Амвросий (Рождественский-Вещезеров)
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Амвро́сий Белокрини́цкий (в миру Амире́ас Папагеорго́пулос , греч. Αμοιρέας Παπαγεωργόπουλος , в старообрядческих источниках Андрей Попович ; 1791 , село Маистра, Восточная Фракия , Османская империя — 30 октября ( 11 ноября ) 1863 , Цилли , Австрийская империя ) — бывший митрополит Босно-Сараевский ( Константинопольский Патриархат ), перешедший в 1846 году в старообрядчество и основавший белокриницкую иерархию ( Русская православная старообрядческая церковь и иные, имеющие с ней общение).
В последней был канонизирован в лике святых в 1996 году ; память — 30 октября по юлианскому календарю .
Родился в деревне Маистрос (турецкое название ; ныне район Энез , ил Эдирне , Турция ). Сын греческого священника Константинопольского Патриархата Георгия Папа-Георгополоса (22-го священника в своём роде). Окончил духовное училище. В 1811 году женился, в том же году митрополитом Эносским был рукоположён в священники. В 1814 году овдовел, в семье остался сын Георгий. В 1817 году был пострижен в монашество. Состоял при архиерейском доме митрополита Эносского Матфея.
С 1823 года был настоятелем Троицкого монастыря на острове Халки в Мраморном море , затем стал протосингелом Константинопольской церкви.
В 1835 году Константинопольским Патриархом Григорием VI был рукоположён во епископа и поставлен митрополитом Босно-Сараевским .
В отличие от своих предшественников, не защищавших интересы своей славянской паствы ( боснийских сербов ), митрополит Амвросий занял иную позицию. Во время восстания сербов против турок сочувствовал повстанцам. По данным автора «Истории Белокриницкой иерархии» профессора Николая Субботина , в целом разделявшего общее для Синодального периода негативное отношение к старообрядцам:
Митрополит Амвросий явился исключением из боснийских владык- фанариотов . Человек от природы добрый, он не мог равнодушно смотреть на бедственное положение народа — стал на его сторону и по возможности старался облегчить его нужды. Это было таким необыкновенным явлением, так противоречило издавна сложившемуся народному понятию о греческих архиереях, что народ даже не признавал Амвросия за грека: утвердился слух, что он природный славянин, и именно болгарин. Вот замечательные слова об Амвросии, занесенные в одну боснийскую летопись: «Этот владыка был святой человек, он много заботился о бедных. Он был родом болгарин, вовсе не был сребролюбив и радел только о том, чтобы народу было покойно, чтобы народ не терпел неправды».
Легенду о болгарском происхождении митрополита Амвросия развил впоследствии старообрядческий инок Павел (Великодворский) , придумав ему другие мирское имя — Андрей, поскольку имени Амирей нет в святцах , и славянизировав фамилию иерарха — Поппович.
Раздражённый действиями митрополита Амвросия, турецкий правитель Сараева убедил несколько богатых купцов написать Константинопольскому Патриарху донос на митрополита Амвросия, в котором, в частности, сообщалось, что митрополит поддерживал антитурецкое восстание.
Новый Константинопольский Патриарх Анфим IV , опасаясь возможного конфликта с турецкими чиновниками, 12 сентября 1840 года своим распоряжением отозвал Амвросия в Константинополь , куда последний смог выехать только 27 декабря 1841 года, поскольку провел некоторое время в сараевской тюрьме как несостоятельный должник.
По прибытии в Константинополь , будучи безместным архиереем, бедствовал со своим женатым сыном Георгием.
В начале 1846 года на него вышли представители русских старообрядцев- беглопоповцев из Австро-Венгрии — иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов) , занимавшиеся поисками епископа, который согласился бы учредить для них старообрядческую иерархию. Ещё до посещения Константинополя иноки Павел и Алимпий получили в 1844 году от правительства Австро-Венгрии разрешение на учреждение в старообрядческом Белокриницком монастыре ( Северная Буковина ) архиерейской кафедры. Старообрядческие посланники рассказали митрополиту Амвросию об истории своей церкви и её современном положении, убедив его возглавить русских старообрядцев.
Существует рассказ инока Алимпия о том, что владыка Амвросий долгое время не давал своего согласия на присоединение к старообрядцам, но затем вдруг изменил свою позицию. На решающей встрече с посланниками он сказал:
Вчера, проводя вас, я был занят мыслию: добро ли мне предлагается. С этою мыслию, помолясь Богу, я лёг. Но не успел я ещё уснуть, как вдруг предстал предо мною во свете священнолепный муж и сказал: «Что ты много утомляешься размышлениями. Это великое дело тебе суждено от Бога исполнить и от русского царя пострадать». При последнем слове «пострадать» я содрогнулся и очувствовался, но никого не было, только в комнате виден был свет, который постепенно исчезал, наподобие того, как бы кто уходил с зажжённой свечой. Сердце моё исполнилось и страхом и радостью, так что я от восторга всю ночь без сна проводил в своих к Богу молитвах, и решил дать вам полное моё согласие; ибо если на это есть Божие благоволение, то мы обязаны его с радостью исполнять.
16 апреля 1846 года митрополит Амвросий подписал документ о том, что он «по чистой совести за благо изволил поступить в староверческую религию в сущем звании митрополита» и обязуется «по прибытии в Белокриницкий монастырь, учиня церковное присоединение согласно правилам святых отец, неотлагательно поставить там в наместники себе другого архиерея, как дозволено всевысочайшим указом». В свою очередь, представители старообрядцев обязались «содержать его высокопреосвященство господина митрополита Амвросия на всем монастырском иждивении во всяком спокойствии и удовлетворении во всю его жизнь». Таким образом, выполнялось требование австрийских властей о том, чтобы на них не возлагалась обязанность по материальному содержанию старообрядческого архиерея.
В конце мая 1846 года, вместе со старообрядческими послами, митрополит Амвросий выехал в Австрию. Некоторое время передвигался по турецкой территории в казачьей одежде с документами на имя казака-старообрядца и, только прибыв в Добруджу , в которой жили старообрядцы, получил от турецких властей архиерейский паспорт; 11 июля был представлен австрийскому императору Фердинанду .
12 октября 1846 года прибыл в Белую Криницу , где был торжественно принят старообрядцами; 28 октября был торжественно присоединён к старообрядчеству вторым чином (чрез миропомазание ) в Белокриницком монастыре.
За время возглавления старообрядческой церкви совершил хиротонии двух епископов: Кирилла Майносского и Аркадия Славского , а также пятерых священников и троих иеродиаконов . Таким образом была учреждена «Белокриницкая» старообрядческая иерархия (в дореволюционной русской литературе часто именовалась «австрийской»), которая была признана рядом старообрядческих общин; некоторые иные — так называемые « беглопоповцы » в новейшем смысле — не подчинились митрополиту. Они обосновывали свою позицию сомнениями в действительности крещения митрополита Амвросия (старообрядцы признают только «полное» крещение в три погружения, а не « обливательное », принятое у католиков и у части православных), точкой зрения о том, что митрополит был запрещён в служении к тому времени, как он принял предложение старообрядцев. Также у них вызывала сомнения искренность решения митрополита присоединиться к старообрядцам. Старообрядческий автор начала XX века Фёдор Мельников посвятил одну из своих работ опровержению таких аргументов, в частности, указывая на то, что в греческой церкви того времени не практиковалось «обливательное» крещение, а сам митрополит, находясь на покое, принимал участие в патриарших богослужениях. В 1903 году работу о крещении митрополита Амвросия опубликовал старообрядческий епископ Иннокентий (Усов) .
На своём соборе 2007 года Русская древлеправославная церковь (бывшие «беглопоповцы») признала, что владыка Амвросий «после удаления с Боснийской кафедры являлся заштатным архиереем, проживал на покое в Константинополе и не состоял под запрещением в священнослужении вплоть до его присоединения к старообрядчеству», однако вопросы крещения митрополита Амвросия и мотивации его присоединения к старообрядчеству, по-прежнему были названы «вызывающими недоумение» .
По воспоминаниям старообрядческой инокини Евфросинии о владыке Амвросии во время пребывания в Белокриницком монастыре,
служил он на славянском языке, читал Евангелие, говорил возгласы очень отчётливо и правильно. Во время службы часто плакал от умиления. Крестился истово и складывал персты очень старательно. Кланялся очень низко. Жил в двух келиях, в которых было много икон. Пища была самая простая: суп или похлёбка, каша и рыба, когда дозволялось уставом. Занимался физическим трудом в саду. Говорил по-русски, но некоторые слова произносил по-церковнославянски.
В декабре 1847 года российский император Николай I потребовал от правительства Австрии прекратить деятельность митрополита Амвросия и закрыть Белокриницкий монастырь. Австрийские власти вызвали митрополита в Вену , где ему была предложена альтернатива — либо вернуться в юрисдикцию Константинопольского Патриарха (при этом ему было передано письмо Патриарха с обещанием милостей в случае покаяния), либо отправиться в пожизненную ссылку. Митрополит Амвросий выбрал ссылку, заявив, что «я единожды сию религию принял и уже вспять возвращаться не желаю». При этом монастырь был закрыт, но вскоре вновь открыт, оставшись центром старообрядчества.
26 июля 1848 года митрополит получил предписание отправиться в город Цилли (ныне Целе, Словения ), где оставался в течение 15 лет. Вместе с ним находился сын Георгий с семьёй. Поддерживал переписку со своей паствой, иногда тайно принимал старообрядческих представителей.
Скончался 11 ноября 1863 года от водянки. Был похоронен на греческом кладбище в Триесте ( Италия ), так как в Цилли не было православных кладбищ.
В 1912 году старообрядцы намеревались перенести его останки в Белую Криницу, но этот проект не реализовался из-за начавшейся Первой мировой войны .
В 1996 году причислен к лику святых решением Всеобщего освященного собора, состоявшегося в селе Белая Криница. Тогда же было принято решение о перенесении мощей из Италии в Белую Криницу (Украина), создана совместная церковная комиссия по перенесению мощей, в которую вошли представители Московской митрополии и Браильской митрополии (Румыния) .
В мае 2000 года останки святителя были перенесены в город Браила ( Румыния ), в который из Белой Криницы была перенесена старообрядческая митрополичья кафедра, и захоронены в кафедральном .