Отдых на пути в Египет (картина ван Дейка)
- 1 year ago
- 0
- 0
Игра в шахматы ( нидерл. De schaakspelers ) — одно из первых произведений нидерландской жанровой живописи, атрибутируется художнику Лукасу ван Лейдену ( нидерл. Lucas van Leyden, 1494—1533 ). На картине представлена единственная дошедшая до нашего времени позиция в курьерских шахматах .
Картина атрибутируется нидерландскому художнику Лукасу ван Лейдену, которому в год её создания (1508) было только четырнадцать лет. Он был пионером нидерландской жанровой живописи, другими его известными жанровыми работами, близкими к «Игре в шахматы» по сюжету, были «Игроки в карты» (различными картинами художника на эту тему обладают: Париж , Лувр , эту картину относят также к 1508 году; Национальная галерея искусств, Вашингтон ; Wilton House, Salisbury; Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид ).
«Игра в шахматы» Ван Лейдена была приобретена в 1874 году Берлинской картинной галереей ( нем. Gemäldegalerie ) из коллекции Barthold Suermondt . Перед Второй мировой войной картина являлась частью коллекции музея кайзера Фридриха в Берлине. В 1943 году из-за бомбардировок союзников коллекция была перемещена в бомбоубежище на Донхоффштрассе, а затем — в бункер вблизи Александерплац . В марте 1945 года началась эвакуация коллекции. Картины были спрятаны в соляной шахте под Эрфуртом на глубине 1609,58 метров. В ноябре 1945 года картина оказалась в США , хранилась в Национальной художественной галерее Вашингтона . В начале 1948 года картина вернулась на родину, где первоначально была выставлена в зале «Хаус дер Кунц» в Мюнхене .
За шахматной доской сошлись девушка и мужчина средних лет. Он проигрывает партию и чешет себе затылок в затруднении. Вокруг толпятся зеваки, оживлённо беседующие между собой. Пожилой персонаж один пристально следил за ходом партии и продолжает смотреть на доску. Основываясь на соотношении возрастов героев картины и их социальном положении, было выдвинуто предположение, что она изображает партию между женихом и невестой в присутствии её отца и родственников будущих супругов .
Персонажи типичны для ранних работ художника, где он изображал представителей бюргерства , однако их костюмы содержат элементы придворной моды . Фигуры изображены в неудобных позах, у них короткие пухлые руки, лица второстепенных персонажей лишь частично видны .
Правила в курьерских шахматах , изображённых на картине, отличались от современных . Доска была размером двенадцать на восемь клеток. Буквенной и цифровой разметки доски в этой разновидности шахмат в XVI веке не существовало; записанных шахматной нотацией партий курьерских шахмат этого времени до нас не дошло (на реконструкциях позиции на картине ван Лейдена принято вопреки современным правилам размещать чёрные фигуры в нижней части диаграммы ).
Король (чёрный на g4 , белый на е3 ) по правилам курьерских шахмат не мог использовать рокировку . Во всём остальном на него распространяются современные правила. Ладья ( g3 ) и конь ( i6 ) передвигались по современным правилам. Пешка не имела права первого хода на две клетки (кроме хода в самом начале партии), при достижении конца доски могла превратиться только в «королеву» . «Курьер» (белый на g6 , чёрный на e1 ) — современный слон : ходил на любое число клеток по диагонали . Он считался самой сильной фигурой. «Епископ» (чёрный на e7 ) ходит только на две клетки по диагонали, но может перепрыгнуть фигуру на своем пути. «Королева» (белая — b2 , чёрная — d5 ) — только на одну клетку по диагонали. «Мудрец» (чёрный на k3 , частично его закрывает рука девушки) ходит как король, но может быть съеден, как любая другая фигура .
На картине представлена позиция, в которой по правилам курьерских шахмат XVI века борьба ещё должна продолжаться: королева ходит только на одну клетку по диагонали, поэтому партия не заканчивается матом (последний ход чёрных — Лg3+ ), как это было бы в современных шахматах, однако преимущество чёрных бесспорно (в позиционном и материальном плане).