Часовенное согласие
(
Стариковское согласие
,
Николаевские беспоповцы
,
Сафонтиевцы
) —
старообрядцы
, первоначально бывшие
беглопоповцами
, но из-за гонений, особенно усилившихся при императоре
Николае I
, оставшиеся без священства.
История
Образовалось в первой половине XIX века, из недр
беглопоповства
. Постоянно испытывая трудности со священниками, а во время гонений на старообрядцев в период царствования Николая I вообще оказавшись без них, группа старообрядцев-беглопоповцев, живших в районе
Витебска
, решила вовсе отказаться от иереев и заменить их наставниками, или
уставщиками
(из мирян).
Часовенные стали одним из доминирующих согласий в Уральском регионе. Часть часовенных поддерживала связи с Иргизскими скитами, получая оттуда Святые Дары. Часовенные также присутствовали среди старообрядцев Поволжья и были весьма многочисленны среди уральских казаков.
Богослужения стали проводиться в
часовнях
(откуда и название согласия). Со временем часовенные фактически превратились в беспоповцев, хотя и не причисляют себя к ним.
Богослужения сохраняют некоторые остатки поповской практики, в некоторых общинах читают «прощение» перед отсутствующим священником и кладут земной поклон. Часовенные не перекрещивают старообрядцев других согласий.
Во второй половине XIX века часовенные уже имелись также в
Сибири
и на
Дальнем Востоке
.
В 1884 году на соборе часовенных старообрядцев в Екатеринбурге было подтверждено учение о вечности священства и принято постановление о начале его новых поисков.
Часовенное согласие в советское время
Разгром Бикинских скитов
В верховьях реки
Бикин
и её притоков было несколько скитов и монастырей часовенных. Один из скитов был в верховьях р. Пея, настоятелем в нём был игумен о. Силуян. После смерти о. Силуяна его сменил ученик и иконописец о. Александр (Шаров). Но вскоре о. Александр перешёл в скит в верховьях реки Бикин, настоятелем был о. Иоанн. Третий скит располагался на реке Зеве в 15 верстах от хутора Баранова, его настоятель о. Савватий
. На притоке Зева ключе Каменном был женский скит с настоятельницей м. Верой
. Скиты поддерживали переписку с Сибирскими часовенными, в частности со скитом о. Саввы, через о. Савватия и о. Вилария
.
В мае 1932 года на Бикине началось крестьянское антиколхозное восстание под руководством Ефима Могильникова, Ивана Дурновцева, Ивана Токарева, Иосифа Старцева и Антона Кулагина. Повстанцы продержались месяц, контролировали 75 посёлков. Отдельные стычки по тайге шли ещё 4 месяца. К делу о восстании было привлечено 3 654 человека. Все скиты были уничтожены
. Сведения о судьбе монахов разнятся. Лишь жители одного села Каменка (около 500 человек) сумели уйти в
Маньчжурию
, там основали деревню
Романовка
, из которой с приходом коммунистов к власти в Китае эмигрировали в Южную Америку, Австралию и другие страны
.
Борьба и угасание скитов Малого Енисея
Игумен
Палладий
оставил в одной из рукописей приписку, указывающую на преемственность игуменов скитов Верхнего Енисея в XX веке: Нифонт, Сергий, Игнатий и Палладий. Отец Игнатий умер в тюрьме перед Второй мировой войной
.
Скиты в Туве это единственный район, где известны случаи массового самосожжения старообрядцев в XX веке. Два случая массового самоубийства были среди старообрядцев, не желавших принимать участие в
переписи населения 1926 года
.
. Последний произошёл в 1941 году, по мнению исследователя Л. Полякова после
нападения Германии на Советский Союз
, так как это событие часовенными Малого Енисея было воспринято, как приход
Антихриста
.
. Причины и обстоятельства самосожжений как в 1926 году, так и в 1941 исследованы недостаточно.
Отец Палладий был арестован трижды, дважды удачно бежал, третий раз был вынужден пойти на компромиссы с властью — сказать, что не возражает против службы молодых старообрядцев в армии. В недавнем прошлом женские и мужские скиты были на Чевилиге, на Большом и Малом
, Акчары, выше
Ужепа
, в посёлке Май
. В 2010 году уцелевшие старообрядческие монастыри Тувы были вывезены отцом Сергием на
Дубчес
вместе со всей утварью, книгами и иконами. Сейчас в Туве осталась только м. Авсияния, которая не захотела покидать старое место
.
Переселение скитов в Западной и Центральной Сибири
Разгром и возрождение Дубчесских скитов
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
Здесь может располагаться
отдельный раздел.
Помогите Википедии, написав его.
(
19 декабря 2020
)
|
После перестройки начались первые прямые контакты со старообрядцами-эмигрантами. В мужском скиту поселился первый насельник преклонного возраста из Соединённых Штатов. Он восторгался благочестием и строгостью скитского устава, писал об этом родным. Зарубежные часовенные весной и осенью по большой воде часто приезжают на исповедь и за ответами на свои духовные вопросы. Руководство старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия централизовалось на Дубчесе. Дубчесские скиты стали всемирно признанным центром согласия
.
Часовенные за рубежами России
После разгрома Бикинских скитов в
Маньчжурии
возникло поселение часовенных деревня Романовка. Параллельно образовались несколько поселений часовенных в отрогах Алтая на территории
Синьцзяна
. Из этих двух регионов Китая после провозглашения
КНР
большинство часовенных эмигрировало в
Австралию
,
Новую Зеландию
и некоторые страны
Южной Америки
(Боливию, Бразилию, Аргентину, Уругвай). В 1960-е годы более тысячи часовенных переехали из Бразилии в
США
(штат Орегон, позднее Аляска), а в 1970-е годы некоторые из них перебрались в
Канаду
.
В 1980-е годы часть часовенных Северной Америки и Австралии решила восстановить институт священства и присоединилась к
Русской православной старообрядческой церкви Румынии
. Сходные процессы отмечены и у российских часовенных.
В 1990-х годах часть часовенных перешли в единоверие, образовав два прихода в Екатеринбургской епархии.
Соборы часовенных
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
Здесь может располагаться
отдельный раздел.
Помогите Википедии, написав его.
(
19 декабря 2020
)
|
-
1723, 29 мая — Собор в дер. Крысановой на Ирюме
-
1777, 28 января — Собор на Невьянском («Старом») заводе
-
1802 или 1804 — Собор в д. Щелконоговой
-
1840, 13 ноября — Тюменский собор
-
1884, 1-2 мая — Екатеринбургский собор 1884 года
-
1887, 11 января — Екатеринбургский собор 1887 года
-
1879 — Теренкульский собор
-
1890, 21 января — Рамыльский собор
-
1902, 22-25 ноября —
Бийский
собор 1902 года
-
1906, 26-27 ноября — Бийский собор 1906 года
-
1909, 1-2 февраля —
Чулымский
собор
-
1910, 5 января — Собор в с. Шатровском
-
1910, 7 февраля — Собор в с.
Сосновая Маза
под
Хвалынском
в Саратовской губернии
-
1912, 29-30 января — Собор в д. Куторок
.
-
1913, 25 февраля — Собор в д. Дружининой
-
1918, 14 сентября — Мишкинский собор
-
1923, 20-22 мая — Больше-Бацалаксюйский собор
-
1924 — Бикинский собор 1924 года
-
1926, 28 дек. — 1927, 2 янв. — Бикинский собор 1926 года
-
1927 — Собор в
Улунге
-
1941, 23-24 июня — Собор в Романовке…, в Китае
-
1943 — Собор в пос. Силинху
-
1953, 31 марта — Собор в Китае, в пос. Татинцван
-
1956, 31 декабря — Приангарский собор в пос. Прилуг
-
1957 — Ангарский собор
-
1974, 10 ноября — Минусинский собор 1974 года
-
1975, 1 ноября — Минусинский собор 1975 года
-
1984 — Собор в Бирикчуле
-
1989, 26 декабря — Заболотный собор
-
1990, 25-26 января — 5-й Мысковский собор
-
1994, 23-24 мая —
Сандакчесский
собор
-
2014, 12 октября — Собор в городе Ревда Свердловской области
.
См. также
Примечания
-
(неопр.)
.
samstar-biblio.ucoz.ru
.
Дата обращения: 30 марта 2021.
19 апреля 2021 года.
-
↑
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 16 июля 2020.
25 октября 2021 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 16 июля 2020.
16 июля 2020 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 15 июля 2020.
15 июля 2020 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 16 июля 2020.
16 июля 2020 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 15 июля 2020.
16 июля 2020 года.
-
Poliakov L.
L'epopée des vieux-croyants. Paris: Perrin, 1991, s. 126.
-
Poliakov L.
L'epopée des vieux-croyants. Paris: Perrin, 1991, s. 183-184.
-
Татаринцева М. П.
Старообрядчество: история, культура, современность
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 27 декабря 2020.
29 марта 2017 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 15 июля 2020.
16 июля 2020 года.
-
-
«Соборное уложение предков на Ирюме в деревне Крысановой» от 29.05.1723 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 9/71-г, л. 109—111 об.
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
"Рассказ о соборе, состоявшемся в часовне Невьянского («Старого») завода 28.01.1777 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 9/73, л. 23 — 32;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
Постановление («совет») собора, бывшего в д. Щелконоговой в 1802 или 1804 г. (см. также изложение этих решений в «Родословии» о. Валентина) — Собрание Ур ГУ, № XV.82р/860, л. 45 — 48 и № XI. 8р/690, л. 102;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Соборное уложение Тюменского собора» от 13.11.1840 г. — Собрание УрГУ, № XV.46р/92, л. 1 — 7 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Описание деяний и постановления Екатеринбургскаго собора» от 1-2.05.1884 г. — ТФ ГАТюмО. Собрание рукописных книг, № 253, л. 5 — 24 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Постановление Екатеринбургскаго собора» от 11.01.1887 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 4/85-г, л. 168—173 об.; № 10/90-г, л. 145—149;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
↑
«Постановление собора Рамыльскаго» от 21.01.1890 г. (с включением постановлений Теренкульского собора 1879 г.) Собрание ИИ СО РАН, № 4/85-г, л. 161—167 об.; № 10/90-г, л. 140—144 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Бийское соборное уложение» от 22-25.11.1902 г. с добавлениями Бийского собора 26-27-11.1906 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 4/85-г, л. 173—184; № 10/90-г, л. 149 об. — 153 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Бийское соборное уложение» от 22-25.11.1902 г. с добавлениями Бийского собора 26-27-11.1906 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 4/85-г, л. 173—184; № 10/90-г, л. 149 об. — 153 об.;
-
«Чюлымское соборное постановление» от 1-2.02.1909 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 4/85-г, л. 185—191 об.; № 10/90-г, л. 156—160 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Рассуждение» собравшихся в с. Шатровском 5.01.1910 (1902 ?) г. — Собрание УрГУ, № 82р/860, л. 48 об. — 53 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 12 июля 2020.
Архивировано из
12 июля 2020 года.
-
-
Суждение о наставнике собравшихся в д. Дружининой 25.02.1913 г. (1905 ?) — Собрание УрГУ, № 82р/860, л. 54 — 55;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Мишкинское соборное постановление» от 14.09.1918 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 8/97, л. 1 — 4;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
Постановления Больше-Бацалаксюйского собора от 20-22.05.1923 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 8/97, л. 4 — 7 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Бикинское Соборное Уложение» 1924 года находится в следственном деле «Старообрядческой повстанческой организации» —
Караман В. Н.
История старообрядцев Тернейского района Приморского края
от 17 июля 2020 на
Wayback Machine
-
(неопр.)
Дата обращения: 17 июля 2020.
17 июля 2020 года.
-
(неопр.)
Дата обращения: 17 июля 2020.
17 июля 2020 года.
-
«Бикинское соборное уложение» от 28.12.1926 г. — 2.01.1927 г. — Государственный архив Приморского края, ф. 15808, оп. 1, д. ПУ 7048, т. 1, л. 62 — 64 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Соборное уложение в населении Романовке…, в Китае» от 23-24.06.1941 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 10/90-г, л. 164 об. — 165 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
(неопр.)
Дата обращения: 12 июля 2020.
14 июля 2020 года.
-
«Соборное уложение в Китае», в пос. Татинцван от 31.03.1953 г. л. 162—164 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
Приангарское соборное уложение в пос.
от 31.12.1956 г. — л. 165 об. — 167;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 14 июля 2020.
13 мая 2020 года.
-
Постановления Минусинского собора от 10.11.1974 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 9/97-г, л. 15 об. — 17 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
Минусинское соборное уложение от 1.11.1975 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 9/97-г, л. 17 об. — 21;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
Рассказ А. Г. Мурачева о соборе в Бирикчуле в 1984 г. и о Заболотном соборе 26.12.1989 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 9/97-г, л. 21 — 27 об.
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
Рассказ А. Г. Мурачева о Заболотном соборе 26.12.1989 г.; Постановления Заболотного собора («духовного суждения») от 26.12.1989 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 9/97-г, л. 21 — 27 об., л. 28 — 30;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Уложение пятого Мысковского собора» от 25-26.01.1990 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 9/97-г, л. 54а, 54б;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
«Сандакчесское соборное уложение» (с «историческими пояснениями») от 23-24.05.1994 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 9/97-г, л. 40 об. — 56 об.;
от 12 июля 2020 на
Wayback Machine
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 12 июля 2020.
12 июля 2020 года.
Литература
-
//
Вургафт С. Г., Ушаков И. А.
Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. 1996
-
Безгодов А. А.
// Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2010 год
-
Покровский Н. Н.
// История: научные поиски и проблемы: (Памяти д-ра ист. наук проф. А. П. Пронштейна). Ростов-н/Д, 2000. — С. 115—152.
-
Юхименко Е. М., Мальцев А. И., Агеева Е. А.
//
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2002. — Т. IV : «
—
Бессмертие
». — С. 702—724. — 752 с. —
39 000 экз.
—
ISBN 5-89572-009-9
.
-
Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д.
Староверы-часовенные на Востоке России в XVIII—XX вв. Проблемы творчества и общественного сознания. — М.: Памятники исторической мысли, 2002. — 471 с
-
Старухин Н. А.
«Воззвание к старообрядцам часовенным» — полемический памятниксибирских староверов-«австрийцев» // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. — № 3. — С. 53-57
-
-
-
Костров А. В. Феномены культуры современных старообрядцев-часовенных Енисейской Сибири. Красноярск: КАСС, 2021. 412 с.
|
Беспоповцы
|
|
Поповцы
|
|
Стрелкой →
указаны разделения согласий, а также подтечения согласий, выделившихся из более крупных. В скобках — год появления, разделения или выделения.
|