Джованни ди Паоло
- 1 year ago
- 0
- 0
Джованни Паоло Паннини (Панини) ( итал. Giovanni Paolo Pannini о Panini ; 17 июня 1691, Пьяченца , Эмилия-Романья — 21 октября 1765, Рим ) — итальянский живописец и архитектор эпохи барокко , известный своими работами в жанрах городского пейзажа — ведуты и каприччи : изображения архитектурных фантазий , в основном руин вымышленных античных сооружений .
Будущий художник родился в семье Франческо Марии и Розы Белли, которые обвенчались в Пьяченце 16 января 1687 года, и получил двойное имя от старшего брата: Джованни Паоло Джузеппе, который умер в младенчестве в начале 1688 года. В дальнейшем художник подписывал свои работы именем «Panini», хотя в XVIII веке более распространена была форма «Pannini», которая и закрепилась впоследствии .
Панини поступил в епископскую семинарию Пьяченцы и 19 ноября 1704 года принял первый клирский постриг от епископа Джорджио Барни. В семинарии Панини изучал не только богословские и литературные предметы, но также геометрию и перспективу . В церкви Сан-Винченцо, недалеко от семинарии, работали художники Джованни Евангелиста Драги и Роберто Де Лонге, а также архитектор и « квадратурист » (мастер иллюзорных росписей в архитектуре) Джованни Баттиста Галлуцци, ученик знаменитой семьи «перспективистов» Бибьена . Интерес молодого Паннини, вероятно, был направлен на сценографический характер местной живописи, на которую сильно повлияли художники болонской школы , театральные постановки и работы «квадратуристов» Джованни-Баттисты и Джузеппе Натали , а также картины пейзажиста Андреа Локателли . Все эти влияния заметны в раннем творчестве Паннини.
В 1711 году он переехал в Рим , где обучался рисунку у Бенедетто Лути и работал над убранством таких резиденций, как вилла Патрицци (1719—1725) и палаццо Ливио де Каролис (1720), а также (1721—1722).
В 1718 году Паннини был принят в Папскую академию виртуозов при Пантеоне ; с 1719 года преподавал в римской Академии Святого Луки и в Королевской академии живописи в Париже. В 1755 году Паннини был избран принцепсом (председателем) Академии Святого Луки.
Вместе с Джакомо Дзоболи в 1747 году Паннини составил опись коллекции Саккетти, приобретённой папой Бенедиктом XIV , чтобы сформировать первоначальное ядро зарождающейся Капитолийской пинакотеки . Панини умер в Риме 21 октября 1765 -го года .
Джованни Паоло Паннини начал свою карьеру, посвятив себя украшению дворцов с помощью росписей в «стиле тромплёй» (trompe-l’oeil) . Как художник Панини более известен своими видами Рима; он проявлял особый интерес к древностям города. «Он стал изображать интерьеры знаменитых зданий Рима, перспективы улиц и фантастические пейзажи с античными руинами — классицистически-романтические вариации с игрой света и тени на разбитых колоннах» .
Джованни Паоло Паннини также стал изобретателем своеобразной жанровой разновидности городского пейзажа : так называемых «галерей», картин как бы составленных из других картин, представляющих виды Рима. Граф Этьен-Франсуа де Шуазёль , французский посол при папском дворе в Ватикане , заказал у Паннини четыре таких картины: «Галерея видов древнего Рима» (Galleria di vedute di Roma antica), «Галерея видов современного Рима» (Galleria di vedute di Roma moderna), «Площадь Святого Петра» (Piazza San Pietro) и «Интерьер базилики Святого Петра» (Interno della Basilica di San Pietro). Паннини написал эти картины между 1753 и 1757 годами .
В изображении достопримечательностей Рима особенное внимание Паннини уделял памятникам античности . Большая часть его работ, в особенности «пейзажи руин», причудливы в соответствии с принципами жанра каприччио , в котором свободно сопоставляются памятники, на самом деле расположенные в разных местах. Он также писал портреты современников, включая Бенедикта XIV .
В мастерской Джованни Панини трудились его сыновья Франческо Панини и Джузеппе Паннини (1745—1812), который также был архитектором, живописцем и гравёром .
В римской мастерской Паннини работали французские художники: Юбер Робер , выдающийся живописец-романист , и Жан Оноре Фрагонар . Кoмпозиционные и стилевые особенности его работ оказали заметное влияние на других «ведутистов», таких как Антонио Джоли , Каналетто и Бернардо Беллотто . Жанр и стиль римских ведут Паннини своеобразно продолжил выдающийся римский архитектор и гравёр Джованни Баттиста Пиранези .
В Санкт-Петербургском Эрмитаже имеется шесть картин Джованни Паоло Паннини.