Оранжевый портрет с крапинками
- 1 year ago
- 0
- 0
Ряби́новцы (также рябиновское согласие, рябиновский толк, рябиновщина ) — старообрядческое согласие беспоповцев , выделившееся из течения самокрещенцев . Отличалось от остальных старообрядцев в основном тем, что его сторонники отказывались молиться на иконы , на которых присутствовал кто-либо кроме изображаемого образа. В связи с малочисленностью почитаемых ими икон, вырезали для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева, поскольку считали, что именно из рябины был сделан крест, на котором распяли Христа . Самоназвание рябиновцев — «согласие по кресту», «христиане по кресту» или «по честну кресту», то есть поклоняющиеся кресту Христову, без написания плоти Христовой.
Течение рябиновцев является ответвлением нетовщины , которая в свою очередь, является одним из направлений беспоповства .
Сведений о данном согласии осталось немного, поскольку с другими старообрядческими согласиями рябиновцы в религиозную полемику не вступали и литературы после себя не оставили. Некоторое количество сведений осталось в деле, заведённом в Казанской духовной консистории об уклонении нескольких православных прихожан в рябиновское согласие.
Данное согласие возникло примерно во второй половине XVIII в., однако известность получило только в 1848 г. после заведения вышеуказанного дела. Главным религиозным наставником рябиновцев в 1840-х годах был некий чистопольский купец А. В. Логутов, поэтому согласие в то время называли логутовщиной. Институт религиозных наставников был обычным для беспоповства, поскольку они считали, что в связи с реформами патриарха Никона новых священников рукоположить больше некому, а «еретических» священников они не признавали.
Через некоторое время рябиновщина из Казанской губернии постепенно проникла в Нижегородскую , Самарскую и затем почти во все приволжские губернии .
Около 1870 г. последователи согласия уже основали свою моленную в тогдашней столице, Санкт-Петербурге.
Несмотря на то что рябиновцы придерживались общих для всех беспоповцев обрядов и преданий, они имели основное от них отличие — отказ поклоняться иконам, на которых, кроме поклоняемого лица, присутствуют изображения посторонних лиц и предметов. Такими иконами например, могут считаться «Вход Спасителя в Иерусалим», на которой Христос изображается сидящим на осле . Отказ поклоняться данной иконе мотивировался рябиновцами тем, что «животному не должно поклоняться». Или икона Воскресения, на которой изображено разрушение ада , отказ в поклонении которой рябиновцы объясняли тем, что «аду также не достойно поклоняться»
В связи с этим, ассортимент икон был достаточно невелик, поэтому рябиновцы вырезали из рябинового дерева восьмиконечные кресты объясняя свой выбор тем, что именно из рябины, упоминающейся в Библии под названием « певга », был сколочен крест, на котором был распят Христос. Изображение Христа на крестах и какие-либо надписи рябиновцами не приветствовались.
Также рябиновцы, в отличие от остальных беспоповцев, не имитировали свою церковную жизнь без духовенства , а, наряду с другими согласиями, разрабатывали свои традиции религиозной жизни, как то:
Кроме того, рябиновцы признавали только одну молитву : «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!».
Несмотря на то что количество последователей данного течения было, в целом, немногочисленным (около 20-30 тысяч человек по данным на начало XX века), в городе Чистополе это согласие было самым распространенным.
Молельня рябиновцев не имела каких-либо отличительных знаков и размещалась в обычном доме. В середине молельни находился иконостас , покрытый чёрным лаком, на котором находились иконы и кресты. Служба проходила в соответствии с общепринятым церковным уставом, однако без пения, поскольку всеми беспоповцами, и рябиновцами, как их подтечением, считалось, что «во времена Антихриста » петь не следует.
Несмотря на некоторую скрытность и нежелание афишировать убеждения, некоторые описания церковной службы рябиновцев всё-таки дошли до нашего времени. В частности, более-менее подробная информация о рябиновцах описана в журналах « Православный собеседник » под авторством Ивановского Н. И. от 1867 года и « Церковный вестник » (статья Кондратова) от 1890 года, а также в книге «Руководство для сельских пастырей», изданной в 1874 году.
Согласие рябиновцев было распространено на Каме , в Чистополе и его окрестностях. Также рябиновские общины были зарегистрированы в селе Малый Толкиш Чистопольского уезда и в селе Шереметьевка , ныне Нижнекамский район . По свидетельству очевидцев, в середине XIX века общины рябиновцев также существовали в Нижегородской, Самарской и многих других приволжских губерниях.
Сведения о распространении данного течения в настоящее время отсутствуют.