Interested Article - Мотидзуки, Юко

Юко Мотидзуки ( яп. 望月優子 Мотидзуки Юко ), настоящее имя: Миэко Судзуки ( яп. 鈴木美枝子 Судзуки Миэко ); родилась 28 января 1917 года в Йокогоме , префектура Канагава , Япония — умерла 1 декабря 1977 года . Японская характерная актриса театра и кино, политик. Представляла Японскую социалистическую партию в Палате представителей (c 1971 по 1977 гг.) .

Биография

Ранние годы

Родившаяся в Йокогаме Миэко Судзуки (таково её настоящее имя) была незаконнорожденным ребёнком и в трёхлетнем возрасте попала в приёмную семью токийского бизнесмена . В 1930 году после окончания начальной школы (Tokyo Metropolitan Shinobu Oka High School в Асакусе , Токио ) в двенадцатилетнем возрасте она начала принимать участие в танцевальных ревю и драматических спектаклях, изменив имя на Мико Мотидзуки . В течение десяти лет молодая Миэко выступала в «Асакуса Казино» и «Синдзюку Мулен Руж» . Обе труппы специализировались на лёгких комедиях, обожаемых довоенными интеллектуалами . С 1940 года начала работать в других театральных труппах. В 1942 году вышла замуж за литератора Сигэо Судзуки, с которым её познакомил известнейший писатель Ясунари Кавабата . После войны, в 1947 году вместе с актёрами Осаму Такидзава , Дзюкити Уно , Тиэко Хигасияма и др. была одной из основательниц труппы нового театра «Мингэй» , где сыграла различные драматические роли классического репертуара.

Карьера в кино

Мотидзуки пришла в кинематограф тридцатилетней, к тому моменту имея довольно внушительный театральный опыт. В 1948 году она вошла в штат кинокомпании « Сётику » и её творчество переместилось со сцены на киноэкран. Дебютировала в кино под своим театральным псевдонимом Мико Мотидзуки небольшой ролью в музыкальном фильме режиссёра Минору Сибуя «Четвёртая леди» (1948). Только после десятка сыгранных киноролей, актриса в 1952 году вновь поменяет своё имя на то, под которым мы её теперь знаем. В титрах музыкальной комедии «Птичка певчая» (1952) впервые будет написано — Юко Мотидзуки.

Очень разносторонняя актриса, которая могла справиться практически с любой ролью, хотя наиболее ей удавались роли несчастных матерей . Её первой крупной работой стала роль матери в драматической истории, рассказанной в фильме Кэйсукэ Киноситы « Японская трагедия » ( 1953 ). Мотидзуки проникновенно исполнила роль Харуко, матери, совершившей самоубийство после того как её оставили бессердечные дети послевоенного поколения. За исполнение этой роли Мотидзуки получила первую в своей кинокарьере награду — премию «Майнити» Лучшей актрисе 1953 года .

Уже на следующий год Юко Мотидзуки была удостоена очередной награды, премии «Голубая лента» за лучшее исполнение женской роли второго плана в психологической ленте о четырёх подругах, женщинах средних лет, — « Поздние хризантемы » (роль Томи, 1954 , реж. Микио Нарусэ ).

Следующим триумфом в актёрской карьере Мотидзуки стал образ крестьянки Ёнэ, матери двоих детей, которая в финале фильма кончает с собой, когда ей приказывают явиться в полицию в связи с нарушением ею закона о рыбной ловле (« Рис », 1957 , реж. Тадаси Имаи ). И вновь премия «Голубая лента» Лучшей актрисе 1957 года . Похожую роль Мотидзуки сыграла в 1959 году в киноленте режиссёра Сацуо Ямамото « Песня тележки » (в советском прокате — «Песня о тележке»). Как отмечает известный японский кинокритик Акира Ивасаки : «... актриса очень точно и тепло исполняет роль героини. Сэки в исполнении Юко Мотидзуки — типичная крестьянская женщина, упорная, трудолюбивая, никогда не впадающая в отчаяние, несмотря на ярмо семьи и тиранию мужа» .

Актриса Юко Мотидзуки на протяжении двадцатилетней карьеры в кинематографе снялась более чем в 80-ти кинолентах и доказала универсальность своего дарования, появляясь на экране в более романтичных и комических ролях. Такова например её героиня Юки, озорная и вместе с тем серьёзная сестра заглавной героини музыкальной комедии « Кармен возвращается на родину » ( 1951 , реж. Кэйсукэ Киносита). Снималась актриса и в слезливых мелодрамах (трилогия « Твоё имя », 1953-54, реж. Хидэо Ооба ), и в мистических ужастиках (« Кайдан », 1964 , реж. Масаки Кобаяси ).

С конца 1960-х годов Юко Мотидзуки перестала сниматься в кино, сконцентрировавшись на общественной и политической деятельности. Ещё работая в кинематографе, актриса сблизилась с режиссёрами-коммунистами, такими как Сацуо Ямамото , Тадаси Имаи , Хидэо Сэкигава и др. Однако Мотидзуки, скептически относившаяся к возможности революции в Японии, в компартию вступать отказалась . Но вступила в Социалистическую партию Японии , от которой в 1971 году баллотировалась в Палату представителей и была избрана на один срок. Была председателем специального комитета по возвращению Окинавы . На следующих выборах 1977 года не была переизбрана . Умерла в конце того же года в возрасте 60-ти лет от рака лёгких . Похоронена на муниципальном кладбище Тама, расположенном в самом центре Токио .

Юко Мотидзуки автор нескольких книг мемуаров и книг другого содержания, например о проблемах женщин: «Живу любовью и актерством», «Будь матерью, будь женщиной» и др .

Интересные факты

  • Младшая сестра (中村雅子) также стала актрисой. Сёстры вместе играли в киноленте Тадаси Имаи «Рис», где Масако Накамура сыграла Тиё (по сюжету дочь героини Юко Мотидзуки).
  • Зятем Юко Мотидзуки (муж Масако Накамуры) был известный актёр Ёси Като , который в том же «Рисе» сыграл мужа героини Юко Мотидзуки и соответственно отца героини Масако Накамуры (своей жены по-жизни).

Премии и номинации

Кинопремия «Майнити»
  • 8-я церемония награждения (за 1953 год) — приз лучшей актрисе года — фильм «Японская трагедия» (реж. Кэйсукэ Киносита) .
Кинопремия «Голубая лента»
  • 5-я церемония награждения (за 1954 год) — премия за лучшую женскую роль второго плана: фильм «Поздние хризантемы» (реж. Микио Нарусэ) .
  • 8-я церемония награждения — премия лучшей актрисе 1957 года: фильм «Рис» (др. назв. — «Люди риса», реж. Тадаси Имаи) .

Фильмография

Избранная фильмография актёрских работ в кино Юко Мотидзуки
Год Русское название Оригинальное название Название на ромадзи Английское название в международном прокате Режиссёр Роль
1940-е годы
1948 « » 四人目の淑女 Shi hitome no shukujo The Fourth Lady Минору Сибуя Юми
1949 « » 朱唇いまだ消えず Shushin imada kiezu Traces of Rouge Минору Сибуя Мацу-тян
1950-е годы
1950 « » 初恋問答 Hatsukoi mondō First Love: Questions and Answers Минору Сибуя Тосико
« » 夢を召しませ Yume o meshimase Just Dream Юдзо Кавасима Тики
1951 « » 海を渡る千万長者 Umiowataru senbanchōja Харуко Ханамура
« Кармен возвращается домой » カルメン故郷に帰る Karumen kokyô ni kaeru Carmen Comes Home Кэйсукэ Киносита Юки Аояма
« » 熱砂の白蘭 Nessa no byakuran White Orchid of the Desert Кэйго Кимура Ёсиэ
« » 男の哀愁 Otoko no aishu The Sorrow of Man Тадао Икэда Тоё
« » 自由学校 Jiyû gakkô School of Freedom Минору Сибуя тётка в пансионе
« » 母を慕いて Haha o shitaite The Foster Mother Тиё
1952 « » 陽気な渡り鳥 Yôkina wataridori Кодака
« » この春初恋あり Kono haru hatsukoi ari Сюнкай Мидзухо госпожа Кайэда
« » 息子の花嫁 Musuko no hanayome My Son's Bride Сэйдзи Маруяма Саку
« » 相惚れトコトン同志 Aibore tokoton doshi A Couple Very Much in Love Юдзо Кавасима жена Нёбо
« Современный человек » («Современные люди») 現代人 Gendai-jin The Moderns Минору Сибуя гейша
« » 美女と盗賊 Bijo to tōzoku The Beauty and the Thief Кэйго Кимура Сооко
« Вкус риса с зелёным чаем » お茶漬けの味 Ochazuke no aji The Flavor of Green Tea over Rice Ясудзиро Одзу Сигэ Хираяма
« » カルメン純情す Karumen junjô su Carmen Falls in Love Кэйсукэ Киносита сутенёрша
« » 明日は月給日 Asu wa gekkyubi Tomorrow Is Payday Юдзо Кавасима Нацуё
« » あの手この手 Ano te kono te This Way, That Way Кон Итикава госпожа Норо
1953 « » 新東京行進曲 Shin Tokyo koshin-kyoku New Tokyo March Юдзо Кавасима Тоси Огава
« » 姉妹 Shimai Цуруо Ивама Рэйко Такаги
« Японская трагедия » 日本の悲劇 Nihon no higeki A Japanese Tragedy Кэйсукэ Киносита Харуко Иноуэ
«---» ひばりの悲しき瞳 Hibari no kanashiki hitomi Сюнкай Мидзухо Цуя Саката
« Твоё имя » 君の名は Kimi no na wa What Is Your Name? Хидэо Ооба Нобуэ, тётя Матико
« Твоё имя. Часть II » 君の名は 第二部 Kimi no na wa dai ni bu What Is Your Name? Part II Хидэо Ооба Нобуэ, тётя Матико
« » (выпуск на экран — 1956) 壁あつき部屋 Kabe atsuki heya The Thick-Walled Room Масаки Кобаяси жена Хамады
1954 « » 女の園 Onna no sono The Garden of Women Кэйсукэ Киносита хозяйка пансионата
« » 狂宴 Kyōen Orgy Хидэо Сэкигава Тобисима
« » 恋愛パトロール Renai patorōru Манао Хориути Киё Фукуи
« Твоё имя. Часть III » 君の名は 第三部 Kimi no na wa dai san bu What Is Your Name? Part III Хидэо Ооба Нобуэ, тётя Матико
« » 裸形家族 Rakei kazoku Сюнкай Мидзухо Сино Сугихара
« Поздние хризантемы » 晩菊 Bangiku Late Chrysanthemums Микио Нарусэ Томи
« Три любви » 三つの愛 Mittsu no ai Three Loves Масаки Кобаяси мать Фуми
1955 « Сёстры » 姉妹 Shimai Sisters Миёдзи Иэки Исида
« » («Мать») おふくろ Ofukuro Mother Сидзука Огура
« » («Сарариман») サラリーマン 目白三平 Sararīman mejiro sanpei Salaryman Фумико Цума
« Сверстники » たけくらべ Takekurabe Adolescence, Growing Up Twice, Child’s Play Хэйноскэ Госё мать Соно
« » («Сарариман 2») サラリーマン 目白三平 Zoku sararīman mejiro sanpei Salaryman. Part II Фумико Цума
« » 次郎物語 Jirō monogatari The Tale of Jiro Хироси Симидзу Тамико
« » 不良少年の母 Furyō shōnen no haha Эйити Коиси Макико
1956 « » 白い橋 Shiroi hashi The White Bridge Хидэо Ооба Тосико
« » («Пылающий закат») 夕やけ雲 Yûyake-gumo Farewell to Dream Кэйсукэ Киносита Осин, мать Ёити
« » 屋根裏の女たち Yaneura no onna-tachi Кэйго Кимура Окин
« » 花嫁募集中 Hanayome boshū-chū Bride Wanted Ёситаро Номура Тика Охара
« » (фильм в двух частях) 朱と緑 Shu to midori Red and Green Нобору Накамура Тамико Фунасэ
1957 « » 正義派 Seigiha The Righteous Ones Минору Сибуя Охару
« Рис » («Люди риса») Kome The Rice People Тадаси Имаи Ёнэ Ясуда
« » («Сарариман 3») 目白三平物語 うちの女房 Mejiro Sanpei monogatari: Uchi no nyôbô Salaryman. Part III Хидэо Судзуки Фумико Цума
« » 抱かれた花嫁 Daka reta hanayome Ёсиаки Бансё Фуса Сасаки
« » («Дети у реки») うなぎとり Unagitori Children by the River
1958 « » 負ケラレセン勝マデハ Makeraremasen katsu made wa I Can’t Give Up Сиро Тоёда Хацу
« » 悲しみは女だけに Kanashimi wa onna dakeni Sorrow Is Only for Women Канэто Синдо Кунико
« Легенда о Нараяме » («Баллада о Нараяме») 楢山節考 Narayama bushikô The Ballad of Narayama Кэйсукэ Киносита Тамаян
« Сочинение брата и сестры » つづり方兄妹 Tsuzurikata kyodai Teaching Them How to Write / The Child Writers Мицу
« » 真昼の惨劇 Mahiru no sangeki Кихо Номура Аки Хираи
« » 野を駈ける少女 No o kakeru shōjo Farewell to Summer Кадзуо Иноуэ Кадзу (мать Ноэ)
1959 « Песня тележки » (в советском прокате — «Песня о тележке») 荷車の歌 Niguruma no uta The Cart Song Сацуо Ямамото Сэки
« Улица любви и надежды » 愛と希望の街 Ai to kibô no machi A Town of Love and Hope Нагиса Осима Кунико
1960-е годы
1960 « » («Сарариман 4») サラリーマン目白三平 女房の顔の巻 Sararīman mejiro sanpei nyōbō no kao no maki Salaryman. Part IV Хидэо Судзуки Фумико Мэдзиро
« » («Сарариман 5») サラリーマン目白三平 亭主のためいきの巻 Salary man Mejiro Sanpei: Teishu no tameiki no maki Salaryman. Part V Хидэо Судзуки Фумико Мэдзиро
« » 暴れん坊大将 Abarenbō taishō The Roughneck General
« » 母桜 Haha sakura Хирому Эдагава Масако Онода
1961 « » 草を刈る娘 Kusawokaru musume The Grass-Cutters / The Grass-Mowers Тамэко
« Осень в семье Кохаягава » 小早川家の秋 Kohayagawa-ke no aki The End of Summer Ясудзиро Одзу крестьянка
« » 二人の息子 Futari no musuko Two Sons мать
1962 « » 悲しみはいつも母に Kanashimi wa itsumo haha ni Sorrow Is Always for Mother Нобуо Накагава Фуми Одзаки
1964 « » 喜劇 陽気な未亡人 Kigeki: Yôki-na mibôjin Comedy Merry Widow Сиро Тоёда Хамако Огата
« Кайдан » (новелла «Снежная женщина») 怪談 (雪女) Kaidan (episoーdo "Yuki-Onna") Kwaidan / Ghost Stories (segment "Snow Woman") Масаки Кобаяси мать Минокити
1966 « » ヒロシマ一九六六 Hiroshima ichi kyū roku roku Косэй Сираи Сино Кавамура
1967 « » («Жизнь без конца») 終りなき生命を Owarinaki inochi o The Will to Live Кэндзи Ёсида Хацу Когами
« » («Вспышка молнии») 稲妻 Inazuma Lightning Хидэо Ооба Сэйко
1968 « » ヒロシマの証人 Hiroshima no shōnin Кадзухико Саймура Митико
1969 « » 赤毛 Akage Red Lion Кихати Окамото Умэ

Комментарии

  1. В советском прокате фильм демонстрировался с июля 1960 года, р/у Госкино СССР № 1281/59 — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Художественные фильмы», М.: «Искусство»-1963, С. 315.
  2. В советском прокате фильм демонстрировался с февраля 1962 года под названием «Песня о тележке», р/у Госкино СССР № 1159/61 — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Художественные фильмы», М.: «Искусство»-1963, С. 238.

Примечания

  1. от 20 марта 2016 на Wayback Machine 歴史が眠る多磨霊園 (яп.)
  2. на сайте Китайской энциклопедии Huárén bǎikē (華人百科) (кит.)
  3. (недоступная ссылка) на BitTorrent-трекере Wújí diànyǐng wǎng (无极电影网) (кит.)
  4. от 2 июля 2017 на Wayback Machine в блоге Hatena (はてな) (яп.)
  5. от 26 февраля 2022 на Wayback Machine Joseph L. Anderson, Donald Richie. The Japanese Film: Art and Industry. Princeton, N.J. : Princeton University Press, ©1959. P. 405. (англ.)
  6. Акира Ивасаки , «Современное японское кино», 1958, (перевод с японского 1962, Переводчики: Владимир Гривнин, Л. Левин), — М.: Искусство, 1962, С.524. (стр. 258) (рус.)
  7. от 26 августа 2016 на Wayback Machine наиболее полная фильмография на сайте журнала « Кинэма Дзюмпо » (яп.)
  8. от 20 декабря 2016 на Wayback Machine (яп.) на официальном сайте премии «Майнити»
  9. от 26 февраля 2022 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
  10. на сайте IMDb (англ.)
  11. от 16 февраля 2017 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
  12. от 14 ноября 2016 на Wayback Machine на сайте JMDb (Japanese Movie Database) (яп.)
  13. от 18 мая 2017 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)

Ссылки

Литература

  • Акира Ивасаки , «Современное японское кино», 1958, (перевод с японского 1962, Переводчики: Владимир Гривнин, Л. Левин), — М.: Искусство, 1962, С.524.
  • Joseph L. Anderson, Donald Richie. The Japanese Film: Art and Industry. Princeton, N.J. : Princeton University Press, ©1959. P. 405.
Источник —

Same as Мотидзуки, Юко