Фонофильм Фореста
- 1 year ago
- 0
- 0
Фонофильм Фореста , Фонофильм ( англ. Phonofilm ) — одна из первых систем звукового кино с оптической совмещённой фонограммой на киноплёнке . Технология, разработанная Ли де Форестом в начале 1920-х годов, обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора , за счёт использования общего носителя . Стандарт не получил распространения из-за низкого качества звука, но стал основой для последующих систем. Совмещённые фильмокопии с фонограммой «Фонофильм» не поддерживаются современными кинопроекторами из-за невысокой частоты проекции 16 кадров в секунду, характерной для немого кино . Кроме того, смещение звуковой дорожки обратно нынешнему стандарту SMPTE , и рассчитано на расположение звукоблока перед кадровым окном, а не после него.
В 1919 и 1920 годах изобретатель первого триода «Аудион» подал патентные заявки на систему звукового кино «Фонофильм Фореста» ( англ. DeForest Phonofilm ) с записью звука и изображения на общий носитель. Система предусматривала запись звука на киноплёнку с изображением при помощи дорожек переменной оптической плотности . Изобретение было основано на усилителях звука финского инженера Эрика Тигерштедта и запатентованной в 1919 году в Германии системе « Триэргон » ( нем. Tri-Ergon ) . От немецкого аналога «Фонофильм» выгодно отличался использованием стандартной 35-мм киноплёнки, пригодной для проката в большинстве кинотеатров. Однако, качество звука было по прежнему низким и не шло ни в какое сравнение с более поздними системами « Вайтафон », « Мувитон » и « Фотофон » ( англ. Vitaphone, Fox Movietone, RCA Photophone ). Поэтому, компанией Де Фореста было снято небольшое количество короткометражных кинокартин, предназначенных, главным образом, для привлечения внимания крупнейших киностудий Голливуда .
15 апреля 1923 года в нью-йоркском кинотеатре «Риволи» состоялась премьера 18 короткометражных звуковых фильмов, снятых по системе Де Фореста, главным образом, с музыкальными и балетными номерами . В 1924 году эта технология использована при создании звукового документального ролика о Конгрессе демократической партии США , с участием Франклина Рузвельта . Благодаря изобретению Де Фореста Келвин Кулидж стал первым американским президентом , голос которого остался в кинообращении, снятом 11 августа 1924 года. Несмотря на все успехи, проект так и не вызвал интереса ни у одной из киностудий . Качество звука было неприемлемым для профессионального кино из-за технического несовершенства системы. Кроме того, после прошедших в Нью-Йорке премьер, начался конфликт с соавтором Фореста — Теодором Кейсом, возмущённым отсутствием каких-либо упоминаний о нём в титрах фильмов и на афишах . Кейс, впоследствии разработавший систему звукового кино «Мувитон», не без оснований считал себя автором многих важных технических решений, использованных в «Фонофильме».
В результате, не получив ни одного заказа от киностудий, Де Форест приступил к самостоятельному прокату отснятых звуковых картин в независимых кинотеатрах, не контролируемых Голливудом . Компания Paramount Pictures в качестве эксперимента сняла всего два фильма с фонограммой стандарта «Фонофильм»: «Беладонна» и «Крытый фургон». Однако, основной прокат этих картин шёл в немом варианте, а демонстрация со звуком прошла только во время премьеры в нескольких кинотеатрах. Первая часть фильма « Нибелунги » была также снабжена фонограммой системы Де Фореста, которую услышали только зрители премьеры в единственном Нью-Йоркском кинотеатре. Одним из немногих фильмов, состоящих из двух частей с таким звуком, была картина «Сладкая песня любви» с Уной Меркель в главной роли . Одной из проблем технологии до конца её использования оставались сбои звука при смене поста кинопроекции . Поэтому, длина большинства картин Де Фореста не превышала одной стандартной части в 300 метров, соответствующих 15 минутам экранного времени.
Отчаявшись продать свою технологию в США, Де Форест начал распродавать созданное оборудование кинотеатрам, пытавшимся перейти на звуковое кино без больших капиталовложений. Воспользовавшись финансовыми трудностями изобретателя, в июне 1927 года голливудский продюсер Патрик Пауэрс попытался захватить права на систему «Фонофильм». Он уговорил бывшего техника компании создать аналогичную систему под названием « Пауэрс Синефон » ( англ. Powers Cinephone ). Впоследствии Пауэрсу удалось убедить Уолта Диснея использовать её для нескольких мультфильмов, таких как « Пароходик Вилли ». Позднее использование «Синефона» продолжилось в малобюджетных вестернах и мультсериалах « Микки Маус » и « Silly Symphonies », включая « Цветы и деревья ».
Наибольшее количество фильмов по системе «Фонофильм» снято в Великобритании , где права на изобретение всё же были куплены кинопрокатчиком М. Шлезингером. Всего снято более двухсот фильмов в этом стандарте, использовавшемся также в Австралии , Испании и Латинской Америке .
Главным источником большинства проблем «Фонофильма» была модуляция света непосредственной подачей пульсирующего тока звуковой частоты на лампу накаливания . Инерционность таких ламп сужала записываемый диапазон частот , делая речь и звуки неразборчивыми. При этом лампы, работающие в таком режиме, быстро перегорали. Аналогичные недостатки были у звукочитающей системы, в основе которой были фоторезисторы с сопоставимой инерционностью. В результате на выходе системы практически отсутствовали высокие частоты, определяющие не только качество, но и разборчивость звука.
Плавность звука ухудшалась расположением звукоблока впереди кадрового окна кинопроектора: при этом разделение прерывистого и непрерывного движения киноплёнки затруднялось, вызывая заметную детонацию . Позднее Де Форест использовал вместо фоторезистора изобретённый в лабораториях Кейса фотодиод на основе сульфида таллия , с более выгодной частотной характеристикой . Это несколько улучшило воспроизведение фонограмм, качество которых тем не менее оставалось низким. Проблемы модуляции были решены в последующих системах, использующих светоклапанные оптические модуляторы, и приблизившие возможности звукозаписи к пределу характеристик киноплёнки.
Частота киносъёмки и проекции 16 кадров в секунду, унаследованная системой от немого кино, также не способствовала высокому качеству звука. Скорость перемещения киноплёнки мимо звукозаписывающей и звукочитающей ламп была недостаточной для получения хороших частотных характеристик при доступной в те годы разрешающей способности фотоэмульсий . После принятия в 1926 году консорциумом кинокомпаний кадровой частоты 24 кадра в секунду в качестве стандарта для звуковых фильмов, нормальный показ кинокартин системы «Фонофильм» новыми звуковыми кинопроекторами стал невозможен.