Уралова, Евгения Владимировна
- 1 year ago
- 0
- 0
Евге́ния Влади́мировна Потопчина́ ( 11 (23) апреля 1881 — 23 февраля 1962 ) — российская актриса оперетты , певица ( сопрано ).
С 1908 года Евгения Потопчина выступала в антрепризе С. Н. Новикова в Санкт-Петербурге . Затем вышла замуж за импресарио Бориса Ефимовича Евелинова , они совместно основали в 1910 году труппу оперетты, которая с 1911 года выступала в здании бывшего театра Парадиз — в Никитском театре в Москве , получившим известность как Никитский театр Е. В. Потопчиной или Оперетта Потопчиной . Евгения Потопчина была примадонной этого театра оперетты.
Первый муж Потопчиной принадлежал к высшему аристократическому обществу, и выступать на сцене, кроме благотворительных концертов и спектаклей, по существующим в то время законам, Евгения Владимировна не могла. Выйдя замуж за Б. Евелинова, Потопчина смогла осуществить свою заветную мечту — стать профессиональной актрисой.
— О. П. Грекова-Дашковская . Театр Е. В. Потопчиной // В кн. «Старые мастера оперетты»
В 1919 году театр оперетты был закрыт постановлением Совета народных комиссаров . В здании бывшей Оперетты Потопчиной в 1920 году был создан ТЕРЕВСАТ — Театр Революционной Сатиры (он же — Театр Революции, а ныне — Театр имени Маяковского ).
В 1920 году Потопчина и Евелинов эмигрировали в Берлин , где открыли собственную антрепризу — кабаре «Карусель» на улице Курфюрстендамм . Затем Евелинов и Потопчина разошлись, и Потопчина перебралась во Францию, где сочеталась гражданским браком с Алексеем Клочковым, купцом 1 гильдии. Евелинов уехал в США, где и скончался, оставив Потопчиной наследство. На полученные средства она купила дом в Аньере на авеню Пинель .
В период жизни в Аньере на протяжении семи лет занималась с детьми церковно-приходской школы при храме Христа Спасителя (священником которого в ту пору был отец Мефодий (Кульман) ). Преподавала в церковной школе при храме, в течение многих лет устраивала детские спектакли .
Скончалась 23 февраля 1962 года. Похоронена под Парижем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .
Среди заметных опереточных партий Евгении Потопчиной:
Дуэт Дэзи и Ганса («Принцессе долларов» Лео Фалля) в 1908 года был записан Евгенией Потопчиной и для фирмы «Зонофон»; среди других ранних записей Потопчиной также несколько песен и романсов.
По словам Дона Аминадо , Евелинов
из задорной, забавной, шаловливой Потопчиной, напевавшей песенки и танцевавшей качучу, создал, сотворил настоящую звезду, из ряда выдающуюся опереточную примадонну. <…> Потопчина превзошла самоё себя, делала полные сборы, собирала всю Москву, притоптывала каблучками, танцевала венгерку, отделывала чардаш, уносилась в вальсах, щёлкала серебряными шпорами в « Мамзель Нитуш », заражала зал смехом и весельем в « Дочери мадам Анго » и насмешливо вторила жалобам тенора: « Сильва , ты меня не любишь, Сильва, ты меня погубишь…»
Современная ей критика писала .
Главная черта её таланта — заразительная жизнерадостность. Она создает образы. Её танцы — это какая-то песня, властно захватывающая вас.
Дарование Потопчиной-танцовщицы было отмечено кинорежиссёром Яковом Протазановым , снявшим её в документально-игровом фильме «Танго» ( 1914 ) .