-Ховард , Великобритания), «Портрет детей Генриха VII» ( Хэмптон-корт , Лондон), «Мироносицы» и «Се человек» ( Рейксмюсеум , Антверпен), алтарный образ в галерее Пражского общества любителей искусства — схожи по своему характеру с произведениями Квентина Массейса . Характерными также являются « Даная » и «Мадонна на троне», находящиеся в мюнхенской « Старой пинакотеке », «Нептун и Амфитрита» из Берлинского музея.
В санкт-петербургском Эрмитаже хранится центральная часть триптиха Яна Госсарта « Снятие с креста » .
Галерея
-
Колизей в Риме. 1509. Бумага, перо, сепия. Берлинская картинная гелерея
-
Падение. Бумага, перо, чернила. Альбертина, Вена
-
Аллегория Юстиции. Серая бумага, перо, чернила, белила. Альбертина, Вена
-
Мадонна с Младенцем и святыми. Ок. 1511. Бумага, итальянский карандаш. Рейксмюсеум, Амстердам
-
Мадонна, целующая Младенца. Офорт. Альбертина, Вена
-
Мадонна с Младенцем. Ок. 1530. Дерево, масло. Частное собрание
-
Мадонна с Младенцем. Холст, масло. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон
-
Портрет принцессы (?). 1520-е. Дерево, масло. Национальная галерея , Лондон
-
Поклонение волхвов. 1510—1515. Дерево, масло. Национальная галерея , Лондон.
-
Снятие с креста. Центральная часть триптиха. 1520—1521. Холст (переведено с дерева). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Метаморфоза Гермафродита и Салмакиды. Ок. 1517. Дерево, масло. Музей Бойманса-ван Бёнингена . Роттердам
-
Мужской портрет. 1520-е. Дерево, масло. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва
-
Святое семейство. 1-я треть XVI в. Дерево, масло. Национальный музей древнего искусства , Лиссабон
-
-
-
Портрет Генриха III, графа Нассау-Бреды. Ок. 1516. Дерево, масло. Музей Кимбелла, Техас, США
-
Примечания
- ↑ , с. 80.
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
- Weisz Е. Jan Gossart gen. Mabuse, sein Leben und seine Werke: ein monographischer Versuch und Beitrag zur Geschichte der Vlämischen Malerei in der ersten Hälfte des XVI. Jahrhunderts, Vereinigte Friedrichs-Universität Halle-Wittenberg. Philosophische Fakultät, Diss. Doct. Phil., 1912. Halle a/d Saale, 1912; Friedrich Winkler. Die Altniederländische Malerei. Die Malerei in Belgien und Holland von 1400—1600. — Berlin, 1924
- Early Italian Engravings from the National Gallery of Art. JA Levinson (ed). — Washington: National Gallery of Art, 1973. — LOC 7379624
- Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 121—122
Избранные работы
- «Святой Антоний с донатором», 1508;
- «Портрет членов высшего совета»;
- «Поклонение волхвов», 1500—1515. Национальная галерея , Лондон ;
- «Нептун и Амфитрита», 1516. Картинная галерея Берлин ;
- «Портрет Генриха III», 1516—1517;
- « Снятие с креста », 1520—1521. Эрмитаж , Санкт-Петербург ;
- «Автопортрет», 1515—1520;
- «Мадонна с младенцем», 1517;
- «Мадонна с младенцем», 1515—1520;
- «Молодая девушка с астрономическими инструментами», ок. 1520. Национальная галерея, Лондон;
- «Адам и Ева», 1520;
- «Адам и Ева», 1525;
- «Пожилая пара», 1510—1522;
- « Святой Лука, пишущий Марию », ок. 1520. Музей истории искусств , Вена ;
- «Портрет бенедиктинца», 1525—1530;
- «Портрет мужчины с чётками», 1525—1530;
- « Даная », 1527. Старая пинакотека , Мюнхен ;
- «Мадонна с младенцем», ок. 1527;
- «Двойной портрет», 1525—1532;
- «Мужской портрет», ок. 1530;
- «Мадонна с младенцем», 1531;
- « Христос между Девой Марией и Иоанном Крестителем », 1510—1515. Прадо , Мадрид
- «Лукреция», 1534.
См. также
Литература
- Мировое искусство (Мастера Северного Возрождения) ISBN 5-9603-0038-9 . / Сост. И. Г. Мосин. — Санкт-Петербург: «ООО СЗКЄО «Кристалл», 2006. — С. 174. — 176 с. —
Ссылки
- от 20 декабря 2019 на Wayback Machine .
- 2020-12-31
- 1