«
Окру́жное посла́ние еди́ные, святы́е, собо́рные, апо́стольские, дре́вле-правосла́вно-кафо́лические це́ркве: в назида́ние и предостереже́ние возлю́бленных чад от не́которых вре́дных и неле́пых сочине́ний
» — обращение к
старообрядцам
, приемлющим священство
Белокриницкой иерархии
, подготовленное
Илларионом Кабановым
(Ксеносом), обнародованное Московским духовным советом 24 февраля 1862 года. Было подписано архиепископом Московским и Владимирским
Антонием (Шутовым)
, епископом Браиловским
Онуфрием (Парусовым)
, епископом Казанский
Пафнутием (Шикиным)
, епископом Балтским
, священноиноками Евфросином, Илиёй, иереями Петром Драгуновым, Феодором Вохонским, иеродиаконами Пахомием, Ипполитом, диаконом Кирилом, иноком Белокриницкого монастыря
Алимпием (Милорадовым)
и дьяком Семёном Семёновым. 15 апреля 1863 года подписано также
заграничными
старообрядческими епископами: епископом Славским
Аркадием (Шапошниковым)
, епископом Васлуйским
, епископом Тульчинским
Иустином (Игнатьевым)
, а также белокриницким архидиаконом Филаретом.
«Окружное послание», которое должно было стать первым шагом на пути к унификации идеологии Белокриницкого согласия, сразу же после публикации вызвало крайне неоднозначную реакцию и стало одной из причин его раскола на «окружников» и «неокружников». Наибольшее возмущение у радикально настроенных членов белокриницкого согласия вызвали утверждения «Окружного послания» о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» официальная Российская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и тому подобное есть богохульник. Вся полемика окружников с неокружниками велась главным образом вокруг этого пункта. Большинство клириков и мирян Белокриницкой иерархии в итоге приняли «Окружное послание», но, тем не менее, неокружники смогли обзавестись собственной иерархией, среди которой, впрочем, вскоре начались разделения. В советское время неокружническая иерархия пресеклась.
Издания
Окружное послание Единыя, святыя соборныя апостольския, древле-православно-кафолическия Церквe. — Яссы. Типография А. Бермана. 1864. — 24 л., 7 л.
Окружное послание Единыя, святыя, соборныя, апостольския, древле-православно-кафолическия Церкве. — Яссы: Типография А. Бермана. 1874. — (64) с.
Окружное послание Единыя святыя соборныя апостольския, древле-православно-кафолическия Церкви с приложениями. — Коломыя : Издатель инок Никола, 1876 (Тип. Михаила Белоуса). — [2], 1-41 л.; 8° (24 см).
Окружное послание, составленное И. Г. Ксеносом [псевд.] и изданное старообрядческими епископами 24 февраля 1862 года, с приложением Устава и Омышления, составленных тем же автором / Изд. Н. С. Субботиным с предисл., прим. и портр. Ксеноса. — Москва : Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1885 (обл. 1886). — 226 с., 1 л. фронт. (портр.); 24.
Окружное послание, составленное И. Г. Ксеносом [псевд.] и изданное старообрядческими епископами 24 февраля 1862 года, с приложением Устава и Омышления, составленных тем же автором / Изд. Н. С. Субботиным с предисл., прим. и портр. Ксеноса. — [2-е изд.]. — Москва : Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1893. — 225 с., 1 л. портр.; 24; —
—
—
Окружное послание, составленное И. Г. Ксеносом и изданное старообрядческими епископами 24 февраля 1862 года, с приложением Устава и Омышления, составленных тем же автором : с предисловием и примечаниями профессора Н. И. Субботина и портретом Ксеноса. — Москва : Издание Братства св. Петра митрополита, 1910. — 203, [1] с.; 23 см.
Окружное послание старообрядческих епископов, изданное 24-го февраля 1862 года : напечатано с подлинника. — Москва : Издатель И. П. Фёдоров, 1911 (обл. 1912). — 31 с. : факс; 22 см. —
;
; —
Кабанов И. Г. Окружное послание единыя, святыя, соборныя, апостольския Древле-православно-кафолическия Церкве // Собрание сочинений / свт.
Арсений (Швецов)
, епископ Уральский и Оренбургский ; [сост. и примеч. В. В. Боченкова и В. В. Волкова] ; Русская православная старообрядческая церковь, Митрополия Московская и всея Руси, Архив, Б-ка редких книг и рукописей "Рогожское книгохранилище"). - Москва ; Ржев : Маргарит, 2010-. - 21 см. - (Серия "Наследие старообрядческих полемистов, начетчиков и писателей"). Т. 3: Полемические сочинения 1871-1888 гг. Цикл работ об Окружном послании 1877-1899 гг. Т. 3 . - 2013. - 493, [2] с., [4] л. ил., фот.;
ISBN 978-5-91974-052-0
// С. 313-329.
Критика Окружного послания
Парфений (Агеев)
, Разбор Окружнаго послания, составленнаго лжеархиепископом Австрийско-поповщинской секты Антонием с сотрудниками/ [соч.] основателя и строителя Спасо-Преображенскаго Гуслицкаго монастыря, иеромонаха Парфения. - Москва : В тип. П. Глушкова, 1863. - 79 с.; 22 см —
Н. И. Попов
, Окружное послание старообрядцев поповщинского согласия / [Соч.] Николая Попова. - Москва : тип. Бахметева, 1865. - 35 с.; 16.
Попов Н. И.
, Что такое современное старообрядчество в России? Опыт исследования. - (Приложение) Окружное послание поповщины. — М.: Синод. тип., 1866. — 111 с. —
В. М. Карлович
, Критический разбор Окружного Послания и все оттенки направления самого автора его / В.М.К. - Черновцы : тип. Г. Чоппа, 1889. - [3], 99 с.; 23. —