Interested Article - Двоеперстие
- 2020-02-25
- 1
Двоепе́рстие , или двупе́рстие — принятое в средневековом православии ( Церкви на востоке) и доныне среди старообрядцев и единоверцев сложение пальцев (перстов) правой руки для совершения крестного знамения . Двоеперстие стало общеупотребительным на греческом Востоке в VIII веке (вместо наиболее распространённой в древности и известной по святоотеческим свидетельствам формы перстосложения — единоперстия ). Вытеснено троеперстием — в XIII веке у греков и в 1650-х годах в Московском патриархате в Русском государстве (см. Раскол Русской церкви ).
В Русской церкви сторонники двоеперстия продолжали настаивать на этом перстосложении на том основании, что крестную казнь через распятие претерпел двуприродный Иисус Христос , а не триипостаный единый Бог в трёх лицах . Кроме того, старообрядцы указывали на существующие изображения — иконы , фрески , где были изображены святые , с двуперстным крестным знамением, а также на сохранившиеся мощи святых с двоеперстием, таких как благоверная Анна Кашинская , преподобный Илия Муромец .
Форма и символика
При двуперстном сложении большой палец, мизинец и безымянный палец складываются вместе; каждый палец символизирует одну из трёх ипостасей Бога: Отца, Сына и Святого Духа; а их соединение едино Божество — Святую Троицу.
В двоеперстии два пальца являются символическим выражением догмата Халкидонского собора изображают две природы Иисуса Христа. Средний и указательный пальцы остаются выпрямленными и соединёнными между собой, при этом указательный совсем держится прямо, а средний слегка согнут по отношению к указательному, что символизирует две природы в Иисусе Христе — божественную и человеческую , причём согнутый средний палец указывает на умаление ( кенозис ) божественной природы во Христе.
Максим Грек писал в «Слове о крестном знамении, имже мы знаменуемся»: «Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго. Положением же перст на челе, исповедуем два некая сия, яко от Бога и Отца родися, яко же и наше слово от ума происходит, и яко свыше сниде по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сниде. А положением перстей еже на пупе, снитие его еже на земли, еже во Пречистей утробе Богоматере безсменно зачатие его, и девятомесячное обитание вселение, явственне возвещаем. А обвожением еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящии изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющу к противящымся и непокаряющымся июдеом.»
Вместе с двуперстием, по мнению современных старообрядцев, пришёл обычай поднимать руку ко лбу, опускать на живот и затем переносить её на правое, а потом на левое плечо . Движение руки со лба на живот символизирует сошествие Господа на землю; нахождение руки на чреве показывает вочеловечение Христа; подъём руки от живота на правое плечо изображает Вознесение Господне, а нахождение руки на левом плече — воссоединение Христа с Богом-Отцом.
История
Нет документальных сведений ранее IV века о том, какое перстосложение в раннехристианскую эпоху использовалось при начертании знака креста, но на основе косвенных сведений полагают, что для совершения крестного знамения использовался один палец .
Изображение двоеперстия мы находим на мозаиках римских храмов: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III век), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV век) и т. д. Однако, часть историков, начиная с Евгения Голубинского , считает древние изображения двоеперстия не перстосложением для совершения крестного знамения, а одним из , заимствованным христианами из полного античного учебника риторского искусства «Наставлений оратору» Фабия Марка Квинтилиана и внесённым христианами в иконографию.
Двуперстие при совершении крестного знамения, по мнению русских исследователей XIX — начала XX века, закрепляется после Четвёртого Вселенского собора (V век), когда был выражен догмат о двух природах во Христе, — в качестве контраргумента против монофизитства , хотя прямых подтверждений этой точки зрения нет .
В 893 году двоеперстие впервые упоминается в письменных источниках: оно было в употреблении у православных и у несториан .
То, что принятым перстосложением у православных греков было двоеперстие, явствует из ряда источников: свидетельство несторианского митрополита Дамаска Илии Гевери (893—905); прения на соборе 1029 года патриарха Алексия Студита с яковитским патриархом Иоанном VIII Абдоном; сочинения Петра Дамаскина (около 1157 года), прения с армянами учёного греческого монаха Феориана, посланного для этой цели императором Мануилом Комнином в 1172 году .
В конце X века киевский князь Владимир при Крещении Руси принял двоеперстие, которое в то время было в общем употреблении у греков . Принятое позже у греков «путём обычая» троеперстие — не получило общего распространения в Московской Руси; более того, двоеперстие — как единственно правильное перстосложение — в Московской церкви было прямо предписано в первой половине XVI века сперва митрополитом Даниилом , а затем Стоглавым собором 1551 года ( Стоглав , глава 31-я):
Аще-ли кто двѣма персты не благословляетъ якоже и Христосъ, или не воображаетъ крестнаго знаменія, да будетъ проклятъ, святіи отцы рекоша
Формула анафемы повторяла более ранние греческие тексты (« др.-греч. Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα » ) из греческих богослужебных сборников «Евхологиев» X—XII веков, переведённых на славянский, из чинопоследования: « др.-греч. Απόταξις τῶν αιρετικῶν Αρμενιῶν » .
В конце XVI века учение о том, что необходимо креститься двумя перстами, излагает первый Патриарх Московский и всея Руси Иов в послании к грузинскому митрополиту Николаю:
Молящися, креститися подобаетъ двѣма престы; прежъ положити на чело главы своея, тоже на перси потомъ же на плечѣ правое, тоже и на лѣвое; сегбенiе престу именуетъ сшествiе съ небесъ, а стоящiй перстъ указуетъ вознесенiе Господне; а три персты равны держати - исповедуемъ Троицу нераздѣльну, то есть истинное крестное знаменiе
В первой половине XVII века учение о двоеперстии излагают такие известные московские книги, как «Изложение на люторы» Ивана Наседки (не позднее 1625), «Большой Катехизис» (1627), « Кириллова книга » (1644), « Книга о вере » (1648), «Малый Катехизис» (1649) и Псалтирь (с 1641 ) .
В изданиях Киевской митрополии XVI-1-й половины XVII веков («Максима инока, како подобает знаменоватися крестным знамением» (1584), «Азбука» (1596), «Книга о образех» (1602), «Книга о вере» (1620) и другие) также содержатся статьи посвящённые двоеперстию .
В Русской церкви двуперстие отменено в 1653 году патриархом Никоном , Это решение было утверждено в 1654 году Собором епископов (кроме Павла Коломенского ). Двуперстие было официально осуждено в Русской церкви на Московском соборе в 1656 году. 24 февраля 1656 года , в Неделю Православия , патриарх Антиохийский Макарий , патриарх Сербский Гавриил и митрополит Григорий торжественно в Успенском соборе прокляли тех, кто знаменовался двумя перстами:
Преда́нїе прїѧ́хомъ снача́ла вѣ́ры ѿ ст҃ы́хъ а҆пⷭ҇лъ, и҆ ст҃ы́хъ ѻ҆тє́цъ, и҆ ст҃ы́хъ седмѝ собо́рѡвъ, тво́рити зна́менїе чⷭ҇тна́гѡ крⷭ҇та̀, съ тремѝ пє́рсты десны́ѧ рꙋ́ки, а҆ кто̀ ѿ хрⷭ҇тїа́нъ правосла́вныхъ не твори́тъ крⷭ҇тъ та́кѡ, по преда́нїю восто́чныѧ цр҃кви, є҆́же держа̀ съ нача́ла вѣ́ры да́же до дне́сь, є҆́сть є҆реті́къ и҆ подража́тель а҆рме́нѡвъ, и҆ сего̀ и҆́мамы є҆го̀ ѿлꙋче́на ѿ ѻ҆ц҃а̀ и҆ сн҃а и҆ ст҃а́гѡ дх҃а и҆ про́клѧта.
Решение собора 1656 года было подтверждено на Большом Московском соборе 1666—1667 года. В полемике со старообрядцами православные называли двуперстие выдумкой московских книжников XV века ( Николай Субботин ), а также латинским или армянским заимствованием. С критикой двуперстия как противного святым уставам выступал Серафим Саровский , но слова, которые подписаны именем Серафима, появились в книге позднего происхождения, которую редактировал Николай Елагин , известный любовью к произвольным вставкам.
Двоеперстие было допущено к употреблению в конце XVIII века в Российской церкви как икономия , когда было введено единоверие . На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двуперстное крестное знамение, были признаны «равночестными и равноспасительными».
Примечания
- ↑ от 30 марта 2015 на Wayback Machine Православная энциклопедия .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . enc.biblioclub.ru . Дата обращения: 15 ноября 2023.
- . old.bigenc.ru . Дата обращения: 15 ноября 2023.
- Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь / Под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900—1911. / Т. 4: Гаага — Донатисты. — 1903
- Словарь русского языка Лопатина. 2012
- Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой. 2012
- Полный орфографический словарь русского языка. 2012
- Большой современный толковый словарь русского языка. 2012
- . old.bigenc.ru . Дата обращения: 16 ноября 2023.
- , с. 466.
- Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность патриарха Никона. // Русская история в очерках и статьях / под ред. проф. М. В. Довнар-Запольского. — К., 1912. — Т. III. — С. 701.
- Голубинский Е. О перстосложении для крестного знамения и благословения. (Гл. из его же "К нашей полемике со старообрядцами // Богословский вестник, издаваемый Императорскою Московскою духовною академиею . — Апрель 1892. — С. 42—43.
- , с. 472.
- Мельников Ф. Е. (недоступная ссылка) . — С. 29.
- . Дата обращения: 7 августа 2012. 11 сентября 2014 года.
- Дата обращения: 23 декабря 2014. 7 ноября 2017 года.
- . Дата обращения: 23 декабря 2014. 6 октября 2015 года.
- ↑ . Дата обращения: 7 августа 2012. 24 декабря 2014 года.
- . Дата обращения: 7 августа 2012. 16 августа 2014 года.
- Голубинский Е. от 30 декабря 2014 на Wayback Machine . — С. 65.
- . Дата обращения: 7 августа 2012. 23 декабря 2014 года.
- Каптерев Н. Ф. от 2 мая 2013 на Wayback Machine .
- Голубинский Е. Е . — Т. 2, ч. 2. — С. 475.
- Голубинский Е. Е. — Т. 2, ч. 2. — С. 476.
- Голубинский Е. Е. — Т. 2, ч. 2. — С. 480.
- Успенский Б. А. от 27 декабря 2014 на Wayback Machine — М.: Языки славянской культуры, 2004. — С. 101. — 160 с. — ISBN 5-9551-0033-4 .
- Бенешевич В. Н. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine — София, 1987. — С. 168.
- Дмитриевский А. А. — T. 2: Euchologion. — С. 424.
- Каптерев Н. Ф. от 30 декабря 2017 на Wayback Machine .
- Барсов Н. И. / с предисл. и прим. Н. Барсова. — СПб., 1872. — 36, 40 с. — С. 20.
- Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. — Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. С. 229
- Быстров С.И. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности. — Барнаул: Фонд поддержки строительства храма Покрова, 2009. С. 107-113
- Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов: Время патриаршества Иосифа. — Сергиев Посад: М.С. Елов, 1913. С. 66-68
- от 13 августа 2021 на Wayback Machine М.: Печатный двор, X. 1655; дополнительные статьи 2. VI. 1656 (429 с.)
- от 23 декабря 2014 на Wayback Machine .
Литература
- Голубинский Е. Е. . — СПб. : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1911. — Т. 2. Период второй, московский. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно. Вторая половина тома.
Ссылки
- Лукашевич А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 246—251. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0 .
- 2020-02-25
- 1