Interested Article - Хамса (Навои)

Символ Хамсы ( Пятерица )

Хамса ( араб. خمسة ‎: пятерица ; узб. Xamsa ) — произведение тимуридского поэта Алишера Навои , написанное им в XV веке на чагатайском языке . Представляет собой поэтический ответ на Хамсе персидского поэта Низами Гянджеви . Название сборника дано самим Навои, которое он интерпретировал как кисть руки ( панжа ), «Панж ганж» (пять сокровищ) и ладонь Бога .

Хамса состоит из пяти частей:

Содержание

Смятение праведных

Навои превозносит трех поэтов: Низами , Хосрова и Джами , поскольку они пленяют умы людей и открывают завесу истины. Словом ( soʻz ) назван облеченный в звук дух ( ruh ). Неоднократно используется образ вина ( may ), который пьянит разум ( aql ). Образ розы раскрывается как книга, прообразом которой является Книга Книг ( Tengri kalomida , I:XIV). Навои обращается к шаху ( Shah ), призывая его заботится его о благе народа (I:XXVI). Далее он описывает быт суфийских шейхов ( shayx ), которые носили хирку , чалму, посох, четки и собирали вокруг себя мюридов ( murid ) с целью их образования ( maorif ). Также он упоминает суфийские кружения ( сама ) и употребление гашиша . Из добродетелей Навои называет щедрость ( saxovat ), которая является признаком умеренности. Щедрости противостоит скупость ( buxl ). Отдельно он упоминает эмира Тимура ( Temur ), который во время похода в Индию помиловал двух влюбленных, видя их жертвенность (I:XXXVII). Описывая рай Ирам , Навои упоминает там гурий ( huri ), розы ( gul ), самшит ( shamshod ), нарцисс ( nargis ) и ирис ( savsan ). Здесь же он рассказывает сюжет о жертвенной любви ( ishq ) соловья ( bulbul ) и розы (I:XXXVIII). Также Навои описывает планету зла Кейван ( Kayvon ) и планету щедрости Муштари ( Mushtari ).

Фархад и Ширин

В поэме "Фархад и Ширин" Навои рассматривает любовный треугольник, где красавицу Ширин любят одновременно и шах Хосров и простой каменолом Фархад. Навои делает Фархада сыном китайского хакана ( Хоқон ). Навои полагает, что избранное имя было неудачным, так как в его состав входило пять букв: разлука, ревность, стенание, расставание и печаль. Фархад быстро освоил все науки, стал сильным, но никто не видел как он веселился. Чтобы развлечь сына хакан строит четыре дворца ( qasr ): розовый (весенний), зеленый (летний), желтый (осенний), белый (зимний). Однако дворцы и пиры ненадолго развлекают Фархада. В сокровищницах своего отца он находит магическое зеркало Искандера, хранящееся в хрустальном ларце и отражающее весь мир. Однако желание это зеркало способно исполнить лишь один раз, а для его исполнения необходимо пройти дракона, Аримана и Сократа . Фархад отправляется в Грецию, стрелами убивает дракона и обретает щит Сулеймана. В джунглях он одолевает Аримана и получает перстень Сулеймана. Далее его путь лежи к замку Искандера, который охраняет сотня железных лучников. Внезапно появившийся Хызр объясняет Фархаду как обойти все препятствия. Против чудовищного льва помогает перстень Сулеймана, а у железных великанов есть слабые места. В замке Фархад обнаруживает светящуюся чашу Искандера. Обнаружив пещеру Сократа, Фархад узнает, что ему предначертана великая любовь, образ которой запечатлен в зеркале Искандера. Фархад путешествует по морям, наблюдая диковинных китов. Через Йемен он прибывает в Армению, где наблюдает строительство арыка в гранитных скалах. Здесь Фархад и встречает красавицу Ширин (племянницу королевы Михин-Бану), у которой две черных косы, розовые щеки и родинка у рта. Счастью влюбленных помешал тот факт, что на Ширин имел виды персидский царь Хосров Парвиз , который не намерен был терпеть отказ. Хитростью был схвачен Фархад. В неволе он погибает, но победа не приносит Хосрову счастья, поскольку на Ширин претендует и его сын Шируйя . Ширин приходит на могилу Фархада и умирает на ней. В Китае начальником войска становится друг Фархада Бахрам.

Лейли и Маджнун

История любви Меджнун и Лейлы традиционна. У арабского вождя рождается сын Кейс, который в школе влюбляется в прекрасную Лейлу. Любовь доводит до безумия и родители Лейлы выдают свою дочь замуж за Ибн-Селляма. Мекка не излечивает бедного возлюбленного. Меджнун уединяется в пустыне, декламирует стихи и становится владыкой волков и газелей. Науфаль со своим отрядом берется помочь Меджнуну, однако тот передумывает и останавливает кровопролитие. Особенностью версии Навои является оптимистический конец, поскольку Меджнун и Лейла сбегают от общества и обретают свое счастье в пустыне.

Семь планет

Поэма "Семь планет" посвящена "царю царей" Бахраму , власть которого признали Рум, Китай и хакан (XV). Этот царь любил музыку, охоту на газелей, вино и кебаб . Навои повествует о встрече Бахрама и Мани, который демонстрирует изображение прекрасной китайской красавицы Диларам ( Дилором ). Загоревшись желанием Бахрам требует красавицу в свой гарем. В описании китаянки присутствуют длинные черные косы, глаза газели, изогнутые брови, рубиновые губы , жемчужные зубы и родинка возле рта, а также багряное шелковое одеяние. Однако, увлекшись своей возлюбленной, Бахрам начал забывать о государственных делах. В результате разбойники наполнили дороги, а среди управленцев начало процветать мздоимство . Однажды красавица проявила дерзость и Бахрам изгнал её в гневе. Опомнившись на следующее утро, он окончательно обезумел. Семь царей решили воздвигнуть семь дворцов, чтобы развеять Бахрама. Затем в семи дворцах поселили семь принцесс из семи королевств по числу дней недели и семи алхимических металлов. В одном из семи дворцов (в золотом воскресном ) поселилась красавица румийка. Навои также описывает восьмибашенный золотой трон, созданный мастером Зейд-Заххабом. Вскоре Бахрам рассердился и на своего придворного мастера. Тот был брошен в колодец, но спасся и убежал к франкам в Кустантынию к монахам-идолопоклонникам. С понедельником был связан Зеленый дворец (где город Шахрисабз ), со вторником - Красный дворец ( Индия ), со средой - Голубой ( Йемен ), с четвергом - Сандаловый (остров в океане), с пятницей - Камфарноцветный (Белая или фарфоровая страна, Китай ), с субботой - Черный ( Сирия , Алеппо). В конце Бахрам воссоединяется с Диларам, но гибнет в воде во время охоты.

Стена Искандара

Завершается свод поэм историей об Искандере , которого нашел в руинах и усыновил Файлакус ( Faylaqus ) — царь Юнана, Рума и Руса. Учителем Искандера был Арасту ( Arastu ) сын Накумохиса, который из гороскопа узнает о великом будущем своего ученика. После смерти Файлакуса власть в Руме наследует Искандер, который всюду водворяет справедливость и расширяет пределы своей империи. Он завоевывает Занзибар и Андалуз . В этот момент соперником Искандера выступил злой царь Дара ( Doro ), которому румийцы прежде платили харадж . Даре подчинялся хакан из Чина, кыпчакский ( Qipchoq ) хан, султаны Ширвана и Египта. Навои подробно описывает войско Дары, в котором были узбеки , калмыки , монголы , ассирийцы , арабы и берберы . В войске Искандера франки (числом в 100 тыс.) составляли правое крыло, а русы (также в 100 тыс.) - левое . Также в этом войске были зинджи . После победы Искандер с почестями похоронил Дару, женился на его дочери Роушанак , выплатил войску вчерашнего врага двойное жалование, а для народа налоговое бремя было ослаблено. Затем он присоединил ко своим владениям Йемен и Шам , а также поклонился Всевышнему в Мекке. Затем настал черед Фарса и Хорезма . Заключив союз с осами , Искандер покорил гурджей и черкас . Далее настала очередь Чина . В Хорасане Искандер воздвиг Герат , а в Мавераннахре Самарканд . В Кашмире его ждали враждебные колдуны, которых он одолел при помощи ученых: Арасту , Афлатун ( Aflotun ), Сократ ( Suqrot ), Волис ( Volis ), Кылинмун, Балинос ( Balinos ) , Хурмус ( Hurmuz ) и Аршамидус ( Arshamidus ). Вместе они создают громовую стрелу, которая поражает горную крепость. Там Искандер обнаруживает чашу Джамшида . Из Кашмира он последовал в Индию, а оттуда через Гуджарат в Оман . Следующей мишенью экспансии Искандера стал Магриб , южнее которого жили гигантские муравьи. Затем он возвратился в Рум, после чего воздвиг Железную Стену против яджуджей . Овладев всем миром, Искандер задумал опустится в стеклянном шаре на дно Океана. Во всех начинаниях ему помогали Хызр и Ильяс .

География Хамсы

География Хамсы отражает представления эпохи Тимуридов. Навои ведет повествование из Герата , который относит к области Хорасан . К северу от Хорасана расположена область Мавераннахр вместе с городом Самарканд . Далее к северу Хорезм . Еще дальше на север Кипчакская степь , где обитают узбеки и калмыки . К югу от Герата помещен Забулистан — родина легендарного Рустама . К востоку от Хорасана расположены степная страна Чин , горный Кашмир и лесистый жаркий Хинд . К югу от упомянутых земель лежит безбрежный океан ( Мухит ) со множеством остров. К западу от Ирана лежит равнинный Шам и горная Армения — родина красавицы Ширин. Далее к западу Рум — вотчина Искандера. На северной окраине Рума разместились Фаранг и Рус, к югу — Миср и Магриб . К юго-западу от Ирана упомянуты Йемен и Оман . Тропическая Африка обозначена как Занзибар — страна зинджей . Южнее Магриба обитают чудовищные муравьи, а по соседству с Фарангом расположена горная цепь Каф, где обитают демонические яджуджи . Каф Навои отличает от Кавказского региона, где расположены известные ему Карабах и Ширван , а также земли гурджей , черкасов и осов .

Примечания

  1. Стена Искандара , LXXXIX
  2. Во время Битвы при Гавгамелах левое крыло войска Александра составляли воины из Фессалии
  3. . Дата обращения: 30 июня 2019. 1 июля 2019 года.

Издания

  • Навои А. Пять поэм. М.: ОГИЗ, 1948. - 469 стр.
  • Навоий А. Хамса. Ташкент, 1958.
  • Навои А. Хамса. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1986.

Ссылки

  • [libking.ru/books/antique-/antique-east/336009-alisher-navoi-stena-iskandara.html Алишер Навои. Стена Искандера]
  • Абдуллоев О.Н. , Душанбе, 2014. (автореферат)
  • . Ташкент, 1990 (автореферат)
  • . Ташкент, 1990 (автореферат)
Источник —

Same as Хамса (Навои)