Мадианитяне
- 1 year ago
- 0
- 0
Мадианитяне ( др.-евр. מִדְיָן [Мидьян], греч. Μαδιάμ ) — полукочевой народ, упоминаемый в Библии и Коране (в сурах 7 , 11 и др.). Считались потомками Авраама (от его третьей жены Хеттуры через его сына Мадиана — 1Пар. ). Обитали на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава на севере до Красного моря на юге . В Книге Судей ( Суд. ) мадианитяне отождествляются с измаильтянами .
Мадианитянские купцы привезли Иосифа в Египет. Мадианитяне жили в шатрах и разводили скот и верблюдов ( Суд. ). Дальнейшие упоминания о них связаны с жизнью пророка Моисея , бежавшего к мадианитянам от преследований фараона ( Исх. ).
Дочь священника мадианского Сепфора стала его женой ( Исх. ) и родила ему двух сыновей. В Чис. , сестра Мириам и брат Аарон упрекают Моисея, что он взял жену эфиопку ( кушитку — темнокожую мадианитянку); древние и современные библеисты спорят, была ли Сепфора кушиткой, или у Моисея была вторая жена.
Тесть Моисея Иофор — вождь и жрец мадианитян — приютил бежавшего из Египта Моисея и дал ему жену ( Исх. ). Бог явился Моисею, когда он пас стадо Иофора ( ), и он отправился в Египет спасать евреев ( ), только получив благословение на это у Иофора ( ). Иофор посоветовал Моисею поставить судей (начальников его команды) над народом: «людей способных, боящихся Бога … тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками над народом, чтобы они судили народ в мирное время по малым делам, а о важных делах доносили Моисею» ( Исх. ).
При появлении евреев моавитяне испугались их численности, и мадианитянские старейшины участвовали в призвании Валаама , чтобы он их проклял. Первые же поколения евреев, пришедших из пустыни в Ханаан , стали сближаться с мадианитянами ( Чис. ), поклоняться Ваал-Фегору , чьи праздники были особо развратны ( Ос. ). Это вызвало недовольство Моисея ( «убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору» ( Чис. )), гибель 24000 евреев, поражённых гневом Бога, и проявилось в убийстве внуком Аарона Финеесом мадианитянки (см. легенды о Копье Судьбы ) и появлению заповеди: «Враждуйте с Мадианитянами и поражайте их» ( Чис. ). За этим последовало открытое столкновение, приведшее к первому истреблению мадианитян, описанному в кн. Чис. .
Но в дальнейшем сообщается о возрождении народа и совершении грабительских набегов на землю Израильскую ( Суд. ). Судья Гедеон избавил евреев от семилетнего мадианского ига и лично убил последних упоминаемых мадианитянских царей Зевея и Салмана ( Суд. ). Имя «Зевей» ( ивр. זבח — Зевах) переводится как «жертва», является однокоренным со словом алтарь ( ивр. מזבח — мизбеах) и сопоставимо с арабским именем Забих . Имя «Салман» ( ивр. צלמנע — Цалмунна) имеет этимологическую связь со словом «тень» и конвергировано в русском переводе в имя « Салман » вместе с другим именем ( ивр. שלמן — Шалмон). После казни Зевея и Салмана сообщается о смирении мадианитян ( Суд. ).
Согласно Чис. , евреями были уничтожены все взрослые женщины, мужчины и дети мужского пола из народа мадианитян.
Господь повелел Моисею совершить мщение над мадианитянами, и Моисей , повинуясь воле Господа, велел собрать по тысяче человек с каждого колена .
12-тысячное войско вместе со священником Финеесом отправилось на мадианитян и уничтожило всех мужчин, а также пятерых царей мадианитян и Валаама . Города и селения мадианитян были сожжены.
Награбленную добычу, в том числе скот, и пленённых женщин и детей мадианитян доставили к Моисею. Но он прогневался и распорядился уничтожить всех женщин и детей, оставив только девственных девочек:
и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? <…> Убейте всех детей мужского пола и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя
— Чис.
Добыча составляла 675 тысяч мелкого скота, 72 тысячи крупного скота, 61 тысяча ослов и 32 тысячи девственниц ( Чис. ). Часть этой добычи была оставлена для Бога, в том числе 32 мадианитянские девочки. Также были принесены жертвы Богу в виде золота и денег.
Мадианитянки, оставленные в живых, по некоторым трактовкам Библии, для перевоспитания и последующей ассимиляции , и иная добыча были распределены поровну между всеми членами еврейской общины.
Существует несколько трактовок Библии для определения причин истребления мадианитян:
У христианских святых встречается аллегорическое толкование эпизода. Ефрем Сирин понимает под пятью царями , при помощи которых человек предаётся греху . Нил Синайский обращает внимание на случаи сексуальных контактов между иудеями и мадианитянками, что даёт ему повод счесть последних символом «блудных страстей» (подобное толкование содержится и в одном из патериков ). В кочевом образе жизни мадианитян Нил видит указание на внутреннюю пустоту бездуховного времяпрепровождения .
В книге доктора политологии , доцента Университета Британской Колумбии Адама Джонса « Genocide: A Comprehensive Introduction » истребление мадианитян служит примером геноцида в предысторический и античный периоды. Адам Джонс поясняет, на основе текста Книги Чисел , что уже в те времена геноцид был не только ради уничтожения других народов, но и для эксплуатации представителей этих народов, обычно женщин или девочек . Подобной точки зрения придерживаются доктор социологии Дэниэл Кирот и доктор социальной психологии Кларк Макколи, которые рассматривают истребление мадианитян как геноцид .
Согласно книге « Egypt on the Pentateuch’s ideological map: constructing biblical Israel’s identity », отношения с мадианитянами и последующий их геноцид способствовали временному укреплению самобытности евреев во время их пребывания в пустыне .
Согласно одной из версий, курды считают себя потомками мадианитян, о которых говорится в Библии.
Истребление мадианитян было изображено на одной из росписей Золотой палаты Кремля . Вероятно, этот сюжет ассоциировался у художника с завоеванием Иваном Грозным татарских ханств .