«Во́лки и о́вцы»
— комедийная пьеса в пяти действиях
Александра Островского
. Пьеса написана в
1875 году
. Напечатана в журнале «
Отечественные записки
», № 11 за 1875 год. Впервые поставлена в Петербурге
8 декабря
1875 года в
Александринском театре
. 26 декабря того же года состоялась премьера в
Москве
, в
Малом театре
.
Сюжет
Действие комедии происходит в небольшом губернском русском городе в 1870-е годы.
Молодая, красивая и богатая вдова Купавина мечтает о счастье и любви. Она и не подозревает, какие страсти кипят вокруг неё. Многим не дает покоя её богатство, огромные лесные угодья, красивейшее имение.
Властная и честолюбивая помещица Мурзавецкая пытается завладеть собственностью Купавиной. Путём обмана, подлога Мурзавецкая пытается женить на ней своего беспутного племянника. Но появляется более хитрый, более расчётливый и умный человек, которому давно приглянулись и хорошенькая вдовушка, и её капиталы — это Беркутов, сосед Купавиной. Он вступает в решительный поединок с хитрецами и мошенниками — Мурзавецкой и её подобострастным окружением, направляя течение действия в нужное, выгодное только ему, русло. В результате он побеждает.
Персонажи
Сцена из спектакля
Саратовского театра драмы
Купавина —
Эльвира Данилина
, Мурзавецкая —
Валентина Федотова
Меропия Давыдовна Мурзавецкая
— девица лет 65-ти, помещица большого, но расстроенного имения; особа, имеющая большую силу в губернии
Аполлон Викторович Мурзавецкий
— молодой человек лет 24-х, прапорщик в отставке, племянник Мурзавецкой
Глафира Алексеевна
— бедная девица, родственница Мурзавецкой
Евлампия Николаевна Купавина
— богатая молодая вдова
Анфуса Тихоновна
— её тетка, старуха
Вукол Наумыч Чугунов
— бывший член уездного суда, лет 60-ти
Михаил Борисович Лыняев
— богатый, ожиревший барин, лет под 50, почетный мировой судья
Василий Иванович Беркутов
— помещик, сосед Купавиной; представительный мужчина, средних лет, с лысиной, но очень живой и ловкий
Клавдий Горецкий
— племянник Чугунова, красивый молодой человек, кудрявый, с румяным, загорелым лицом; одет в легком летнем сюртуке, застегнутом на все пуговицы; рубашка русская, цветная, без галстука; панталоны в сапоги.
Павлин Савельич
— дворецкий Мурзавецкой
Влас
— буфетчик Мурзавецкой
Корнилий
— лакей Мурзавецкого
Приживалки Мурзавецкой
Стропилин
— подрядчик
Лакеи Мурзавецкой
Лакей Купавиной
Столяр
Маляр
Постановки
Дореволюционные
8 декабря
1875 —
Александринский театр
(бенефис
Ф. А. Бурдина
, исполнявшего роль Лыняева; Мурзавецкая —
, Чугунов —
К. А. Варламов
, Беркутов —
А. А. Нильский
, Мурзавецкий —
Н. Ф. Сазонов
, Купавина —
, Анфуса — М. М. Александрова).
26 декабря 1875 —
Малый театр
(бенефис
Н. А. Никулиной
, исполнявшей роль Глафиры; Мурзавецкая —
Е. Н. Васильева
, Чугунов —
С. В. Шумский
, Беркутов —
Н. Е. Вильде
, Мурзавецкий —
М. П. Садовский
, Лыняев —
И. В. Самарин
, Горецкий —
Н. И. Музиль
, Купавина —
Г. Н. Федотова
, Анфуса —
Акимова
, Павлин —
).
1892
—
Театр Соловцова
(ныне
Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки
), Киев (Мурзавецкая — Шаровьева, Глафира — Немирович, Купавина — Самойлова, Чугунов —
Чужбинов
, Лыняев —
, Беркутов —
).
1894
—
Малый театр
(бенефис
М. Садовского
, исполнявшего роль Мурзавецкого; Мурзавецкая —
Федотова
, Глафира —
Лешковская
, Купавина —
Ермолова
, Анфуса —
Садовская
, Чугунов —
Музиль
, Лыняев —
А. Ленский
, Беркутов —
Южин
, Павлин —
Макшеев
, Горецкий —
).
1916
— Харьковский театр (реж.
Н. Н. Синельников
; Мурзавецкая —
Струкова
, Глафира — Леонтович, Чугунов —
А. Петровский
, Мурзавецкий — Путята, Купавина —
, Анфуса — Дубровская).
Пьесу также ставили Нижегородский, Ярославский, Самарский, Казанский и другие театры. Среди исполнителей:
Жулева
, Шебуева,
Медведева
(Мурзавецкая);
Яблочкина
,
(Глафира); Судьбинин,
Н. Яковлев
, Каширин (Мурзавецкий);
Климов
(Лыняев);
Давыдов
,
Правдин
(Чугунов) и др.
Постановки в СССР
Борис Кустодиев. Эскиз костюма Купавиной к пьесе А. Н. Островского «Волки и овцы».
1917
—
Малый театр
(спектакль возобновлялся в 1935, 1941, 1944 годах; режиссёры 1944 года —
П. Садовский
и
Б.Никольский
, худ.
Юон
; Мурзавецкая —
Яблочкина
,
Турчанинова
,
Пашенная
; Мурзавецкий —
Ильинский
,
Жаров
,
Светловидов
; Глафира —
Зеркалова
,
Еремеева
; Купавина —
Шатрова
; Анфуса —
Рыжова
,
Орлова
; Лыняев —
Светловидов
,
Рыжов
; Беркутов —
Ленин
; Чугунов —
Владиславский
; Павлин — Гремин).
1927
—
Московский драматический театр
(реж.
Сахновский
и
Волков
, худ. Крымов; Мурзавецкая — Нарбекова и
Борская
, Мурзавецкий —
Кторов
, Глафира —
В. Попова
, Купавина —
Жизнева
, Анфуса —
Блюменталь-Тамарина
, Лыняев — Борисов и
Зражевский
, Беркутов —
Бакшеев
и А. Хохлов, Чугунов —
Владиславский
, Горецкий —
Петкер
, Павлин —
Межинский
).
1927
—
Ленинградский театр драмы
(к 35-летию артистической деятельности
, исполнявшей роль Мурзавецкой; реж.
Л. С. Вивьен
, худ.
К. Кустодиев
— по эскизам
Б. Кустодиева
; Глафира —
Вольф-Израэль
, Купавина — Глебова, Мурзавецкий —
Горин-Горяинов
, Беркутов —
Юрьев
, Лыняев —
и
Зражевский
, Чугунов —
Певцов
, Анфуса —
Корчагина-Александровская
, Павлин — Жуковский).
1934
— Театр-студия под руководством
Ю. А. Завадского
(режиссёры Завадский и Чистяков, худ. Федотов, композитор Алыпванг; Глафира —
В. Марецкая
, Мурзавецкий —
Н. Мордвинов
и
Р. Плятт
, Лыняев —
О. Абдулов
).
1936
—
Театр имени Леси Украинки
(
Киев
; реж. К. Хохлов, худ. Духновский).
1936
—
Тбилисский русский драматический театр имени А. С. Грибоедова
(
Тбилиси
; реж. Рубин, худ. В. Иванов).
1937
—
Центральный театр Красной Армии
(Москва; (реж. А. М. Лобанов, худ. Пименов; Мурзавецкая —
, Мурзавецкий — Бельский, Глафира —
Д. Зеркалова
, Купавина — Куприянова, Беркутов —
А. Хованский
, Чугунов —
П. Константинов
, Лыняев — А. Хохлов).
1940
—
Свердловский театр драмы
(режиссёр
В. С. Битюцкий
, худ. Кузьмин)
1941
—
Ленинградский БДТ
(реж.
Рудник
; Глафира —
Казико
, Купавина —
Кибардина
, Анфуса —
Грановская
, Беркутов — Мичурин, Чугунов —
Лариков
, Лыняев —
Зонне
).
1942
—
Саратовский театр драмы
(реж.
Слонов
, худ. Шаблиовский; Мурзавецкая — Лещинская, Мурзавецкий —
Слонов
, Глафира — Соболева, Беркутов — Муратов и Карганов, Анфуса — Стрижева, Лыняев — Несмелое).
1945
—
Театр имени Янки Купалы
(
Минск
; реж. Рахленко, худ.
О. Марикс
; Мурзавецкая — Ржецкая, Мурзавецкий — Владомирский, Глафира — Кашельникова, Станюта, Купавина — Галина, Чугунов — Глебов, Беркутов — Бирилло).
1948 —
Театр «Эстония»
, Таллин (перевод Юксипа, он же исполнитель роли Чугунова, худ. Пеэк и Клаус; Мурзавецкая — Вяльбе, Мурзавецкий — А. Эскола, Глафира — Тальви, Купавина — Арт, Лыняев — Нууде, Беркутов — Каарм).
1949 —
Казанский Большой драматический театр
(реж. Медведев, худ. Гельмс).
1950 —
Иркутский театр
;
Костромской театр
;
Тамбовский театр
;
Томский театр
.
1951 —
Ташкентский русский театр
.
1952 —
Закарпатский русский театр
(Мукачево).
1984 —
Ленинградский БДТ
(реж.
Г. А. Товстоногов
; Глафира —
Фрейндлих
, Купавина —
Крючкова
, Беркутов —
Стржельчик
, Лыняев —
Басилашвили
).
Среди исполнителей пьесы в СССР:
Массалитинова
(Малый театр), Сатина (Тбилисский театр), Крамова (Иркутский театр) — Мурзавецкая; Гоголева, Фадеева (Малый театр), Чекмасова (Куйбышевский театр) — Глафира; Костромской (Малый театр), Юровский (Рижский рус. театр), Осис (Латв. театр драмы) — Лыняев; Амтман-Бриедит (Латв. театр драмы), Ф. Волгин (Смоленский театр) — Чугунов;
Шатрова
(Малый театр), Клинт (Латв. театр драмы) — Купавина.
В 1949 году в переводе Д. Магаршака пьеса была поставлена в
Лондоне
.
Современные постановки
[[Файл:Волки и Овцы 27 марта 2022.jpg|мини|320 px|
Театр имени Моссовета
, 27 марта 2022 года. Анфуса —
Ольга Анохина
, Лыняев —
Александр Бобровский
, Беркутов —
Александр Яцко
, Мурзавецкая —
Валентина Талызина
, Купавина —
]—
Мастерская Петра Фоменко
, постановка
Петра Фоменко
, режиссёр Ма Чжэнхун. (Гран-при на международном фестивале «Контакт-93» в
Польше
; там же премия за лучшую мужскую роль у
Юрия Степанова
(роль Лыняева); Премия им. Станиславского у Андрея Казакова за роль Павлина Савельича; спектакль участвовал в
Авиньонском театральном фестивале
(
Франция
) в июле 1997 года)
1994
—
Малый театр
. Режиссёр-постановщик —
В. Н. Иванов
; художник —
А. К. Глазунов
. Мурзавецкая —
Л. Полякова
, Мурзавецкий —
А. Коршунов
, Глафира —
Л. Титова
, Купавина —
И. Муравьева
, Анфуса —
Т. Панкова
, Лыняев —
В. Борцов
, Беркутов —
Н. Верещенко
, Чугунов —
В. Коршунов
, Горецкий —
А. Вершинин
1997
—
Омский театр драмы
, постановка
Аркадия Каца
1998
—
Русский академический драматический театр им. Максима Горького
(
Минск
)
2005
— Челябинский государственный драматический камерный театр (
Челябинск
). Режиссёр — Руслан Ибрагимов, художник-постановщик —
Тимур Дидишвили
2008
—
Театр Российской армии
. Режиссёр-постановщик —
Борис Морозов
, композитор — Рубен Затикян, художник-постановщик — Иосиф Сумбаташвили
2008
— Театр «Комедианты» (
Санкт-Петербург
). Режиссёр-постановщик — Михаил Левшин
2009
—
Московский театр Олега Табакова
(реж.
Константин Богомолов
; Мурзавецкая —
Хайруллина
, Мурзавецкий —
Куличков
, Глафира —
Чиповская
, Лыняев —
Егоров
, Клавдий —
Фомин
, Беркутов —
Угрюмов
, Славик —
Чепурченко
, Тамерлан —
Сексте
)
2009
—
Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ»
. Режиссёр-постановщик — Изольда Хвацкая
2010
—
Липецкий драматический театр
. Режиссёр-постановщик — Юрий Горин, художник — В. Боер
2011
— Азербайджанский государственный русский драматический театр. Режиссёр — Тимур Насиров
Челябинский театр драмы им. Орлова
(
Челябинск
). Режиссёр-постановщик — Аркадий Кац, художник-постановщик — Татьяна Швец
2012
—
Театральный институт имени Бориса Щукина
. Курсовой спектакль режиссёрского факультета. Режиссёры —
Л. Е. Хейфец
и В. Г. Байчер [последний курс Хейфеца в институте как педагога]; сценограф — Яна Кандела
2013
—
Иркутский академический драматический театр им. Н.Охлопкова
.
2015
—
Тамбовский драматический театр
. Режиссёр —
Аркадий Кац
, художник — Татьяна Швец.
2018
— Белгородский государственный академический драматический театр им. М. С. Щепкина. Режиссёр-постановщик — Александр Кузин.
2021
— Новый театр Сочи. Режиссёр-постановщик — Константин Николаевич Демидов.
2022
—
Театр имени Моссовета
. Режиссёр —
Игорь Яцко
; Мурзавецкая —
Валентина Талызина
, Лыняев —
Александр Бобровский
, Беркутов —
Александр Яцко
, Павлин —
Виктор Гордеев
, Мурзавецкий —
Андрей Анкудинов
.
Экранизации
Прототип
Прототипом Меропии Давыдовны Мурзавецкой стала
игуменья Митрофания
(в миру баронесса П. Г. Розен) — дочь
Г. В. Розена
. С 5 по
19 октября
1874 года
в Московском окружном суде слушалось дело по обвинению в подлогах, мошенничестве, присвоении и растрате чужого имущества начальницы Московской епархиальной Владычне-Покровской общины сестёр милосердия и Серпуховского монастыря игуменьи Митрофании (П. Г. Розен)
.
Примечания
(неопр.)
.
Челябинский государственный драматический «Камерный театр»
. Дата обращения: 16 сентября 2018. Архивировано из
3 августа 2012 года.
. Александр Островский. Комедия
(неопр.)
.
Театр «Комедианты»
. Дата обращения: 16 сентября 2018.
16 сентября 2018 года.
(неопр.)
.
Русский драматический театр
(9 сентября 2012). Дата обращения: 16 сентября 2018. Архивировано из
9 сентября 2012 года.
(неопр.)
.
Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова
. Дата обращения: 29 ноября 2011. Архивировано из
16 апреля 2013 года.
от 6 августа 2016 на
Wayback Machine
газета «Красноярский рабочий» 14 октября 2005 года
Ссылки