Грязнов, Иван Никифорович
- 1 year ago
- 0
- 0
«Старец Василий Грязнов» — это история, факт, восстановленный по подлинным документам судебного следствия. Жизнь Василия Грязнова показана фактически, эпически, а не сюжетно.
«Ста́рец Васи́лий Грязно́в» — советский немой чёрно-белый фильм 1924 года режиссёра Чеслава Сабинского по сценарию главного редактора журнала « Атеист » И. А. Шпицберга , автора брошюры «Святой Василий Грязнов. Защита подмосковных акул текстильной промышленности».
Основанная на реальной истории антирелигиозная картина о Василии Павлово-Посадском (Грязнове) , чья канонизация была прервана 1917 годом , о судебном разбирательстве 1920 года, установившего факты его мошенничества с мощами . В 1999 году РПЦ канонизировала его в святые .
Первые годы Советской власти. В народном суде слушается дело о мошенничестве — купцы и духовенство пытаются создать культ «святого угодника» Василия Грязнова , однако о его деяниях выясняются интересные подробности.
Кандидат в святые оказывается местным бандитом, но очень набожным. Накопив денег и женившись на сестре текстильного фабриканта Лабазина , становится его близким компаньоном. Жестоко эксплуатируя рабочих он, не отходя от дел по управлению фабрикой, став купцом первой гильдии , самоназывается «чудотворцем» и пользуется религией для подавления назревающего протеста рабочих, призывая их угомониться и потерпеть.
После его смерти наследница его состояния, при содействии купечества и духовенства, выдумав «чудеса» и мумифицировав «мощи», подаёт документы на канонизацию и открытие монастыря с мощами «святого праведника». И только Октябрьская революция мешает этой затее.
Велась подготовка к производству новых святых. Одним из таковых был «старец» Василий Грязнов. В молодости— разбойник, громила, а после стал крупным предпринимателем и подмосковным капиталистом. Дело о мошеннической инсценировке его культа было раскрыто выездной сессией московского народного суда в октябре 1920 г.
— Религия и октябрьская революция / Борис Павлович Кандидов . — 1932. — 108 с. — стр. 14
16 октября 1920 года состоялся показательный суд над Ольгой Лабазиной и игумений Алевтиной, которых обвинили «в мошеннической инсценировке культа бандита, скопца, купца» с целью «эксплуатации отсталых масс на почве религиозных суеверий».
Среди исследованных по делу материалов были подлинное завещание Грязнова датированное 1868 годом, заверенное нотариусом Гадуковым в Москве, по которому половина доли Грязнова в совместной с купцом Лабазиным фирме завещалось родственникам, в итоге миллионершей стала Ольга Лабазина, которая организовала общину и инициировала канонизацию, в доказательство она составила «Житие» Грязнова, где указывала 12 чудес, якобы им совершённых, в том числе — вылечил головную боль квасом; по его совету горбатая девушка искупалась в реке и горб исчез и т. п.
Картина «Явление св. Сергия Радонежского Василию Грязнову» (ныне в собрании ГМИР ) названа: «мошенническая инсценировка разговора капиталиста Грязнова с неким святителем с неба».
Для изобличения якобы доброго отношения Грязнова к рабочим было представлено «Общее расписание» фабрики, где среди прочих, жёстких даже для того времени правил («за опоздание на 15 мин. — вычет как за весь день»), под угрозой денежного штрафа рабочим вменялось в обязанность посещение церкви.
Отдельно была проведена экспертиза « мощей » — два пальца Грязнова, которые после его смерти были отделены от тела по указанию Лабазина, — их исследовал профессор П. С. Семеновский , давший заключение, что эти останки мумифицированы с помощью розового масла .
В 1999 году Священный Синод РПЦ канонизировал Василия Грязнова в лике местночтимых святых Московской епархии, мощи покоятся в крипте Покровско-Васильевского мужского монастыря в Павловском Посаде. Считается покровителем предпринимателей, при этом в программе «Святая правда» протоиерей Андрей Ткачев назвал его «святым рабочих окраин».
Одним из примеров антирелигиозного фильма, направленного на критику православия, является кино-картина Чеслава Сабинского «Старец Василий Грязнов». Фильм был направлен на обличение церковных авантюр. Василий Грязнов, причисленный к лику святых, показан как душегуб и грабитель. В целом, духовенство показано развратным и корыстным, а религия — лишь средство для обогащения.
— Любимова О. В. — // Научный журнал, 2019